Проект суда над фашизмом по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа.
  • Осудить фашизм.
  • Возвеличить гуманность русского человека на основе рассказа "Судьба человека".
  • Закрепить навыки создания сценария по литературному произведению.
  • Продолжить развитие творчества интерпретации прозы, диалогической и монологической речи учащихся.

Лейтмотив урока: "Подступ к большому разговору о большой войне"М. А. Шолохов. "Ах, война, что ж ты сделала, подлая" Б. Окуджава.

Эпиграф к уроку:

Не всё умрёт, не всё войдёт в каталог,
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Н. Майоров.

Оборудование: мультимедийная техника.

  • презентация в Power Point (Приложение 1),
  • видеофрагменты,
  • запись голосов Андрея Соколова, М. Шолохова,
  • песни.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя: Приложение 1 слайд 1,

Слайд 2: "Встреча на переправе", "Проводы на фронт", "Ужасы войны", "Дети-сироты".

...В рассказе "Судьба человека" с новой силой раскрылся могучий талант М. А. Шолохова. Сам писатель оценивает это произведение, как "подступ к большому разговору о большой войне". Шолохов написал этот рассказ всего за несколько дней. Однако творческая история его занимает многие годы. В основу рассказа лёг реальный факт.

В 1946 году Шолохов повстречал на охоте у степной речушки одного шофёра с его маленьким приёмным сынишкой. И тот поведал писателю печальную повесть о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил художника. Биографы свидетельствуют: "Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованным и всё ещё находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофёром и мальчиком"

- "Напишу рассказ об этом, обязательно напишу."

Однако к исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только через десять лет. Некоторые мотивы рассказа "Судьба человека" уже содержались в другом произведении Шолохова - в рассказе военных лет "Науке ненависти". И там, и здесь речь идёт о советских воинах, попавших в плен, совпадают сцены проводов на фронт, есть черты сходства в том, что видели в немецком тылу Герасимов и Соколов. Но сопоставление рассказов убеждает в том, что в "Науке ненависти" было лишь намечено, в "Судьбе человека" обрело полновесную художественную выразительность. Р. Рождественский писал: "Этот рассказ о судьбе Андрея Соколова является не только грозным обличением тех, кто вызвал ужасы

второй мировой войны, но и страстным протестом против тех, кто сегодня пытается развязать новую войну, которая угрожает народам ещё большими ужасами и страданиями". Сегодня я приглашаю Вас стать очевидцами и судьями преступления против нравственности. Поговорим о цинизме, бездуховности, жестокости одних и высокой человечности других. Осудим фашизм. Возвеличим гуманность русского человека на основе рассказа "Судьба человека".

Предоставляю слово Вам, ребята.

II. Формирование ЗУНОВ по представлению проекта "суда над фашизмом по рассказу " Судьба человека."

Театральная инсценировка (содержание сценария суда составлено детьми под руководством учителя)

1. Секретарь суда: "Встать, суд идёт!"

2. Председатель суда: "Прошу всех сесть. Адвокат просит слово"

3. Адвокат: "Товарищ председатель суда! А имеет ли право русский человек, русский характер вершить суд над фашизмом?"

4. Председатель суда: "Да, имеет. Я напомню Вам слова А. Толстого из рассказа "Русский характер": "Русский характер, лёгкий, открытый, добродушный, жалостливый... когда жизнь не требует его к тяжёлой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага..." "Слово предоставляется обвинителю"

5. Обвинитель 1: "Прошу запись (видеофрагмент "Андрей Соколов", видеофрагмент о войне, песня "Священная война".) Обыкновенный русский человек, рядовой Андрей Соколов, - человек, рождённый для мирной жизни. Скромный труженик, отец семейства, жил и по-своему был счастлив. И вдруг война...

Соколов ушёл на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Да за то, что империализм, издыхая, как дикий зверь, в судороге кидается, мечется и повергает человечество в кровавые катастрофы и бойни".

