Односоставные предложения. Виды односоставныех предложений

Разделы: Русский язык


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • дать понятие о видах односоставных предложений;
  • закрепить умение различать односоставные и двусоставные предложения;
  • формировать умение находить, характеризовать и употреблять в речи односоставные предложения; относить их к группе глагольных или назывных; развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении;
  • на примере односоставных предложений показать богатство языковых средств русского языка;
  • обеспечить развитие у школьников умений анализировать текст, логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • воспитывать бережное отношение к русскому языку, содействовать осознанию ценности русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Я очень рада видеть вас на уроке.

II. Работа по теме.

1) Оформление записи в тетради, на доске.

Двадцать седьмое ноября.

Классная работа.

Односоставные предложения.

Виды односоставных предложений.

2) Наблюдение.

Учитель: Выделите основы, определите, что между ними общего и чем они отличаются.

Презентация.

СЛАЙД № 1

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, любите, ибо вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (В.Луговской)

Учитель: Определите, к какому стилю относится данный текст?

(публицистический)

Учитель: Докажите.

(в тексте содержится прямое обращение к читателю, автор призывает, относитесь, изучайте, любите)

- обратите внимание на глаголы в форме повелительного наклонения.

Определите, какова тема данного текста.

- Тема текста - о богатстве русского языка, автор призывает изучать и любить русский язык, потому что это сокровище.

Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим на строение предложений. В чём их синтаксические особенности?

- Что можно сказать о 1-м предложении? (простое, повествовательное, утвердительное, невоскл). В предложении один главный член предложения - сказуемое - относитесь. Это односоставное предложение.

- Второе предложение сложное, состоит из трех простых предложений: 1-е предложение имеет один главный член предложения - сказуемое (однородные) изучайте, любите; 2-е и 3-е предложение имеют грам. основу, которая состоит из 2-х главных членов предложения - подлежащего и сказуемого - следовательно, они двусоставные.

СЛАЙД № 2

(проверка)

Учитель: А теперь, посмотрите на тему нашего урока и постарайтесь сформулировать задачи сегодняшнего урока.

Ответы учащихся:

1) будем говорить о видах односоставных предложений;

2) учиться различать односоставные и двусоставные предложения;

3) учиться употреблять их в речи.

СЛАЙД № 3

Целеполагание (вывод о цели урока) Учитель: Вы правы, сегодня на уроке мы будем закреплять понятие об односоставных предложениях, учиться отличать их друг от друга, находить их в контексте, на примере односоставных предложений покажем богатство языковых средств в русском языке.

Учитель: Итак! Как вы уже знаете, грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов предложения, а может только из одного: или подлежащего, или сказуемого. Как видно из примеров, в 1-ом предложении для понимания его смысла необходим только один главный член - сказуемое, а во 2-ом и 3-ем предложении, входящим в состав сложного необходимы оба главных члена предложения (и подлежащее (т.е. деятель) и сказуемое (действие)).

СЛАЙД № 4

Вывод: Следовательно, по характеру грамматической основы предложение может быть двусоставным или односоставным.

III. Работа с учебником.

1) Выполнение упр.114 (стр. 74)

Задание: выписать только односоставные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.

2) У нас сорвало обе мачты и все паруса.

3) Ночь. Сижу в каюте и пишу.

4) Три часа ночи.

5) Страшный треск. Крики: Бегу к команде.

Вывод: на какие группы делятся односоставные предложения по значению и форме выражения главного члена?

(С главным членом сказуемым и главным членом подлежащим)

СЛАЙД № 5

Учитель: А теперь давайте посмотрим, какие бывают глагольные односоставные предложения.

(По значению и форме выражения главного члена эти предложения делятся на следующие группы)

Учитель: Как вы думаете, почему односоставные предложения с одним главным членом предложения - сказуемым так называются. Порассуждайте!

