Цели:
- Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.
- Развивать устную речь учащихся на интересных фактах исторического наследия.
- Воспитывать любовь и гордость за свою Родину.
Оборудование:
- справочный материал,
- иллюстрации,
- тест,
- историческая карта,
- презентация урока "Куликовская битва".
Ход урока
I Организационный момент.
Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять, интересное узнать.
II Проверка домашнего задания.
Учитель: Проходим мы сейчас большую тему "Трудные времена земли русской".(Слайд №1 )
О каких же трудных временах мы уже с вами узнали? Кто нападал на землю русскую? (Монголо-татары, шведы, немцы)
- Что вы знаете о монголо-татарском нашествии? (:)
- Тестирование
"Вставьте в текст пропущенные даты и слова"
Тест №1 (Слайд №2 )
Битва со шведами была на реке :. в :. году. Новгородский князь :. поднял жителей города. Натиск русских был силён и внезапен, каждый сражался, как лев. После победы на реке : Александр получил прозвище : . Было ему тогда только : лет.
Тест №2 (Слайд №3 )
5 апреля : года на льду : озера состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием :. побоища. В бою рыцари строились : . Его удар был так силён, что пробивал крепкую оборону. Александр, зная это, изменил расстановку своих сил и рыцари оказались в западне. Сбитые в кучу, они дрогнули и отступили. Многие из-за своих : доспехов утонули в озере. : пленных рыцарей были с позором проведены по улицам :. .
Учитель: А теперь давайте вспомним о московском князе Иване Даниловиче. Народ его прозвал Иван Калита. Почему? Что происходило с Москвой при его правлении?
Почему за время его правления прекратились ордынские набеги и погромы?
III Работа над новой темой.
Учитель:
В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий - внук Ивана Калиты.(Слайд № 4 ). Он узнал, что Золотая Орда пришла в упадок. Видя её слабость, он перестал платить ей дань. Правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя. Он стал собирать войско и грозился вновь разорить всю русскую землю.
Князь Дмитрий понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Он разослал по всей земле русской гонцов с грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси.
Все явились во всеоружии.
Каким было вооружение того времени нам расскажет и покажет Богомолов Д.Н. (Слайд №5 )
Рассказ ученика: "Вооружение того времени было очень тяжёлое. Воины с головы до ног были покрыты доспехами из меди, железа, дерева. Больше всего употреблялись кольчуги - рубахи до колен из плотно сплетённых мелких железных колец. Использовались и дощатые нагрудники с нашитыми на них маленькими железными пластинками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разные шлемы. (слайд №5) Для защиты лица от сабельных ударов к шлему прикреплялось забрало. У некоторых шлемов сзади была кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи, плеч. Главным наступательным оружием были копья и стрелы (слайд №5). Кроме них употреблялись мечи, кинжалы, сабли, топоры. Однообразия в вооружении не было, каждый имел доспехи и оружие по своему желанию и достатку."
Учитель: На битву князя благословил Сергий Радонежский (Слайд № 6 ) Что вы помните о этом человеке? (Учащиеся отвечают, основываясь на материале из учебника "Родная речь. 4 класс. Часть 1. с.25-31 под редакцием Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого)
Учитель: Он не только благославил, но и дал Дмитрию двух монахов-богатырей: Пересвета и Ослябю.
Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать навстречу врагу. Сошлись войска на Куликовом поле. Там 8 сентября 1380 года произошла знаменитая Куликовская битва.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух богатырей.(Слайд №7 )
"Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая - монгольский богатырь Челубей. Он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял русский богатырь Пересвет. С копьём наперевес помчались всадники навстречу друг другу и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга."
Учитель: И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.(Слайд №8)
Стрелы падали дождём, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.
Князь Дмитрий в одежде простого ратника сражался вместе со всеми.(слайд №8)
И когда силы у всех были уже наисходе, на поле появился засадный полк. (Слайд №8) Это произошло так неожиданно и стремительно, что среди врагов возникла паника и неразбериха. Враг дрогнул и побежал. Беспорядочно отступавшая конница почти растоптала собственную пехоту.
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. После битвы князя долго не могли отыскать и даже решили, что он погиб. Но к счастью Дмитрий оказался только раненым. Ему оказали помощь, и он вновь возглавил войска.
Но к чувству торжества и ликования примешивалась скорбь по погибшим.(Слайд №8) Из летописи известно, что вся земля на Куликовом поле была пропитана кровью, а воды реки Дон три дня были красны.
С этой победой у русского народа появилась надежда навсегда освободиться от монголо-татарского ига. А народ, в память победы на Дону стал называть своего князя Дмитрием Донским.
IV Закрепление изученного.
Учитель: А теперь давайте восстановим всё, что вы узнали на уроке.
- Кто из русских князей бросил вызов Орде?
- Почему Мамай выступил против Руси?
- Что предпринял князь Дмитрий?
- Кто благословил князя на борьбу с врагом?
- Какое вооружение было у русской дружины?
- Когда состоялась битва?
- Где находился князь во время боя?
- Чем закончилась битва?
- Как стали называть князя Дмитрия после Куликовской битвы.
Учитель: А теперь поработаем в своих тетрадях. Откройте с. 22-23 Выполняем задание №1
№1 Ответ: хан Батый.
№2 Ответ:
- "Ледовое побоище" - Александр Невский, рыцари-крестоносцы, 1242год.
- "Куликовская битва" - Мамай, монголо-татары, Дмитрий Донской, 1380год.
V Итог урока.
Учитель: Почему же Куликовская битва имеет такое большое значение в истории русского народа? ( : )
Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к её диким завоевателям.
Русь впервые почувствовала свою силу в единении.
Московское княжество стало самым сильным.
VI Домашнее задание.
С. 70-74, в тетради.