Интегрированный урок "Птицы, занесенные в Красную книгу (священные птицы)"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: восприятие новой темы.

Форма урока: интеграция предметов (природа и человек + родная речь). Журнал «Ньургуьун» - «Подснежник» - устный журнал.

Цели и задачи урока:

Образовательная:

  1. Знакомство с птицами, занесенными в Красную книгу.
  2. Священные птицы.
  3. Понятие литературной сказки.

Воспитательная:

  1. Воспитание взаимоотношения друг с другом.
  2. Вера в потенциал человека.
  3. Бережное отношение к окружающей среде.
  4. Донести до учащихся понятие внутренней красоты (Человек красив, не внешней, а внутренней красотой).

Развивающая:

  1. Обучение умению анализировать, сравнивать, развивать логическую мысль в поиске и нахождении нужного, основного понятия.

Валеологическое направление:

  1. Внешний вид, речь, манера поведения.

Ход урока

1. Организационный момент

– подготовка к восприятию урока. (Звучит музыка с голосами стерхов).

– Дорогие учащиеся и гости, от учащихся IV класса вам Неруен-Нергуй!

Пришла с вами общаться и работать Лена Васильевна.

Я хочу с вами познакомиться:

– Кто любит танцевать? (хлопаем в ладоши).

– Кому снится хороший сон?

– Кто любит играть в лапту? (быстро вскочили с места).

– У кого сегодня хорошее настроение? Покажите улыбочку. Вот и мы с вами познакомились, поэтому говорят: «Коровы при знакомстве мычат, а люди-разговаривают».

2. Постановка цели к уроку:

– Ребята, что вы услышали в начале урока? (голоса птиц и стерха). Значит, какая сегодня у нас тема на уроке? (о птицах), а поконкретней? Поможет вам задание, написанное на доске: из букв соберите слово, подбором букв выводят словосочетание «Красная книга». Значит, какова тема урока? (птицы, занесенные в «Красную книгу»). Какова основная цель урока? (почему птицы были занесены в Красную книгу). Какие задачи определим, чтобы разрешить цель нашего урока?

– Какой?

– Почему? (причина).

– Как оберегать?

3. Объяснение понятия.

а) Природа сотворила величайшее чудо – это быстрокрылые птицы. Когда видишь и слышишь их пение, радуется душа, словно она хочет взлететь высоко как они. Но приходить в уныние и тягостное настроение, когда чувствуешь, что им, этим красавцам, больно и обидно.

Мас, сибэкки, от уонна чыычаах,
Куруук кемускэнэр кыахтара суох эбээт,
Кинилэр имири суттэхтэринэ,
Хаалыахпыт со5ото5ун бэйэбит эрэ.
(Дерево, цветы, трава и птица,
Не могут защитить себя,
Если исчезнут они,
Останемся мы одни).

– Значит, почему появилась Красная книга? – чтобы не исчезли с лица земли наши птицы. Это государственный документ. Эта книга была учреждена в 1996г., хранится в городе Морж (Швейцария). Данная книга – наш великий советчик. (На слайде – места, где размножаются, птицы, дают потомство). – (Пословица «Книга – хороший советчик»).

б) Черный журавль, свое гнездо делает в болотистых, тонких местах. Это редкая из птиц, всего 20-25 пар отмечено и записано.

Стерх плодится и выводит птенцов центральном бассейне реки Яны и Алазен. В старину говорили, что Стерх показывается в глаза к удаче, а место, где его видели, считалось священным. Это редкая птица, поэтому стерх занесен в красную книгу.

Лебедь – это самая большая птица из птиц. В основном выводит птенцов на берегах рек Колымы, Индигирки, Вилюя. Якуты считают, что лебедь приносит счастье, богатство. Этой птице преклоняются, очень почитают.

– Наша книга имеет цветные страницы. Внимательно рассмотрите, что вы заметили?

Вот черный цвет, это цвет птиц, животных, которые вымерли, исчезли. Мы их никогда не увидим.

– А это страница желтая, это птицы, численность которых катастрофически сокращается – орел, сокол, клоктун…

– А каким цветом показали малочисленных птиц? – белым, это ястреб, черный журавль, стерх…

– Зеленый цвет – птицы, численность их может увеличиваться.

– Есть на нашей планете птицы, которые мало изучены это серый цвет.

– Красный цвет – предупреждающий знак, это очень редкие, исчезающие птицы, их мы должны защищать и охранять.

– А теперь скажите, что нужно делать, чтоб охранять, защищать этих птиц? (запретить на них охоту, открывать заповедники и заказники, защищать их места размножения).

