Цель:
- Развивать у учащихся познавательный интерес, желание интеллектуальной деятельности.
- Воспитывать умение работать сообща, согласовывать свои действия.
Оборудование: сигнальные карточки, компьютер, экран, дипломы, призы.
В марафоне должны участвовать все учащиеся класса. Команды выбирают себе название и девиз участия в марафоне.
Учитель: Добрый день!
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень нужная наука……
М А Т Е М А Т И К А (на экране)
Конкурс по математике
В нашей игре принимают участие 2 команды - команда “Плюс” и команда “Минус”. Участники обеих команд садятся на игровые места. Учитель напоминает правила игры.
Учитель: Играем до шести очков. В каждом раунде будет разыгрываться одно очко. Время на обсуждение - 30 секунд. После того, как будет задан вопрос и дан сигнал “Время”, капитан той команды, которая знает ответ, поднимает сигнальную карточку и сообщает нам, кто будет отвечать номер игрока, его фамилию и имя.
Вопросы.
- На тарелке лежало 6 пирожных. Два из них разрезали пополам. Сколько пирожных стало на тарелке?
- По небу летели воробей, ворона, шмель, ласточка и стрекоза. Сколько птиц летело?
- Выбери лишнюю величину: 6м, 3см, 14мм, 6кг, 75дм, 3км.
- Замени буквы цифрами. Каждой букве соответствует своя цифра.
- Как расставить семь стульев у четырех стен, чтобы у каждой стены их было поровну? Стулья на схеме обозначь кружками.
Учитель: Дома командам нужно было подобрать по три загадки, в которых встречаются числа. Сейчас та команда, которая отгадает все загадки противника, получает три очко.
Загадки.
- Дом без окон и дверей
Как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей,
Называется…(Стручок) - Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
- Стоит Антошка
На одной ножке
Где солнце станет,
Туда и тянет. (Подсолнух) - Живут два друга, глядят в два круга (Глаза, очки)
- Овсом его не кормят,
Кнутом его не гонят,
А как пашет-
Семь плугов тащит (Трактор) - Под одной крышей четыре братца живут (Стол)
Учитель: Итак, в тяжелой и упорной борьбе победила команда…….
Конкурс по русскому языку
На экране запись. Дети читают высказывания о русском языке.
“Русский язык — настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно — бойкий и живой." Л.Н.Толстой.
Учитель: В сегодняшнем марафоне, посвященном русскому языку, участвуют 2 команды.
- 1 команда-“ Золотой ключик”
- 2 команда-“ Грамотей”
Капитаны вытягивают листочек с обозначениями порядкового номера вступления.
Правила игры:
- На обсуждение вопроса дается 45 секунд.
- Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
- Если команда дает неправильный ответ, у другой команды есть некоторое время для обсуждения.
1 задание. Расшифруйте слова, найдите “лишнее” слово.
- Жыил (лыжи)
- Аиски (санки)
- Кьионк (коньки)
- Нолс (слон)
2 задание. Определите род имен существительных.
- Мебель (ж.р.)
- Кофе (м.р.)
- Тюль (м.р.)
- Такси (ср.р.)
- Рояль (м.р.)
- Хрусталь (м.р.)
- Кенгуру (м.р.)
- Какао (ср.р.)
3 задание. Вопрос-шутка.
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100п - стоп)
4 задание. Попробуйте разобрать, что было написано?
Рыбу не скотина крыше съел. (Рыбу нес кот и на крыше съел.)
5 задание. Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
ё | сто | ки | за |
ро | ас | ро | ра |
жи | т | го | та |
ра | д | бо | л |
(Ёжики, стол, роза, город, астра, работа)
6 задание. Исправь ошибки.
Лижи, щюки, чяйки, чюдеса, волчята, ежы.
После ответов каждый раз подводится итог.
Учитель: За упорства, за волю к победе награждается команда……
Конкурс по природоведению.
На экране запись.
Мы - жители Земли,
Природу любим мы.
Природа свои тайны лишь добрым открывает.
Учащиеся получают конверты, в которых одинаковых заданий. Время выполнение 10 минут. За временем следит секундант. За каждый правильный ответ- 1 очко.
Вопросы.
- Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)
- На какие группы делятся растения в лесу? (Мхи, лишайники, травы, кустарники, деревья).
- Пингвин- птица или нет? (Птица)
- Трава от 99 болезней (Зверобой)
- Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (Овсянки, воробьи)
- Чьи листья опадают осенью зелеными? (Ольхи)
- Сколько ног у паука? (Восемь)
- Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)
- Подчеркни объекты неживой природы: Солнце, камень, медведь, облако, изба, скала, колодец, пещера, птица, молния, самолет.
- Разноцветные грибы (Сыроежки).
Итоги подводятся по количеству набранных очков.
Литературный конкурс.
Каждая команда получает задание. Каждый правильный ответ оценивается двумя баллами.
Вопросы.
- Назвать одну пословицу о книге.
- Продолжать стихотворение "Буря мглою небо кроет…"
- Кто здесь был и что забыл? (Шапочка, бочонок меда, мешок, сапог, роза)
- Назвать как можно больше сказок Г.-Х. Андерсена.
- Вспомните сказку Н. Носова “Приключение Незнайки” и назовите имена жители города.
- Кто придумал историю про Чиполлино?
а) Евгений Чарушин
б)Шарль Перро
в)Братья Гримм
г)Алексей Толстой.
Учитель:
Вам открыть секрет придется,
Тот умен, кто разберется.
Финал уже не за горами.
Знайте, мы, ребята, с вами!
Логический конкурс.
На экране запись. Необходимо прочесть зашифрованные слова и разгадать.
- имокачюоДв ( Дюймовочка)
- инкаМторсток ( кот Матроскин)
- срКанаяокчаШпа (Красная Шапочка)
- никечП (Печкин)
Какая команда быстро и правильно прочитала, тот и победила.
Учитель:
Наш марафон пришел к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить
Не грех команды наградить.
Жюри подводит итоги и объявляет результаты интеллектуального марафона. Команда… победительница получает “Кубок интеллектуалов”. Каждый участник команды получает “Диплом и Приз”.
Литература
- Г.В. Раицкая. “Олимпиадные задания” 1-2 класс, 2008 г.
- Г.Т. Дьячкова. “Олимпиадные задания” 2-4 класс, 2008г.
- Т.В. Ходова. “Подготовка к олимпиадам по русскому языку” 2-4 класс, 2007г.
- Н.И. Дереклеева. “Справочник классного руководителя”, Москва, 2005г.
- Л.Л. Бескоровайная, О.В. Перекатьева “Настольная книга учителя начальных классов”, 2002г.