Разработка урока на тему "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами. Роль конструкции с однородными членами в рассказе Л.Н. Толстого "После бала"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л. Толстого «После бала»;
  • закрепить знания учащихся об однородных членах, связанных сочинительными союзами; отработать навыки постановки знаков препинания при однородных членах, развитие творческих способностей детей;
  • показать учащимся несовместимость жестокости с нравственностью.

Методические приемы: самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, заполнение кластера, работа со схемами, работа по тестам, составление предложений (развитие речи), игра «8 шагов».

Средства обучения: презентация, тесты, карточки, схемы, учебники русского языка и литературы.

Ход урока

I этап.

1. Словарно-орфографическая разминка.

Работа по карточкам. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. свеклА
  2. премировАть
  3. прИбыть
  4. Экспертный

Ответ: 2.

2. Игра «8 шагов»

Визуалам – игра на листках (Таипов, Зиннатуллина, Гисматуллин А.)

Аудиалам – читаю вслух

(Работы проверяются).

Ребята, какие звучали вопросы, о чем? (О простом предложении, об однородных членах предложения)

Значит, о чем, по вашему, мы будем говорить сегодня на уроке? (Об однородных членах предложения…)

Да, верно, ребята. А еще мы будем говорить о роли конструкций (об экспрессивных возможностях) с однородными членами в рассказе Л.Толстого «После бала» . СЛАЙД 1 Для этого мы вспомним содержание рассказа при помощи тестов . Тест на компьютере будут выполнять только желающие, а остальные на бумаге или вспомнят рассказ про себя. 3.Компьютерный тест (Приложение 1)

II этап.

1. Вспомним, что мы знаем об однородных членах предложения? (Проверка домашнего задания) В словарных тетрадях учащиеся заполняют кластер с последующей проверкой. СЛАЙД 2

2. Работа с текстом художественного произведения.

Сейчас я вам предлагаю лингвистический эксперимент. Допишите предложение, взятое мною из рассказа : Она была прелестна: … (высокая, стройная, грациозная и величественная). Нарисуйте схему. (О, О, О и О) Объяснить постановку знаков препинания.

– Что значит величественная? Обратимся к словарю. (Учащаяся читает значение слова по Словарю русского языка Ожегова (Величественная – исполненная достоинства)

Итак, с первой страницы рассказа мы можем увидеть, как бережно и умело обращается Толстой с русским языком, как точно выбирает единственно нужную конструкцию.

– Как связаны между собой однородные члены в данном предложении?

(Интонационно и сочинительной связью)

– Вспомним, как делятся сочинительные союзы по значению?

(Соединительные, разделительные, противительные) СЛАЙД 3

Делаем первый промежуточный вывод урока: перед одиночным, неповторяющимся соединительным или разделительным союзом между однородными членами запятая не ставится.

3. – Сообщите, пожалуйста, результаты вашей исследовательской работы.

Как часто и где Толстой употребляет конструкции с однородными членами?

(Наиболее часто предложения с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах , передающих душевное состояние Ивана Васильевича).

4. А теперь проведем коллективную исследовательскую работу.

Проследим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах и рассмотрим пунктуацию. Вспомним , когда мы при однородных членах ставим и не ставим запятые.

СЛАЙД 4 (Таблица-схема)

1гр. читает отрывок с описанием Вареньки

2гр. читает отрывок с описанием отца Варенки.

Находим предложения с однородными членами и объясняем пунктуацию.

Толстой часто использует однородные члены при описании портрета. Почему? (…) СЛАЙД 5

2-ой промежуточный вывод урока. Предложения с однородными членами создают очень точную картину, позволяют описать героя подробно, передать все детали, так что мы можем ясно представить его.

Какой вам представляется Варенька, ее отец? Составьте предложения , используя данные схемы.

5. Восстановление авторского текста. Самостоятельная работа.

А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому. (Текст дается в карточках с пропуском прилагательных. Приложение 2).

Сопоставьте свои варианты с текстом автора. Какие определения преобладают в предложении? ( Преобладают определения, передающие цвет)

Как называется такой прием? (Цветопись)

С какой целью Толстой использует белый цвет? (Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. Белый цвет – олицетворение чистоты, света, радости).

Как еще Толстой передает душевное состояние Ивана Васильевича? (Через музыку: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение).

Найдите в тексте это предложение. В чем его особенность? (Я… танцевал и кадрили, и вальсы, и польки…- это предложение с однородными дополнениями, соединенными , повторяющимся союзом И)

Проведем лингвистический эксперимент.

Перестройте это предложение по схеме: О,О,О. Что меняется? (Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению)

СЛАЙД 6 (Итак, рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами , помогающими точно и ярко передавать детали внешности и особенности характера, создавать определенное настроение).

6. Опираясь на ваши исследования, возьмем другие эпизоды, где тоже преобладают предложения с однородными членами, - описание мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам, и описание наказания татарина. (Приведите из текста примеры, объясните пунктуацию.Учащиеся зачитывают соответствующие предложения из текста, 1 гр. – 1-ый эпизод, 2-ая гр. – 2-ой эпизод)

– Какие предложения здесь преобладают? (Предложения с однородными сказуемым и обстоятельствами)

7. Вывод урока. Учащиеся (сильные) самостоятельно делают вывод о том, когда запятая ставится и не ставится. Другая половина классного коллектива читают теоретический материал на стр. 132 учебника.

III. Тестирование на компьютере

(Приложение 3).

IV. Обобщение урока.

«Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…», – говорит герой-рассказчик. А что было причиной, ребята? Что не совместимо с нравственностью? (Жестокость)

Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого, одним из самых тяжких человеческих пороков.

Подведение итогов урока.

СЛАЙД 7 (Итак, погрузившись в язык Толстого, мы наблюдали сегодня, как «работают» предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя)

V. Домашнее задание.

1гр. Написать текст-рассуждение на тему: «Роль предложений с однородными членами в рассказе Л. Толстого «После бала».

2 гр. Написать сочинение-миниатюру с использованием предложений с однородными членами на тему: «Жестокость приводит к гибели любви»