6. Председатель суда: "Слово представляется пострадавшему Андрею Соколову" - (м/запись: голос Андрея Соколова.)

7. Судья 1.: "А что по поводу услышанного скажут читатели?"

8. Председатель суда: "Слово представляется свидетелю-читателю..."

9.Читатель 1: в/фрагмент Андрей Соколов.- "Андрей Соколов взволнованно рассказывает о своей жизни. Андрею пришлось хлебнуть на войне "горюшко по ноздри и выше": "Иной раз не спешишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь": За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке..." Андрей спокойно рассказывает, как он жил в достатке до войны, как он делил свои радости и горе с народом. С каждым новым эпизодом выясняется, что это человек несгибаемый воли, честный труженик, мужественный патриот, не щадивший себя для Родины."

10. Адвокат: "Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался советским человеком."

11. Председатель суда: "Слово представляется обвинителю".

12. Обвинитель 1: "Предлагаю вниманию присутствующих эпизод из жизни Андрея Соколова в плену. Прошу запись (магнитофонная запись)": "В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили нас, 142 человека военнопленных, в лагерь Б-14,... И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от неё потянуло ..."

13. Запись 2. (слова Андрея Соколова).

14. Обвинитель 1: "Товарищ председатель суда, судьи, присутствующие в зале суда. Этот эпизод из жизни Андрея Соколова в плену ещё раз подчёркивает цинизм, бездуховность, жестокость фашизма, заслуживающего осуждения. И возвеличивает достоинство, мужество, гуманность русского человека"

15. Судья 1: "А что думают по этому поводу свидетели-читатели рассказа."

16. Читатель 2. (слайд "Допрос") "Да размышляя о своей судьбе, Андрей Соколов с болью в душе говорит:" Ох, браток, нелёгкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу войдешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука"

Ненавистью дышат слова его, когда речь заходит о врагах Родины: " Захотелось мне, им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались" И я согласен с обвинителем.

17. Адвокат: " Но народная закалка характера, слитность с жизнью советских людей придали герою огромные силы, вдохновили его на подвиг. Оказавшись в фашистском плену, он сохранил верность своему отечеству, убил предателя, а впоследствии с риском для жизни на немецкой автомашине бежал из плена."

18. Обвинитель 2: "Да, Андрею удалось бежать из плена, он целует родную землю, задыхается от радости, но не знает, что в Воронеже от фашистской бомбы погибла его семья..."

19. Адвокат: " Но может быть, это судьба?!"

20. Обвинитель 2: "Слова о судьбе в толковании В.Даля"

21. Судья 2: " А что скажут об этом свидетели-читатели?"

22. Читатель 3: " Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. Рассказ о судьбе Соколова начинается авторским зачином. Писатель далеко не безразличен к повествованию героя, но вместе с Андреем переживает и негодует"

23. Председатель: "Слово предоставляется свидетелю-автору рассказа "Судьба человека."

24. Автор: "...Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне."

25. Обвинитель 1: "Перед нами пострадавшие Андрей Соколов и Ванюшка, разные по возрасту, но во многом общей судьбы люди"

26. Сцена 1. Начало рассказа (Андрей Соколов, М. Шолохов, Ванюшка).

27.Слайд. "Андрей Соколов и Ванюшка уходят... . Поворачивается Ванюшка."

28. Слова М Шолохова.

29. Обвинитель 1. ( Слайд " Горит дом..." Песня ( 1к) "Враги сожгли родную хату." " Прошло несколько месяцев и радость неожиданно вернулась к Андрею - он получил письмо с фронта от сына. И только Соколов по-стариковски размечтался о том, как будет с сыном жить после войны:" плотничать и внучат нянчить". Но тут новый удар обрушился на него: под Берлином от вражеской пули погиб его сын. Тяжело легло всё это на душу солдата Соколова: невыплаканные слёзы отца застыли на сердце, потухли глаза... И человек осиротел... Но война не сломила Соколова. Работая в Урюпинске шофёром, он случайно встречает беспризорного мальчика, у которого война отняла всё: отца, мать, родной дом. Скитался одинокий ребёнок, а питался тем, кто что даст, "этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечёсаный, а глазёнки как звёздочки ночью после дождя" Рано научилась глубоко вздыхать эта, маленькая птаха."

