Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования

Разделы: Администрирование школы


Процесс "очеловечивания" образования связан с усилением тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ставят во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между педагогом и воспитанником (учеником). Одно из следствий этого процесса состояло в замене учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и ученика на личностно-ориентированную.

Сегодня в нашей стране существуют различные концепции содержания образования. В основе каждой из них лежат определенные представления о месте и функциях человека в мире и обществе.

В последние десятилетия (ориентировочно с 60-х гг.) в общественном и педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижение в образовании. Личностно- ориентированное образование человека - это прежде всего, отказ от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися, ориентацией на их развитие и воспитание.

Во всех педагогических источниках подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей учащихся и осуществление воспитания на основе личностно- ориентированного подхода. Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и учет индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей учащихся. Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на личностные качества.

Педагоги СОШ № 10 успешно внедряют личностно- ориентированный подход в учебном и воспитательном процессах.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему учителю, безоговорочно подчиняется авторитету учителя. Поэтому в младшем школьном возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать детей к труду, дисциплине, поведению в обществе. Уровень воспитанности, отслеживаемый по 8 направлениям: интернационализм, совесть, труд, дисциплина, бережливость, гуманность, целеустремленность.

  • Высокий- 82% (младшие классы)
  • Средний- 67 % (среднее)
  • Выше среднего - 71 % (старшие классы)

Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Эта активность поддерживается и корректируется педагогами школы. Опираясь на эту особенность, у них развиваются высокие нравственные идеалы, чувство ответственности.

В числе индивидуальных особенностей, на которые опираются педагоги школы, выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.

Хотя при массовом воспитании, обстоятельно изучать эти особенности очень трудно, чтобы добиться результатов педагоги идут на дополнительные затраты времени, энергии, средств, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

С этой целью в школе созданы и реализуются программы: "Здоровье", "Информация", "Моя малая Родина", "Патриот", "Подросток", "Досуг" (слайды).

Быстрые темпы формирования личностных качеств подростка в детском и подростковом возрасте могут привести к тому, что формы и методы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не укоренились в душе школьников. Повышая требования, педагогу необходимо взвешивать силы тех, кому они адресованы. Этим требованиям отвечают технологии, применяемые учителями нашей школы: А. Базарного. Селевко, Аммонашвили, КТД личностно- ориентированного типа.

Мероприятия, ставшие традиционными: "Осенние праздники", "Новогодние праздники", "Дни знаний", "Праздники, посвященные 8 Марта", "Последние звонки" (в выпускных классах), выпускные балы, конкурсы: "Алло, мы ищем таланты", месяц оборонно-массовой работы, творческие конференции.

Личностно- ориентированная педагогика создает такую образовательно-воспитательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт, который можно отследить на основе деятельности детской организации "СВЕТ". (слайд - взаимодействие + Лидер, Подросток).

Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. В школе создана сеть кружков, способствующих раскрытию индивидуальных возможностей подростка (кружки).

На изучение качеств личности, ее интересов, склонностей направлена дифференцированная работа. Дифференцированный подход в воспитании, применяемый педагогами школы, предполагает реализацию педагогом воспитательных задач, применительно к возрасту, полу, интеллектуальному уровню учащихся. (слайд данные соц. паспорта)

  • ПДН - 3 человека,
  • ВШУ- 5 человека,
  • сирот - 6 человек,
  • опекаемых - 11 человек,
  • приемная семья - 1.

Дети, "попавшие в трудную жизненную ситуацию", находятся под особым контролем педагогов школы и нуждаются в особом подходе и внимании.

Эффективность данной работы, безусловно, зависит от профессионализма и педагогического мастерства педагога-воспитателя.

В индивидуальной работе с детьми учителя СОШ 10 руководствуются принципами (по методике Щурковой):

  • Установления межличностных контактов (учитель-ученик-класс);
  • Уважение самооценки личности ученика;
  • Вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его свойств характера, его способностей;
  • Усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности.
  • Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания учащегося.

Данная работа состоит из нескольких этапов:

1 этап. Приступая к данной работе, классные руководители устанавливают дружеские контакты с детьми, организуют совместную КТД.

2 этап. Учитель (классный руководитель) продолжает наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: познавательной, учебной, трудовой, досуговой.

В данной работе педагогами применяется как традиционные так и альтернативные методики (Я.Фридмана).

Классными руководителями проектируется развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьников, на сравнении уровня воспитанности учащегося с его идеалом.

Дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях.

Корректирование завершает индивидуализацию процесса и опирается на его результативность.

Вывод: Личностно-ориентированный подход - важнейший принцип воспитания.

Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и постоянное варьирование методов и форм работы.

Презентация.