Класс: 4 (13-14 лет).
Предмет: Композиция
Количество часов на тему: 12 (4 урока по 3 часа)
Техника исполнения: граттаж.
Цели уроков
- Формирование патриотических чувств современных школьников, на примере доблестных побед русского народа.
- Создание композиции, отражающей образ войны 1812 года, по мотивам произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
- Обобщение знаний учащихся, создания станковой графической композиции, от замысла к раскрытию содержания средствами композиции.
Задачи уроков
учебные:
- Выявить прошлый художественный опыт учащихся в изображении многофигурной, трехпрановой композиции;
- Организовать учебную деятельность учащихся по изучению способов и приемов передачи пространства на плоскости, применяя выразительные средства графики;
- Способствовать формированию навыков учащихся, художественно-эстетической оценки результата собственной изобразительной деятельности.
познавательные:
- Активизировать знания прошлого опыта создания станковой динамической композиции;
- Освоение новых способов передачи пространства графическими средствами;
- Закрепление знаний художественной деятельности, составление алгоритма выполнения работы, от замысла к изображению с использованием эффектов света, характера линий, штрихов, тонового пятна многофигурной композиции;
- Знакомство со способами художественно-эстетической оценкой своей работы.
Содержание уроков
Урок №1
Теоретическая часть:
- Изучение произведения М.Ю.Лермонтова « Бородино» (аудио запись)
- Введение в тему урока; черты направления « романтизм» в искусстве 1 пол.19 века; «ритм» в композиции как основа передачи характера художественного произведения.
- организация урока с учащимися направленная на самостоятельный поиск идеи темы композиции.
Практическая часть:
- Создать эскизы, применяя принципы художественного направления « романтизм». придумать три варианта эскизов, выявляющих световые эффекты пространства в композиции. Приложение №1.
Урок №2
Теоретическая часть:
- Закрепление знаний и умений учащихся, создания станковой графической композиции, с элементами динамики, на основе составления схем для создания сюжета в композиции. Приложение №2
Практическая часть:
- В созданные эскизы вводим тематический сюжет: размещаем фигуры людей, орудий, характер местности, расположение пятен дыма, туч на небе, используя созданные схемы.
- Работаем с технологической картой « Граттаж в композиции». Приложение №3
Урок№3:
Теоретическая часть:
- Закрепление знаний и умений, учащихся по теме « Выразительные средства графики в станковой композиции». Приложение №4
Практическая часть:
- Увеличиваем формат эскиза на формат А2, работаем над созданием трехпланового пространства в композиции, применяя знания о графических средствах.
- Выполняем штриховку простыми карандашами разной мягкости, применяя различный характер штриховки (небо, плоскость земли, детали одежды, фигуры людей, дым и т.д). Приложение №5
Урок №4:
Практическая часть:
- Работаем с технологической картой « Граттаж в композиции».
- Завершаем работу над композицией.
Учебная программа Детской школы искусств (художественного отделения), ставит перед собой главную цель: развитие творческого мышления современного школьника; изучение основ изобразительной грамоты.
В 1-3 класс, на предмете «композиция», учащиеся последовательно изучают: средства, приемы, правила композиции. К 4-у классу ученик создает работу по композиции, начиная поиска идеи, применяет знания о законах композиции, применяет средства, приемы, правила композиции, раскрытию художественного образа в учебной работе.
Занятия в школе проходят блоком уроков -12 часов, один урок-3 часа. Такая структура позволяет более глубоко изучить содержание темы урока, проводить ассоциативные связи с другими видами искусства (музыкой, литературой, поэзией).
Вашему вниманию, представлена теоретическая часть урока в 4 классе, ДШИ№3 по теме: « Графический образ войны 1812 года». Этот урок обобщает знания по применению графических средств, в создании станковой композиции. В течение 3 лет ребята изучали средства графики: штрих, линия, пятно, тоновой контраст, нюанс; способы передачи фактуры; передачу пространства при помощи линейной и воздушной перспективы, плановость; правила передачи ритма; законы композиции: цельность, типизация, контрасты, соподчиненность композиционных средств замыслу композиции. На уроке применяются знания учащихся в области « истории искусств».
Ход урока
Учитель. «В 2009 году исполняется 170 лет со времени создания Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника». Сегодня наш урок « Бородино-славное поле победы», мы посвящаем Отечественной войне 1812 года – «событию судьбоносному, сыгравшему выдающуюся роль в истории России, ставшего «голосом» и «эхом» подъема русского национального самосознания. Наши предки в единоборстве с наполеоновскими захватчиками проявили небывалое мужество и самоотверженность, ставшее образцом величия русского духа, примером единения народа перед лицом грозного врага, вторгшегося в Россию, и не только одержали победу над ним, но и совершили освободительный поход в Европу». [6]
Сегодня наш урок мы посвящаем славным страницам истории Отечества 1812 г.
Чем интересна и увлекательна работа над картиной художника-баталиста?
(Ребята вступают в диалог с преподавателем, перечисляют задачи работы художника- баталиста над картиной:
Дети.
- Передать особенности военных действий.
