Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение знаний об имени существительном"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

  • обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном, закрепить умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;
  • воспитывать интерес к предмету, навыки самоконтроля.

 Оборудование

  • карточки с названием падежей;
  • карточки с падежными вопросами;
  • сигнальные карточки для определения падежа;
  • индивидуальные карточки с текстом;
  • таблицы;
  • перфокарты

Содержание и ход урока.

I. Организационный момент.

– Сегодня мы завершаем изучение большой темы – “Имя существительное”. Итак, вспомним всё, что нам известно об имени существительном.

II. Упражнения по определению падежей.

Как называется изменение имён существительных по вопросам? /Склонение или изменение по падежам/

– Сколько падежей в русском языке? /В русском языке 6 падежей/

– Какая скороговорка поможет запомнить названия и последовательность падежей?

Иван рубил дрова, Василиса топила печь.

1. Вспомним названия падежей и вопросы.

/Два ученика работают у доски./

1 учениквыставляет карточки с названием падежей;

2 учениквыставляет карточки с вопросами

Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Дательный Кому? Чему?
Винительный Кого? Что?
Творительный Кем? Чем?
Предложный О ком? О чём?

2. Словарная работа.

На доске таблица.

Читал г-зету
Ехал (по) ш-с-е
В новом п-льто
Пить м-л-ко
Жить (в) д-ревне
Вышел (из) м-тро

Задание:

  • прочитать

/левая часть таблицы остаётся, правая закрывается/

  • записать, как запомнили

Проверка: самопроверка по таблице.

а) Определить падеж существительных /сигнальные карточки/

б) – Назовите словосочетания с несклоняемыми именами существительными.

в) – Какие ещё несклоняемые существительные вы знаете?

3. Игра “Какой падеж?”

  • Падеж “работяга”(Т.п.)
  • В каком падеже стоит подлежащее?(И.п.)
  • Какой падеж без предлога не употребляются?(П.п.)
  • Предлоги к и по пишутся с существительными в(Д.п.)
  • Вспомогательное слово “вижу”(В.п.)
  • Какой падеж никогда не имеет при себе предлога?(И.п.)
  • Вспомогательное слово “горжусь”(Т.п.)

4. Работа с перфокартами.

Задание: Определите падеж выделенных существительных, поставьте +” в нужном столбике.

1. В зоопарке мы видели волка.

2. На снегу виднелись следы зайца.

3. Тепло зайцу косолапому в его шубке.

4. Дятел застучал клювом по осинке.

5. Тучи ползли по небу мохнатым зверем.

6. Ландыш любит лесную глушь.

 

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

1.

     

+

   

2.

 

+

       

3.

         

+

4.

   

+

     

5.

       

+

 

6.

+

         

5.Блиц–опрос “Говори правильно!”

Задание: Поставить имена существительные в родительный падеж.

лоб – (лба) лёд – (льда)
рот – (рта) мох – (мха)
пень – (пня) рожь – (ржи)

III. Три склонения имен существительных.

– Какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонениям?

– Что такое синонимы?

– Что такое антонимы?

1. Работа по вариантам /карточки/

Задание: 1 вариант. Дописать антонимы, определить склонение.

день – (ночь)
исток – (устье)
правда – (ложь)
добро – (зло)
польза – (вред)
радость – (грусть)

2 вариант. Дописать синонимы, определить склонение.

дорога – (путь)
метель – (вьюга)
источник – (ключ)
граница – (рубеж)
холод – (стужа)
свидание – (встреча)

Проверка: коллективная.

2. Прочитать записанные имена существительные.

Мышка, олень, дочка, степь, печка, поле, ночка, морковка.

Задание: Выписать только имена существительные 1 склонения и образовать от них однокоренные существительные 3 склонения

мышка – мышь
дочка – дочь
печка – печь
ночка – ночь
морковка – морковь

3. Составить из слов предложение.

Сверкающий, опушке, снег, на, леса, лежит

На опушке леса лежит сверкающий снег.