  • Определенно-личные - очень легко определить лицо по форме сказуемого. На первый план выдвигается действие.
  • Неопределенно-личные - действие важно само по себе, не имеет значение, кто его совершил.
  • Обобщенно-личные - действие имеет отношение к любому лицу.
  • Безличные - нет указания на действующее лицо.
  • Назывные - один главный член предложения - подлежащее, выраженное сущ. в И.п.

Учитель: Каждую конкретную группу мы будем рассматривать на последующих уроках.

IV. Закрепление.

1) Объяснительный диктант.

СЛАЙД № 6

Учитель: Запишите предложения, выделите грамматические основы, постарайтесь определить вид (гл., наз.) односоставного предложения и его группу.

1. Снегом замело дорогу.

(Нет указания на действующее лицо, сказуемое обозначает состояние природы, окружающей среды) Без участия лица, как называются такие предложения?

2. Иду и дышу ароматом и мяты, и зреющей ржи.

(На 1-й план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает на то, что его производит сам говорящий)

3. Что посеешь, то и пожнёшь (поговорка)

(Действие имеет отношение к любому лицу)

4. В огне облака.

(Деятель сообщает о реальности существования того, что названо им. сущ.)

5. Придорожным мёдом веяло с гречихи.

(Нет указания на действующее лицо)

2) Работа с текстом (В. Астафьев "Предел") в парах.

Учитель: прочитайте текст В. Астафьева "Предел" и сделайте вывод о том, нужны ли односоставные предложения в речи? (Делают нашу речь богаче, образнее, ярче, разнообразнее) Предел.

Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном. Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слёзы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.

Провал. Забытье.

Учитель: каких предложений больше всего употреблено в миниатюре? (назывных). Что автор выражает с их помощью? (Чувства человека, переживания, настроение).

- Можно ли предложение с одним главным членом предложения считать законченной мыслью? Почему?

3) Конструирование предложений.

СЛАЙД № 7

Учитель: из строительного материала сложите три предложения, и вы получите поэтическую строку К. Бальмонта, рисующую картину ночной реки.

СЛАЙД № 8

Проверка. Учитель:

- Охарактеризуйте полученные предложения по характеру грамматических основ, попытайтесь определить вид и группу односоставного предложения.

- Как вы думаете, нужны ли по смыслу в 1 и 3 предложении глаголы - сказуемые?

- В какой речи чаще всего употребляются односоставные предложения?

(в поэтической речи, художественной для описания чувств человека, состояния окружающей среды).

V. Контроль знаний.

СЛАЙД № 9

Учитель: найдите в тексте односоставные и двусоставные предложения, определите вид односоставного предложения.

1. Начинало светать.

2. Люблю дымок спаленной нивы.

3. Звенит роса в лугах.

4. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

5. Вот уж вечер.

6. Не жалею, не зову не плачу.

7. Вокруг глухомань.

8. Звёзды одиноко горели над соснами.

9. В окно повеяло весною.

10. Многое вспомнишь родное, далёкое.

VI. Итог урока.

СЛАЙД № 10

Учитель: О чём мы сегодня говорили?

- Что узнали нового?

- Как вы думаете, какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные?

(нужны все предложения)

VII. Рефлексия.

СЛАЙД № 11

- Я научилась (лся) -

- Я запомнила (ил) -

- Я рада (рад) -

- Мне хочется сказать -

- Теперь я:.

VIII. Домашнее задание.

СЛАЙД № 12

  • I  группа. Написать сочинение - миниатюру "Зимнее утро", используя односоставные предложения.
  • II  группа. Составить рассказ о видах односоставных предложений с примерами.
  • Ш  группа. Выписать из текста поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" пять односоставных предложений (по 1 примеру на каждый вид)

СЛАЙД № 14

Учитель: А закончить наш урок словами Веры Шефнер, к которым мы вернёмся на следующем уроке.

Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.

Давайте и мы с вами будем приглядываться, и прислушиваться к нашей речи, учиться удивляться её богатству и красоте. Спасибо!