- Показать силу и мужество солдат, защитников своей Родины.
- Передать историзм происходящего военного события:
- особенности ландшафта местности.
- знать отличия в военной форме солдат той или иной эпохи,
- уметь изображать фигуру человека в движении,
- передавать световые эффекты сражений: взрывы, дым, мелькание пуль.)
Учитель.Итак, главной задачей художника является – продумать идею будущего произведения.
Учитель предлагает учащимся погрузиться в эпоху 1812 года, по средством прослушивания произведения М.Ю. Лермонтова « Бородино», на аудио кассете, читает Виктор Зозуля, чтение сопровождается военной музыкой 1812 года..
В поиске идеи нашего будущего произведения нам поможет произведение М.Ю. Лермонтова « Бородино» и ответы на следующие вопросы:
- Каков характер природы в произведении? (Земля тряслась, небо светилось, ритм затишья природы и движения)
- Кто наиболее важен в произведении человек или природа? (Восхищение мощью природы и одухотворенность; человек героизирован, природа эмоциональна).
- Какие эффекты военных действий заставляют нас почувствовать страшную силу войны? (Пожар, дым, выстрелы, бой барабанов, свист снарядов).
- Какой художественный материал, вы выбрали, для создания образа войны в картине. (Взаимодействие черного и белого пятна: уголь, тушь, перо, гуашь).
Учащиеся отвечают на вопросы, после прослушивания; учитель записывает ответы на доске.
Вы внимательно прослушали произведение. Природа в произведении « Бородино» очень выразительна пространством, характером, эмоциональностью, но нераздельно связана с эмоциональным миром человека. Поэт, М.Ю. Лермонтов раскрыл романтическое восприятие бородинского сражения, выразил идею гражданской страстности, веру в великое предназначение человека.
«Романтизм» - идейное и художественное движение в европейской и американской культуре к. 18 – 2 пол. 19 в.в., проявил себя во всех видах искусства, в философии, гуманитарных науках. В пластических искусствах ярко проявился в живописи и графике.
Учащиеся вспоминают художников романтического направления: Англия: У. Тернер, У. Блек; Россия: О.Кипренский, К. Брюллов, И. Айвазовский; Франция: Э. Делакруа.
Ученикам предлагается нарисовать схему композиции по произведениям художников, распечатанную преподавателем на ксероксе в черно-белом варианте:
- на формате 10х15 затонировать эскиз простым карандашом и выполнить просветы при помощи ластика. Приложение №1.
- разместить главные детали сюжета линейной схемой и тоновым пятном.
- анализируем полученные схемы композиций.
Ребята, вы хорошо поработали, сейчас мы выявим выразительные средства композиции применяемые художниками-романтиками, при помощи созданных вами схем.
Какими средства композиции применяет художник ля передачи эмоциональности в картине?
Дети.
- Тоновой контраст.
- Размытость тонового пятна.
- Главное действие сюжета переносится на второй план.
- Контраст характеров в сюжете.
- Диагонали создают напряженность.
- Композиция динамичная, живая.
Учитель. Обобщая схемы в единое целое их можно увидеть разную направленность движений в картине:
- Движение в глубину
- Движение в сторону
- Движение вверх.
Итак, мы с вами убедились, что средства композиции, выражают главную идею произведения и рождают художественный образ, как в литературном так и в художественном произведении. Эти знания вам необходимо применить в создании эскизов будущей композиции, по принципам направления романтизм, в трех вариантах.
Все ошибки детей должны замечаться и с подсказки учителя и самих детей исправляться. На этом этапе очень важно, поощрять инициативу детей и их творчество. Учитель с помощью наводящих вопросов приводит детей к правильному решению, словесно поясняя, какую неточность допустил ребенок, и что нужно сделать чтобы передать в композиции ритм, выделить композиционный центр.
Таким образом, поиск решения осуществляется совместно с учителем. Все, что говорит учитель. Это не примеры правильного решения, а направляющие вопросы. позволяющие ученикам предположит, как действовать дальше.
Учитель. Продолжим наш урок, совершив путешествие в прошлое, посмотрим фрагменты художественного фильма « Гусарская баллада». Я хотела бы, обратить ваше внимание на то, как выглядели солдаты, офицеры в знаменательном 1812 году; их характеры, отношение к жизни.
После просмотра видеофильма «Гусарская баллада» учитель предлагает учащимся приступить к самостоятельному поиску сюжет, совместно с педагогом в конце урока был отобран один эскиз для дальнейшей работы на следующем занятии в технике граттаж. Приложение №3.
Литература:
- Михайлов Олег, Славный год войны народной, М.: « Детская литература», 1990 г.
- Паранюшкин Р.В., Композиция, «Ростов-на-Дону», 2002 г.
- Шорохов Е.В., Основы композиции, М.: 2 Просвещение», 1979 г.
- Аудио кассета, 1812 год в русской поэзии и музыке, читает Виктор Зозуля,
- « Страдиз», 1991 г., «ТВИК – лирек».
- Журнал, «Юный художник», №7, 2008 год, стр. 47.