Задание:

а) Разобрать предложение по членам предложения.
б) Определить склонение имён существительных.
в) Провести морфологический разбор слова на опушке

  • Окончания имён существительных

На доске карточки:

- Е

- И

– Что можно сказать об этих окончаниях?

Окончание – Е пишется у существительных первого склонения в дательном и предложном падежах и у существительных второго склонения в предложном падеже.

Окончание – И пишется у существительных первого склонения в родительном падеже и у существительных третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

- Е

1 склонение

Д.п., П.п.

2 склонение

П.п.

- И

1 склонение

Р.п.

3 склонение

Р.п., Д.п., П.п.

1. Работа с перфокартами.

Задание: Определить склонение, дописать название падежа и окончание.

1 ряд – погода
2 ряд – медведь
3 ряд – тетрадь

/три ученика работают у доски/

падеж склонение ( ) окончание
 

погод

 
 

погод

 
 

погод

 
 

погод

 
 

погод

 
 

погод

 
падеж склонение (1) окончание

И.п.

погод

Р.п.

погод

Д.п.

погод

В.п.

погод

Т.п.

погод

-ой

П.п

погод

Проверка: самопроверка.

V. Множественное число имён существительных.

– Как отличить существительное во множественном числе от существительного в единственном числе?

Имена существительное во множественном числе обозначают два или несколько предметов.

1. Работа по карточкам.

– Прочитайте окончания имён существительных во множественном числе.

– Впишите падеж имён существительных, имеющих такие окончания.

_____

-а -и

-ы -я

-ев -ов -ей

нулевое окончание

И.п.

- а - ы

- я - и

_____

-ов

-ей

-ев

нулевое окончание

_____

-ами

-ями

_____

- ам

- ям

_____

-ах

-ях

2.Блиц – опрос “Говори правильно!”

Заменить существительные единственного числа существительными множественного числа.

учитель учителя
директор директора
сторож сторожа
инженер инженеры
шофёр шофёры

3. Самостоятельная работа.

Задание. Списать текст, ставя существительные в скобках в форму множественного числа. Выделить окончания, определить падеж.

В (поле) гудит вьюга. На (река и озеро) от (мороз) трещит лёд. Снег лежит на (тропинка, скамейка, крыша).

/Два ученика работают на доске./

в полях – П.п.
на реках и озёрах – П.п.
от морозов – Р.п.
на тропинках, скамейках, крышах – П.п.

Проверкасамопроверка.

Блиц – опрос “Говори правильно!”

Образовать родительный падеж множественного числа.

учителя учителей

туфли туфель

места мест

килограммы килограммов

апельсины апельсинов

яблоки яблок

VI. Обобщающий контроль.

Тест.

1. Найдите имя существительное.
а) яркая; б) добрый; в) читает; г) школьник; д) бежит.

2. Найдите имя существительное в единственном числе.
а) блокноты; б) книга; в) журналы; г) газеты; д) тетради.

3. Найдите имя существительное в дательном падеже.
а) лисой; б) лисы; в) лиса; г) лисе; д) лису.

4. Найдите имя существительное в творительном падеже.
а) ученика; б) ученику; в) учеником; г) об ученике; д) ученик.

5. Определи падеж существительного в предложении: Широко раскинулась наша страна.
а)
именительный; б) родительный; в) дательный; г) винительный; д) творительный.

6. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
а) Кого? Что? б) Кому? Чему? в) Кто? Что? г) Кем? Чем? д) О ком? О чём?

7. В каком падеже существительное не употребляется без предлога?
а) дательный; б) винительный; в) родительный; г) предложный; д) именительный.

8. В каком падеже существительное является в предложении подлежащим?
а) предложный; б) дательный; в) родительный; г) винительный; д) именительный.

9. Какие предлоги употребляется с существительными в родительном падеже?
а) о, об, на; б) над, под, перед; в) по, к; г) от, до, из;  д) за, про.

VII. Подведение итогов урока