Цели:
- систематизировать и обобщать знания о четырехугольниках их свойствах, признаках и площадях;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;
- воспитывать трудолюбие, силу воли в преодолении трудностей.
Подготовка к уроку
Класс разбивается на 2 команды так, чтобы "силы" команд были равными; выбираются капитаны команд. Учащиеся рассаживаются за парты, как показано на рисунке:
|
|
|
Учителю помогают двое учащихся из старших классов.
Ход урока
I. Проведение соревнования.
1-й а тур “Разминка”. Приложение 1, Приложение 2
Решение задач по готовым чертежам.
Чертежи представлены на доске. В туре “Разминка” команды могут получить максимальное количество максимальное количество баллов – 10.
1-й б тур “Разминка”. Приложения 4, 9, 12, 13, 14, 15
- Историческая справка о нахождении площадей геометрических фигур.
- Сочинение о геометрических фигурах “Применение геометрических фигур”.
2-й тур “Вопрос – ответ”. Приложения 3, 5
Учитель задает вопросы каждой команде по очереди. Учащиеся честно отвечают на них.
Если команда не отвечает на свой вопрос, то право ответа переходит к команде соперников.
(За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)
Вопросы I команде
|
Вопросы II команде
|
3-й тур “Спешите ответить и решить”
Задания-билеты:
- Доказать у доски теорему о площадях четырехугольника. (По одному человеку от каждой команды тянут билеты, выбирая теорему и доказывая ее (по 6 баллов)).
- Доказать на месте теоремы о площадях четырехугольников. (По два человека от каждой команды. Парный контроль: те, кто доказывает теоремы у доски, принимают теоремы у членов команд противника (по 6 баллов)).
- Решить задачи. (К доске вызываются по два человека от каждой команды (по 4 балла за каждую задачу)).
Задачи для участников команд:
1) На рисунке ABCD – прямоугольник, точка М – середина стороны ВС. Периметр прямоугольника ABCD = 48 см, а сторона AD в два раза больше стороны АВ. Найдите площади прямоугольника ABCD и треугольника ABN.
2) В равнобедренной трапеции основания равны 20 и 30 см, а угол 45°. Найдите площадь трапеции.
3) Площадь трапеции 60 см", высота 3 см, а основания относятся как 3:7. Найдите основания трапеции.
4) В параллелограмме ABCD отрезки ВК и BN – его высоты, равные соответственно 3 см и 4 см. Найдите площадь параллелограмма ABCD.
Игра “Математическое лото”. Приложения 6, 7
(По четыре человека от каждой команды работают с картами математического лото (по 4 балла за каждую задачу)).
А. Найдите стороны прямоугольника, если его
площадь 32 см2, а одна сторона в 2 раза больше другой. Б. Сумма трех углов параллелограмма равна 280°. Найдите все углы параллелограмма. В. По рисунку найти площадь трапеции. Угол А= 30° |
A. Найдите площадь ромба, если его сторона 16 см, а один из
углов 30°. Б. В равнобедренной трапеции диагональ составляет с боковой стороной угол в 120°. Боковая сторона равна меньшему основанию. Найдите углы трапеции. B. По рисунку найти площадь прямоугольной трапеции. Угол D = 45. |
|
|
Ответы: А. 4 см и 8 см Б. 80° и 100° В. 288 см2 |
Ответы: A. 128 см2 Б. 40° и 140° B. 200 см2 |
(Сделать дополнительные карточки с ложными ответами: 1) 256 и 512; 2) 20 и 160; 3) 512. Здесь учтены ошибки, которые могут сделать ребята.)
Задание “Разрезная теорема”. Приложение 8
Учащиеся работают с разрезными карточками с теоремами. Участвуют по два человека от каждой команды. Карточка с теоремой разрезается на части и смешивается с разрезными частями другой теоремы. Ученику дается задание собрать ту или иную теорему. (Участники получают по 1 баллу за каждый правильный ответ.)
Карточки
№ 5
Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.
Проверить правильность ответа легко и быстро – достаточно проверить номера карточек; или еще быстрее: дать задание ученику подсчитать их сумму, а у учителя она подсчитана заранее.
5 + 11 + 17 + 23 + 29 – 85
(Номера карточек пишутся произвольно.)
4-й тур “Гимнастика ума”. Приложение 9
Задание: сложить из спичек равновеликие фигуры. Задание выдается каждой команде. (По 1 баллу за правильный ответ.)
I команда Из 12 спичек сделан ключ. Переложить в нем 4 спички так, чтобы получилось три равновеликих квадрата
|
II команда В фигуре из 10 спичек переложить 5 спичек так, чтобы получилось 3 равновеликих квадрата.
|
Ответ:
|
Ответ:
|
Подведение итогов. Приложение 11
Подсчет общего количества баллов каждой команды. Награждение победителей.
Ответы к уроку-соревнованию.
1-й тур “Разминка”