– Наша республика, государство ведут большую работу по их охране и защите. Открытие заповедников, заказников создает им условие для увеличения их численности.

в) Работа по карточке, возьмите листы. Нужно определить по цвету и в какую страницу Красной книги можно их включить.

г) Обобщение: Что узнали?- Красная книга имеет разноцветную страницу. Наши птицы красивы, очень прекрасны, поэтому есть пословица: «Птица красива цветом окраски, а человек - умом».

4. Мы подустали, прервемся и сделаем психологическую паузу.

Все встали, на время «превратимся» в красивых стерхов – «Движение – основа здоровья» (пословица).

5. а) Из этих птиц, как вы думаете, кто самый красивый? (лебедь).

– Правильно. У нас, в Якутии, есть два вида лебедей – Дойдулаах (кликун) и Быытта куба (Малый лебедь).

По бассейнам реки Вилюй раньше проживало много лебедей, об этом свидетельствует название озер и лугов «Кубалаах».

Шестьсот лет назад в Англии, лебедя считали королевской птицей. В Дании раньше велась охота на лебедя за мясо (оно считалось деликатесом) и пух. Отсюда вышел и стал известен великий сказочник Ганс Христиан Андерсен, которому исполняется 200 лет со дня рождения. (из выставки произведений Андерсен выясняют, какие сказки знают дети). Сегодня мы познакомимся с одной сказкой (стр.232 в книге «Ньургуьун») – находят сказку «Гадкий утенок».

б) Чтение сказки по абзацам (читают учащиеся).

Вопросы:

– В первой части (абзаце) о чем говорится? – Лебедь-самка, высиживает яйцо. Вот из скорлупы появляется утенок.

в) Как можно озаглавить первую часть? – Варианты обсуждения. Видно, что молодая мать терпеливо, долго сидела на яйце и ей дороги все ее утята. (название первой части пишется на доске)

г) Чтение второй части, использование словаря якутского языка при выяснении лексического значения слов.

– Куда повела мать своих детенышей?

– Что такое «птичий базар»? (посмотрите на карточку).

– Как встретили утки семью молодой мамы?

– Почему остальным уткам не понравился утенок, появившийся из большого яичка? (был очень безобразный и с плохой окраской пуха).

– Какими словами автор подтверждает это? – находят из текста.

– Находим заглавие второй части. (Гадкий утенок)

– как вы думаете, только ли бывают случаи пренебрежительного отношения птиц?

– Да, среди людей тоже встречаем это.

д) (После анализа, обсуждения такого отношения к утке, учитель обобщает варианты выражения своего отношения к людям со стороны учащихся и останавливается на духовно-нравственной оценке людей, живущих среди нас;)

– Человек с самого рождения уникален, природа наделяет его человеческой душой, будь он внешне не отличается от других, но у него есть внутренняя душа по-своему, красивая, которая только принадлежит ему, значит, он прекрасен, несмотря на свою внешность, которая бросается в глаза об этом вы должны думать.

И вот Андерсен, прекрасно знающий жизнь, все ее положительные и отрицательные стороны, затрагивает в своей сказке вопросы нравственности, которые встречаются не только среди животных, птиц и людей.

Самостоятельная работа над сказкой дальше поможет вам узнать, что приходилось пережить, попадаться в различных ситуациях и вы задумаетесь над судьбой бедного утенка.

6. Самооценка.

К какому выводу мы пришли. С какими птицами мы сегодня ознакомились?

– Почему этих птиц, занесли в Красную книгу?

– Как мы можем охранять их?

– Даем самооценку своей работе с помощью фишек, показываете соответствующий цвет.

а) узнал много нового, работал на уроке активно (зеленая фишка).

б) многое воспринял, иногда сидел и не мог участвовать – красная фишка.

в) было очень интересно, но я не работал не в полную силу – желтая фишка.

Видно, что мы с вами много поработали на уроке. Какую цель постановим на будущее?

– Правильно, занть других, охраняемых и занесенных в Красную книгу птиц. О них вы узнаете по материалам нашего музея Природы.

– Почему сказка названа «Гадкий утенок», готовьтесь выразить свою мысль об этом.

7. Домашнее задание:

читать дальше сказку, работать над озаглавливанием остальных частей и записать.

Сегодня мы все работали хорошо – очень довольны друг другом. В память об уроке всем вручаем напамятные жетоны, заканчиваем урок таким благословением:

Не ломайте никогда
Дома поры, дупло зверей и птиц.
Пусть маленькие утята
Живут рядом с нами…

До следующей встречи!