30. Сцена " Встреча на переправе" (Слайд "Обнимающиеся с сыном")

31. Судья 1: " Как же сложилась судьба наших героев?"

32. Читатель 1: "Соколов заменил ему родного отца. И оттого на душе мужчины стало легко и как-то светло", а мальчик теперь смотрит на мир "светлыми, как небушко, глазами" Глубокие раздумья охватывают автора"

33. Запись слов автора.

34. Председатель: "Слово просит адвокат"

35. Адвокат: "Шолохов показывает безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за войны, - плен, гибель родных, разрушенный домашний очаг. Но Соколов выходит из этого странного водоворота войны не опустошённым, не отчаявшимся. Маленький приёмыш, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить"

36. Судья 2: "Сколько же рассказчиков в " Судьбе человека"? Как они себя ведут?"

37. Читатель 4: (Слайд "Концлагерь", песня "Давным-давно была война...", слайд "Мемориальная стена.") "В "Судьбе человека" - 2 рассказчика. Соколов просто и непритязательно повествует о своей судьбе, и перед читателем возникает образ рядового советского человека - мужественного, сердечного, которого не сломили страшные тяготы войны. Но тут же слышится и голос второго рассказчика- самого писателя, который выслушивает исповедь своего героя. В этом голосе звучит безграничная любовь художника к нашим людям, сострадание ко всему тому, что довелось им пережить на войне, безграничная вера в нравственные силы народа. Проникновенное и гуманное повествование Шолохова о трагической судьбе Соколова, о страданиях и муках, которая принесла ему и миллионам советских людей война, о его мужестве и неиссякаемой духовной стойкости приобрело широчайшую чувственность и у нас, и во всём мире и осталось в памяти навечно.

38. Адвокат: "Я отказываюсь защищать фашизм".

39. Председатель: "Что же по поводу услышанного и увиденного скажут нам судьи? Слово предоставляется судье"

40. Судья 1: "Шолохов многогранно раскрывает своего героя. Он и труженик на земле и на заводе, и семьянин, нежный муж и заботливый отец, и воин, когда беда нависла над Отчизной. В плену он не склоняет головы перед врагом, сохраняет человеческое достоинство. Перед рассказчиком он осиротелый человек, щедро открывающий свою надломленную душу, усыновляющий дитя, которое тоже обездомила война. Андрей Соколов предстаёт перед читателем как один из тех, кто кормит и одевает людей, кто в случае беды смело встаёт на их защиту. В его образе типизированы те качества, которые свойственны миллионам советских людей."

41. Председатель. "Слово предоставляется судье"

42. Судья 2. "Рассказ возвышает не только сочувствие и сострадание, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой души, рождает веру в необъятные возможности человека. Именно таким и предстаёт Андрей Соколов, и автор отдаёт ему свою любовь и уважение, с мужественной гордостью и с верой в справедливость и разум истории произносит: " И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина"

43. Председатель: "Товарищи присутствующие в зале, проанализировав всё услышанное и увиденное, суд постановляет (песня М. Бернеса "Журавли"):

1. Войны не должно быть никогда.

2. Осудить фашизм, возвеличить гуманность простого русского человека.

3. Быть непримиримыми ко злу.

4. Искусство Шолохова должно каждому помочь стать высоконравственным, патриотом своей Родины.

5. Высоко оценить нравственные бескорыстные подвиги, скромность и мужество Андрея Соколова, человека "обыкновенной судьбы".

6. Самостоятельно разработать и провести суд над фашизмом (на основе любого произведения о войне).

III. Итог урока: слово предоставляется экспертам.

IV. Оценка работы учащихся.