Урок математики в 5-м классе по теме "Деление с остатком" с использованием ИКТ

Разделы: Математика


Цели: закрепить умение решать примеры на все арифметические действия; формировать умение делить с остатком, стимулировать учащихся к получению новых знаний; повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

Оборудование: мультимедиа установка

Ход урока

1. Организационный момент.

Наша задача с вами сегодня рассмотреть деление с остатком. Эта тема знакома вам с начальной школы, но сегодня вы узнаете еще что – то новое. В ходе решения примеров мы должны с вами отработать приемы при делении с остатком. В конце урока подведем итоги: Что нового вы узнали по данной теме.

В тетради: число, классная работа, тема: Деление с остатком

2. Работаем устно: по цепочке с 1 ряда – условие и ответ.

 

3. Объяснение нового материала.

Решим следующую задачу.

 За 4 часа гоночный автомобиль преодолел расстояние 497 км. Какова скорость этого автомобиля?

img2.gif (405 bytes)

Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?

Ответ: Деление 497 на 4. Надо расстояние разделить на время.

В результате мы получаем деление с остатком.

Как быть с вопросом у задачи?

Как ответить правильно на вопрос, поставленный в задаче?

Как называются компоненты при делении?

Как они будут называться при делении с остатком?

Зарисовать в тетради и подписать.

Как выполнить правильную запись для деления с остатком?

497:4=124 (1 остаток)

Задание в рабочих тетрадях № 18.1 (1 и 4 строка)

Какие действия здесь необходимо выполнить? 2 ученика у доски – выполнить деление с остатком.

Делимое Делитель Неполное частное Остаток

611

76

?

?

3706

?

308

?

?

15

48

6

619

54

?

?

700

?

5

60

?

93

16

32

Ответ: 1 строка 8 и 3
4 строка 11 и 25

Молодцы! Поставить около строчки + при верно выполненном задании.

Устно:

93:3
124:4
88:4
120:6
810:9
155:5

Что говорят в тех случаях, когда остатка нет? Деление нацело

Как проверить правильно ли выполнены вычисления?

378:7=54
378 = 54*7
382:7=54(4 ост.)
382 = 54*7+4

Как записать равенство(формулу)на математическом языке для нахождения делимого через неполное частное, делитель и остаток?

Если обозначить:

а – делимое а = в•n + r
в – делитель
n – неполное частное
r – остаток, то как выразить делимое через неполное частное, делитель и остаток в виде равенства?

-----------------------------------

4. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

----------------------------------------

а = в•n + r

Переведем данную формулу, записанную на математическом языке на обычный язык.

Учитываем, что чтение выражения начинается с последнего выполняемого действия.

В нашем случае – это сумма.

При делении с остатком делимое равно сумме произведения делителя на неполное частное и остатка от деления.

Записать в тетрадь

5. Д/з п.18. №279(устно), 284, выполнить до конца р.т. 18.1.

6. Подведем итоги данной части урока.

Тема урока: Деление с остатком

Как называются числа при делении?

Как называются числа при делении с остатком?

Как вычислить неизвестное делимое через делитель, неполное частное и остаток от деления?

7. Закрепление материала: Р.т. 18.1 2 и 5 строка.

Как здесь будем выполнять? Нам неизвестен в 1 случае делитель и остаток, а во втором случае делитель?

Ваши пути решения.

1. 3706/308 = 12 (остаток 10)

Выполним проверку: 308*12+10=3706

2. Пусть х – делитель, тогда х*5+60=700

Х*5=700-60
Х*5=640
Х= 640:5
Х=128

8. Подведение итогов.

Презентация