Цель:
- написание сочинения по материалам непосредственных наблюдений;
- формирование навыка самоконтроля;
- речевая подготовка обучающихся, предупреждающая речевые недочёты и грамматические ошибки в сочинениях;
- воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе;
- развитие способности внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
Оборудование: репродукция картины И.И.Левитана "Весна. Большая вода", выставка детских рисунков, план сочинения, памятки, опорные карточки.
(Подготовка к сочинению началась за неделю до урока. Мы ходили на экскурсию в парк, на озеро, по селу. Читали произведения М.Пришвина, А.Чехова, К.Паустовского о весне. На уроке изобразительного искусства познакомились с творчеством И.И.Левитана, нарисовали весенние пейзажи, организовали выставку рисунков.)
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, на улице замечательная, солнечная, весенняя погода. Какое настроение у вас вызывает сегодняшний день?
Сообщение темы и цели урока.
Сейчас я хочу обратить ваше внимание на репродукцию картины, которую вы уже видели на уроке изобразительного искусства. Кто автор этой картины? (И.И.Левитан.)
- Что вы знаете о творчестве И.И.Левитана? (ответы детей)
Как называется эта картина? ("Весна. Большая вода".)
Исаак Ильич при помощи красок и кисти передал приход весны, свое настроение. Сегодня мы с вами при помощи ручки и бумаги попробуем описать, что каждый из вас видит и чувствует, смотря на эту картину. Тема урока: сочинение по картине Исаака Ильича Левитана "Весна. Большая вода". Цель урока заключается в том, чтобы как можно ярче, образнее передать приход весны, используя материалы экскурсий, прочитанные вами произведения о весне и репродукцию картины. (Дети сами формулируют тему и цель урока.)
Сейчас я хочу вам прочитать белые нерифмованные стихи искусствоведа В.А.Алексеева.
Кто самый тонкий, щедрый живописец?
Ну кто горазд на выдумки такие в цвете,
Что даже безразличный восхитится?
Конечно, мудрая Природа!
А пейзажист - лишь ученик её:
Как она точна, смела, изящна в весеннем половодье
Голубизной ликует мир в картине Левитана.
Рассмотрение картины.
- Внимательно посмотрите на картину. Рассмотрите внимательно все детали.
- Что вы увидели на картине? (Речку, которая вышла из берегов и затопила берег; лесную поляну; голубое небо, по нему плывут облака; деревья стоят прямо в воде:)
- Художник назвал свою картину "Весна. Большая вода". Как вы понимаете смысл названия? (Началось половодье, широко разлилась вода:)
- Что интересного вы заметили в картине? (Лодка стоит у берега, деревья отражаются в воде:)
- Опишите деревья. (На деревьях набухли почки, вот-вот лопнут, стволы берез белые-белые, необычная белизна выглядит празднично:)
- Чем необычно изображение берега? (Берег словно посыпан золотой пылью, на него падают яркие лучи солнца, отчего он блестит:)
- Какая погода? (Весенняя, ясная, солнечная..)
- Солнце изображено на картине? По каким признакам можно определить, что день солнечный? (Ясное небо, тени на берегу:)
- Каков воздух? (Чистый, прозрачный:)
- Какое настроение вызывает картина? (Веселое, радостное, как будто в душу просится весна, праздничное:)
- Какие краски использовал художник? (Яркие: желтые, голубые, что и вызывает такое настроение :)
Словарно стилистическая работа.
Нам с вами надо описать эту картину красиво, образно. Какая часть речи нам в этом поможет? Давайте подберем имена прилагательные к следующим именам существительным:
- День (солнечный, ясный, тихий, теплый, лучезарный, дивный:)
- Вода (чистая, холодная, прозрачная, глубокая:)
- Облака (белые, легкие, похожие на кораблики, на вату)
- Небо (высокое, голубое:)
- Берег (золотой, песчаный:)
- Деревья (белоствольные, высокие, нарядные:)
Подберите словосочетания, которые описывают речку.
- Речка (вышла из берегов, затопила прибрежный лес:)
Составление плана сочинения.
Сколько частей обычно имеет текст-описание? (3)
Вступление.
- Весна пришла на речку.
Основная часть.
Описание предметов:
- речка
- деревья
- небо
- берег
Заключение.
Какое настроение вызывает картина.
Написание сочинения.
- Чтобы ваше сочинение было интересным, образным, при написании используйте разнообразные по цели высказывания предложения.
А сейчас еще раз внимательно посмотрите на картину, соберите все свои мысли и приступайте к написанию сочинения.
Итог урока.
- Прочтение нескольких сочинений детьми.
Для написания сочинения можно использовать памятку.
- Памятка.
- Приложение.
- Как писать сочинение.
- Пиши начало. (вступление).
- Пиши на тему.
- Соблюдай последовательность изложения материала.
- Покажи свое отношение к тому, о чем пишешь.
- Не забудь сделать вывод (заключение).
- Некоторым детям можно раздать карточки:
День (солнечный, ясный, тихий, теплый, лучезарный, дивный:)
Вода (чистая, холодная, прозрачная, глубокая:)
Облака (белые, легкие, похожие на кораблики, на вату)
Небо (высокое, голубое:)
Берег (золотой, песчаный:)
Деревья (белоствольные, высокие, нарядные:)
Речка (вышла из берегов, затопила прибрежный лес:)