Цели урока
Образовательные:
– закрепление знаний о букве и звуке;
– формирование умения определять
местоположение звука в слове, развитие
фонематического слуха;
– закрепление знаний об окружающем мире.
Коррекционные:
– коррекция общей и мелкой моторики,
координации движений;
– коррекция развития высших психических
функций;
– коррекция эмоционально-волевой сферы;
– совершенствование речевых способностей,
наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
– воспитание умения слушать музыку,
определять её характер;
– воспитание аккуратности;
– воспитание умения высказывать свои мысли и
слушать других, работать в группе.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
– раздаточный материал (предметные
картинки);
– индивидуальные зеркала;
– магнитофон, кассета “Времена года”
П.И.Чайковский;
– компьютеры;
– диск с компьютерной презентацией
дидактического материала;
– маски-короны зверей для инсценировки.
Ход урока
Этапы деятельности |
Содержание деятельности |
Использование ИКТ | Организационные формы |
I. Организационный момент. Выявление темы урока.II. Артикуляционная гимнастика. |
Учитель настраивает детей на работу. – Ребята, послушайте музыку и стихотворение, и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. Учитель читает стихотворение: Провела она над нами снеговыми
рукавами, И поэтому нам очень, очень нравится… (зима) – Обратите внимание на экран. На каких картинках изображена зима? Как вы догадались? По каким признакам? Учитель: Давайте составим схему слова ЗИМА. ( Дети составляют схему слова и дают характеристику каждому звуку.) – Посмотрите, сегодня с нами вместе будет путешествовать Мальчик-звук, а какой догадайтесь сами (на доске вывешивается картинка гнома на машине). – Какие предметы вы видите, и что в их названиях общего? (звук М). – Верно, у нас в гостях Звук и буква М, он нам поможет в путешествии, и с его помощью мы узнаем много нового. Учитель: Для того чтобы нам легко было выполнять все задания, мы выполним разминку для губ и языка. И в этом нам поможет волшебное зеркало. (Дети берут зеркала) – Посмотрите на зеркало, что вам оно напоминает? Лёд. Какой бывает лёд? Посмотрим в ледяную поверхность и увидим, как в сказке своё отражение.
|
Магнитофон, звучит музыка из альбома “Времена года” П.И. Чайковского. Презентация компьютерная, слайд №1 |
Коллективная работа Коллективная работа |
III. Развитие фонематического слуха. |
Учитель:
Учитель предлагает вспомнить написание и охарактеризовать букву М. Имя – М; Произношение – сомкнутые губы, зубы разомкнуты – есть преграда, значит он согласный. Родители – голос – звонкий. Учитель: мальчик– звук предлагает отправиться в путешествие. По пути смотрите по сторонам, и выполняйте его задание: если увидите картинки, в названии которых встречается звук М, подойдите ко мне и шепните на ушко. (В классе по стенам развешаны картинки, учащиеся свободно передвигаются и выполняют задание). |
||
IV. Физминутка. Развитие динамической координации движения |
Учитель: Ребята, а как можно развлекаться зимой? – Вот и мы с вами поиграем в “снежки”.
(На доске открывается импровизированный тир с картинками: слон, дом, кот, сом, сноп, гном, лом. ) Дети имитируют руками лепку снежков, можно взять бумагу, и “бросают снежок” в цель, чётко произнося это слово. |
Компьютерная презентация. Слайд №2 |
Коллективная работа |
V. Развитие мелкой моторики рук. Тренировка дыхания. |
Учитель:
Падает снег. Имитация падающего снега, подушечками пальцев легко постукиваем по парте. Какой бывает снег? (Лёгкий, пушистый, белый, холодный и др.) Сейчас мы увидим снежинки. Ученикам даются ниточки с прикреплёнными на них кусочками ваты – это снежинки. Дети дуют на них, то сильнее, то слабее. 1.В тетради рисуем кружочки, снежинки. 2. При помощи подручного материала на салфетке изображаем букву М. (по выбору) На партах лежат мелкие камни, пластилин, проволока. |
Индивидуальная работа Проверяют друг у друга |
|
VI. Развитие фонематического голоса. Тренировка слогового чтения. Работа с учебником. |
Учитель: – Замели метели и затянули свои монотонные песни: то тихо, то громко. Не размыкая губ, спойте их песни. (Ученики протяжно произносят звук М, то тише, то громче). – Затем пришли морозы. Ударили сначала легко, потом посильнее, и, наконец, очень крепко. (у детей карандаши в руках, они изображают удары мороза, отрывисто произнося звук М, с нарастающей силой в голосе) ммм ммм ммм Учитель: Откройте учебники. (Чтение слогов открытых и закрытых, слов) |
Коллективная работа Самостоятельная, а затем работа в парах. |
|
VII. Физминутка. |
– Опустите голову вниз, касаясь подбородком груди. Делаем круговые движения головой в обе стороны. Это крутит – вертит зимняя вьюга. – Поднимите руки вверх, в стороны – это ветви деревьев. Покачайте ими и опустите вниз. Это снег слетел с еловых лапок. – Наклонитесь, свесьте руки, как плети, покачайте ими из стороны в сторону. Это треплет ветер косы у берёзки.
Дети медленно двигаются по классу, вращаются и приседают.
Дети начинают быстро бегать, кружиться. Полетели, понеслись. Приседают, засыпают. |
||
VIII. Развитие фонематического анализа. Работа с тестом. |
Учитель: Ребята, у всех есть свой дом, и каждое слово живёт в домике, помогите мне, пожалуйста, заселить их в нужные дома. И поможет нам компьютер. Для этого вы будете нажимать кнопкой мыши на квадратик около картинки, в названии которой звук М слышен в начале слова. Затем в середине. И, наконец, в конце слова. |
Работа с диском, выполнение теста. Слайды №3, №4, №5. |
|
IX. Развитие творческих способностей, артистизма |
Учитель: У каждого есть своё жилище, а как вы думаете, а это что за зверь и где он живёт?
– Найдите на картинке дом медведя. Кто же может в нём жить? (Медведь, медведица, медвежонок) – Какой звук мы слышим в начале этих слов? А сейчас мы с вами попадём в такую берлогу и посмотрим, что же делают медведи. Инсценировка стихотворения (дети надевают короны). Ведущий:
Медвежонок:
Медведица: “Баю – баю, надо спать,- Ведущий: напевает сыну мать. Медведица:
– Что приснилось медвежонку? – Что общего в этих словах? |
Компьютерная презентация Слайд №6 Слайд №7 |
|
X. Итог урока |