Цели урока:
Образовательные
- обеспечить повторение ранее изученного материала;
- ввести понятие правильной пирамиды, ее апофемы;
- формировать умение выполнять стереометрические чертежи;
- создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие
- способствовать развитию самостоятельности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные
- содействовать воспитанию интереса к предмету, активности, умению общаться, общей культуре.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, частично-поисковый (эвристический), самопроверка.
Формы организации урока: фронтальная, коллективная, парная.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Математический диктант по теме "Призма"
3. Изучение нового материала.
Записывается на доске тема урока Пирамида.
Свойства правильной пирамиды:
- Боковые грани - равные равнобедренные треугольники.
- Sбок =1/2pd, где p - периметр основания, d - апофема
(По рисунку ответить на вопросы):
- Как называется этот многогранник?
- Как называется многоугольник А1А2А3:Аn?
- Как называются треугольники, из которых составлена пирамида?
- Как называются стороны граней?
- Что называют высотой пирамиды?
- Чему равна площадь полной поверхности пирамиды?
- Из чего состоит площадь боковой поверхности пирамиды?
- Какая пирамида называется правильной?
- Что называют центром правильного многоугольника?
Задача 1
(Для самостоятельного решения, один из учащихся решает на переносной доске)
Докажите, что боковые грани правильной пирамиды являются равными равнобедренными треугольниками (по рисунку).
Задача 2
(Для самостоятельного решения или для работы в группах с последующим обсуждением)
Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды равна 6м, а боковое ребро - 5м.
Найдите:
а) апофему;
б) площадь боковой поверхности пирамиды.
Отмечаем, что при решении задачи получили формулу для вычисления площади боковой поверхности правильной пирамиды.
На основании этой формулы сформулируйте теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды.
4. Закрепление.
№ 239 стр.65
Решение.
- Чем является точка пересечения диагоналей ромба АВСД?
- Как называется такая пирамида?
- Какие свойства ромба вы знаете?
- Как найти АО?
- Как найти АS? SД?
- Почему наклонные SА и SС, SВ и SД равны?
(имеют одинаковые проекции)
(центром)
(правильная)
(диагонали ромба пересекаются и точкой пересечения делятся пополам)
5. Подведение итогов урока.
6. Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
П. 28-29, стр.62-64;
№239 (решить).