Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
- дать понятие о видах односоставных предложений;
- закрепить умение различать односоставные и двусоставные предложения;
- формировать умение находить, характеризовать и употреблять в речи односоставные предложения; относить их к группе глагольных или назывных; развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении;
- на примере односоставных предложений показать богатство языковых средств русского языка;
- обеспечить развитие у школьников умений анализировать текст, логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать;
- воспитывать бережное отношение к русскому языку, содействовать осознанию ценности русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Я очень рада видеть вас на уроке.
II. Работа по теме.
1) Оформление записи в тетради, на доске.
Двадцать седьмое ноября.
Классная работа.
Односоставные предложения.
Виды односоставных предложений.
2) Наблюдение.
Учитель: Выделите основы, определите, что между ними общего и чем они отличаются.
СЛАЙД № 1
Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, любите, ибо вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (В.Луговской)
Учитель: Определите, к какому стилю относится данный текст?
(публицистический)
Учитель: Докажите.
(в тексте содержится прямое обращение к читателю, автор призывает, относитесь, изучайте, любите)
- обратите внимание на глаголы в форме повелительного наклонения.
Определите, какова тема данного текста.
- Тема текста - о богатстве русского языка, автор призывает изучать и любить русский язык, потому что это сокровище.
Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим на строение предложений. В чём их синтаксические особенности?
- Что можно сказать о 1-м предложении? (простое, повествовательное, утвердительное, невоскл). В предложении один главный член предложения - сказуемое - относитесь. Это односоставное предложение.
- Второе предложение сложное, состоит из трех простых предложений: 1-е предложение имеет один главный член предложения - сказуемое (однородные) изучайте, любите; 2-е и 3-е предложение имеют грам. основу, которая состоит из 2-х главных членов предложения - подлежащего и сказуемого - следовательно, они двусоставные.
СЛАЙД № 2
(проверка)
Учитель: А теперь, посмотрите на тему нашего урока и постарайтесь сформулировать задачи сегодняшнего урока.
Ответы учащихся:
1) будем говорить о видах односоставных предложений;
2) учиться различать односоставные и двусоставные предложения;
3) учиться употреблять их в речи.
СЛАЙД № 3
Целеполагание (вывод о цели урока) Учитель: Вы правы, сегодня на уроке мы будем закреплять понятие об односоставных предложениях, учиться отличать их друг от друга, находить их в контексте, на примере односоставных предложений покажем богатство языковых средств в русском языке.
Учитель: Итак! Как вы уже знаете, грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов предложения, а может только из одного: или подлежащего, или сказуемого. Как видно из примеров, в 1-ом предложении для понимания его смысла необходим только один главный член - сказуемое, а во 2-ом и 3-ем предложении, входящим в состав сложного необходимы оба главных члена предложения (и подлежащее (т.е. деятель) и сказуемое (действие)).
СЛАЙД № 4
Вывод: Следовательно, по характеру грамматической основы предложение может быть двусоставным или односоставным.
III. Работа с учебником.
1) Выполнение упр.114 (стр. 74)
Задание: выписать только односоставные предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
2) У нас сорвало обе мачты и все паруса.
3) Ночь. Сижу в каюте и пишу.
4) Три часа ночи.
5) Страшный треск. Крики: Бегу к команде.
Вывод: на какие группы делятся односоставные предложения по значению и форме выражения главного члена?
(С главным членом сказуемым и главным членом подлежащим)
СЛАЙД № 5
Учитель: А теперь давайте посмотрим, какие бывают глагольные односоставные предложения.
(По значению и форме выражения главного члена эти предложения делятся на следующие группы)
Учитель: Как вы думаете, почему односоставные предложения с одним главным членом предложения - сказуемым так называются. Порассуждайте!
- Определенно-личные - очень легко определить лицо по форме сказуемого. На первый план выдвигается действие.
- Неопределенно-личные - действие важно само по себе, не имеет значение, кто его совершил.
- Обобщенно-личные - действие имеет отношение к любому лицу.
- Безличные - нет указания на действующее лицо.
- Назывные - один главный член предложения - подлежащее, выраженное сущ. в И.п.
Учитель: Каждую конкретную группу мы будем рассматривать на последующих уроках.
IV. Закрепление.
1) Объяснительный диктант.
СЛАЙД № 6
Учитель: Запишите предложения, выделите грамматические основы, постарайтесь определить вид (гл., наз.) односоставного предложения и его группу.
1. Снегом замело дорогу.
(Нет указания на действующее лицо, сказуемое обозначает состояние природы, окружающей среды) Без участия лица, как называются такие предложения?
2. Иду и дышу ароматом и мяты, и зреющей ржи.
(На 1-й план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает на то, что его производит сам говорящий)
3. Что посеешь, то и пожнёшь (поговорка)
(Действие имеет отношение к любому лицу)
4. В огне облака.
(Деятель сообщает о реальности существования того, что названо им. сущ.)
5. Придорожным мёдом веяло с гречихи.
(Нет указания на действующее лицо)
2) Работа с текстом (В. Астафьев "Предел") в парах.
Учитель: прочитайте текст В. Астафьева "Предел" и сделайте вывод о том, нужны ли односоставные предложения в речи? (Делают нашу речь богаче, образнее, ярче, разнообразнее) Предел.
Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном. Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слёзы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.
Провал. Забытье.
Учитель: каких предложений больше всего употреблено в миниатюре? (назывных). Что автор выражает с их помощью? (Чувства человека, переживания, настроение).
- Можно ли предложение с одним главным членом предложения считать законченной мыслью? Почему?
3) Конструирование предложений.
СЛАЙД № 7
Учитель: из строительного материала сложите три предложения, и вы получите поэтическую строку К. Бальмонта, рисующую картину ночной реки.
СЛАЙД № 8
Проверка. Учитель:
- Охарактеризуйте полученные предложения по характеру грамматических основ, попытайтесь определить вид и группу односоставного предложения.
- Как вы думаете, нужны ли по смыслу в 1 и 3 предложении глаголы - сказуемые?
- В какой речи чаще всего употребляются односоставные предложения?
(в поэтической речи, художественной для описания чувств человека, состояния окружающей среды).
V. Контроль знаний.
СЛАЙД № 9
Учитель: найдите в тексте односоставные и двусоставные предложения, определите вид односоставного предложения.
1. Начинало светать.
2. Люблю дымок спаленной нивы.
3. Звенит роса в лугах.
4. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
5. Вот уж вечер.
6. Не жалею, не зову не плачу.
7. Вокруг глухомань.
8. Звёзды одиноко горели над соснами.
9. В окно повеяло весною.
10. Многое вспомнишь родное, далёкое.
VI. Итог урока.
СЛАЙД № 10
Учитель: О чём мы сегодня говорили?
- Что узнали нового?
- Как вы думаете, какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные?
(нужны все предложения)
VII. Рефлексия.
СЛАЙД № 11
- Я научилась (лся) -
- Я запомнила (ил) -
- Я рада (рад) -
- Мне хочется сказать -
- Теперь я:.
VIII. Домашнее задание.
СЛАЙД № 12
- I группа. Написать сочинение - миниатюру "Зимнее утро", используя односоставные предложения.
- II группа. Составить рассказ о видах односоставных предложений с примерами.
- Ш группа. Выписать из текста поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" пять односоставных предложений (по 1 примеру на каждый вид)
СЛАЙД № 14
Учитель: А закончить наш урок словами Веры Шефнер, к которым мы вернёмся на следующем уроке.
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
Давайте и мы с вами будем приглядываться, и прислушиваться к нашей речи, учиться удивляться её богатству и красоте. Спасибо!