Суть подхода заключается, с одной стороны, в открытии, принятии и осознании детьми правил написания букв и соединений; с другой стороны – это детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде рабочих моментов на математический расчет, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков. Данная методика способствует успешному формированию графического навыка и каллиграфического письма, всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации в школе, благодаря игровому подходу и серьёзному вниманию к ранним успехам ученика. Технология преподавания позволяет успешно сформировать у школьников графическую зоркость, пространственное восприятие, умение анализировать, классифицировать, логически мыслить.
Формирование графического навыка – весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также терпения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выработки графического навыка повторные действия должны совершаться детьми не механически, ради самих повторений, а с целью решения определенных конкретных задач, осознания необходимости этих повторений для приобретения навыка.
Принцип осознанного письма является в этой методике ведущим. И лишь благодаря этому принципу ребёнок освобождается от необходимости действовать по методу проб и ошибок.
Задача учителя – научить ребёнка писать красиво и грамотно и при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач.
Свою работу по данной методике я предлагаю рассмотреть на примере одного из уроков обучения грамоте «Письмо строчной буквы “р”».
Цели:
- Научить писать строчную букву “р”. Закрепление графических и каллиграфических навыков письма.
- Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость, пространственные соотношения букв-знаков.
- Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.
- Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.
Оборудование: пропись №2 (автор В.А. Илюхина), наглядность: сказочные герой «Буратино», карточки, схема написания буквы
Тип урока: усвоение нового материала.
Ход урока
1. Организация класса.
Учитель:
– У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.
Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети
День необычный сегодня на свете.
Приветливо осень стучится в окошко
Сегодня встречаемся не понарошку.
Смотрите, как мы повзрослели,
Писать научились за месяц с неделей
Хотим показать вам успехи свои
Ведь мы ваши выпускники.
2. Сообщение целей и задач урока.
– Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте?
– Какие звуки она обозначает?
– На уроке письма мы продолжим знакомство. И познакомимся с написанием строчной буквой “р”. В ходе знакомства, мы будем играть, преодолевать трудности и делать выводы.
– Итак, будьте внимательны, мы начинаем наш урок.
3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
– Сегодня у нас в гостях очень озорной герой. Кто он?
– Буратино.
– Из какого произведения к нам пожаловал этот герой?
– А кто автор? («Приключение Буратино или Золотой ключик» Алексей Николаевич Толстой)
– Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма.
– Вот какой проказник Буратино. Кляксами заляпал нам все буквы. Что же нам делать
– Давайте попробуем восстановим их?
– Запишите спасенные буквы в прописи на рабочей строке с синей галочкой.
И Н Э М У О
а) Работа в прописи.
Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я слегка держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Проговорите алгоритм каждой записи буквы.
Пример алгоритма буквы “и”:
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз поворот на месте, крючок до середины.
4. Этап усвоения новых знаний.
а) Рассмотрим букву «р».
– На что похожа эта буква?
Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено,
– Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
– Из каких элементов состоит эта буква?
Дети: длинная наклонная, “бугорок”, наклонная линия, “качалочка”, крючок.
б) Алгоритм написания строчной буквы «р».
– Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся вниз по длинной наклонной до 1/3 в дополнительной строке, отрываем ручку, ставим на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим в право вверх, разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной линии вниз, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючковой линии до середины рабочей строки.
в) Письмо строчной буквы «р».
– Длинная наклонная вниз. С1/3 сверху «бугорок» вправо вверх, наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
г) Письмо буквосочетаний.
– Ра, ар, ру, ур – Верхнее соединение с секретом.
д) Запись слов «рана, рама».
Физминутка для рук (массаж пальцев от основания к ногтю).
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный.
Самый толстый и большой.
Это пальчик для того...
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный...
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный...
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал...
Очень ловок и удал!
5. Этап закрепнения ЗУНов.
а) Работа над словом «ромашка».
Мы сплетем веночки летом
Для Оксаны, Маши, Светы,
Для Аленки, двух Наташек.
Все веночки из...
– Отметьте в этом слове серединки и гнёздышки.
– Какие буквы в слове «ромашка» съел Ам?
– Восстановите слово.
б) Лексическая работа над словом «омар».
«Омар» – это крупный морской рак.
в) Самостоятельная работа «Допиши букву».
– Запишем слово “омар” самостоятельно, дописывая элементы до полных букв.
– Подчеркните элементы, которые предполагают различные варианты завершения.
г) Восстанови слова.
– Ребята, Буратино рассыпал слоги. (НА, ЭЛ, НА, НИ, НА, НА, АН, УМ). Давайте поможем ему восстановить слова.
– Какие слова у вас получились?
– Нина, Элла, Наум, Анна
– Почему эти слова написаны с большой буквы?
– На какие две группы можно разделить эти имена?
д) Игра «Соедини по порядку».
– С помощью цветных карандашей восстановите в заданной последовательности геометрический рисунок.
6. Подведение итога урока.
– Вам понравился урок?
– Чему мы научились на сегодняшнем уроке письма?
– Что особенно запомнилось на уроке?
– А мне, ребята, очень понравилось, как вы работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов.
– Молодцы!