Методическая разработка урока русского языка (развитие речи) в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • написание сочинения по материалам непосредственных наблюдений;
  • формирование навыка самоконтроля;
  • речевая подготовка обучающихся, предупреждающая речевые недочёты и грамматические ошибки в сочинениях;
  • воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе;
  • развитие способности внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

Оборудование: репродукция картины И.И.Левитана "Весна. Большая вода", выставка детских рисунков, план сочинения, памятки, опорные карточки.

(Подготовка к сочинению началась за неделю до урока. Мы ходили на экскурсию в парк, на озеро, по селу. Читали произведения М.Пришвина, А.Чехова, К.Паустовского о весне. На уроке изобразительного искусства познакомились с творчеством И.И.Левитана, нарисовали весенние пейзажи, организовали выставку рисунков.)

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, на улице замечательная, солнечная, весенняя погода. Какое настроение у вас вызывает сегодняшний день?

Сообщение темы и цели урока.

Сейчас я хочу обратить ваше внимание на репродукцию картины, которую вы уже видели на уроке изобразительного искусства. Кто автор этой картины? (И.И.Левитан.)

- Что вы знаете о творчестве И.И.Левитана? (ответы детей)

Как называется эта картина? ("Весна. Большая вода".)

Исаак Ильич при помощи красок и кисти передал приход весны, свое настроение. Сегодня мы с вами при помощи ручки и бумаги попробуем описать, что каждый из вас видит и чувствует, смотря на эту картину. Тема урока: сочинение по картине Исаака Ильича Левитана "Весна. Большая вода". Цель урока заключается в том, чтобы как можно ярче, образнее передать приход весны, используя материалы экскурсий, прочитанные вами произведения о весне и репродукцию картины. (Дети сами формулируют тему и цель урока.)

Сейчас я хочу вам прочитать белые нерифмованные стихи искусствоведа В.А.Алексеева.

Кто самый тонкий, щедрый живописец?
Ну кто горазд на выдумки такие в цвете,
Что даже безразличный восхитится?
Конечно, мудрая Природа!
А пейзажист - лишь ученик её:
Как она точна, смела, изящна в весеннем половодье
Голубизной ликует мир в картине Левитана.

Рассмотрение картины.

- Внимательно посмотрите на картину. Рассмотрите внимательно все детали.

- Что вы увидели на картине? (Речку, которая вышла из берегов и затопила берег; лесную поляну; голубое небо, по нему плывут облака; деревья стоят прямо в воде:)

- Художник назвал свою картину "Весна. Большая вода". Как вы понимаете смысл названия? (Началось половодье, широко разлилась вода:)

- Что интересного вы заметили в картине? (Лодка стоит у берега, деревья отражаются в воде:)

- Опишите деревья. (На деревьях набухли почки, вот-вот лопнут, стволы берез белые-белые, необычная белизна выглядит празднично:)

- Чем необычно изображение берега? (Берег словно посыпан золотой пылью, на него падают яркие лучи солнца, отчего он блестит:)

- Какая погода? (Весенняя, ясная, солнечная..)

- Солнце изображено на картине? По каким признакам можно определить, что день солнечный? (Ясное небо, тени на берегу:)

- Каков воздух? (Чистый, прозрачный:)

- Какое настроение вызывает картина? (Веселое, радостное, как будто в душу просится весна, праздничное:)

- Какие краски использовал художник? (Яркие: желтые, голубые, что и вызывает такое настроение :)

Словарно стилистическая работа.

Нам с вами надо описать эту картину красиво, образно. Какая часть речи нам в этом поможет? Давайте подберем имена прилагательные к следующим именам существительным:

  • День (солнечный, ясный, тихий, теплый, лучезарный, дивный:)
  • Вода (чистая, холодная, прозрачная, глубокая:)
  • Облака (белые, легкие, похожие на кораблики, на вату)
  • Небо (высокое, голубое:)
  • Берег (золотой, песчаный:)
  • Деревья (белоствольные, высокие, нарядные:)

Подберите словосочетания, которые описывают речку.

  • Речка (вышла из берегов, затопила прибрежный лес:)

Составление плана сочинения.

Сколько частей обычно имеет текст-описание? (3)

Вступление.

  • Весна пришла на речку.

Основная часть.

Описание предметов:

  • речка
  • деревья
  • небо
  • берег

Заключение.

Какое настроение вызывает картина.

Написание сочинения.

- Чтобы ваше сочинение было интересным, образным, при написании используйте разнообразные по цели высказывания предложения.

А сейчас еще раз внимательно посмотрите на картину, соберите все свои мысли и приступайте к написанию сочинения.

Итог урока.

- Прочтение нескольких сочинений детьми.

Для написания сочинения можно использовать памятку.

  • Памятка.
  • Приложение.
  • Как писать сочинение.
  • Пиши начало. (вступление).
  • Пиши на тему.
  • Соблюдай последовательность изложения материала.
  • Покажи свое отношение к тому, о чем пишешь.
  • Не забудь сделать вывод (заключение).
  • Некоторым детям можно раздать карточки:

День (солнечный, ясный, тихий, теплый, лучезарный, дивный:)

Вода (чистая, холодная, прозрачная, глубокая:)

Облака (белые, легкие, похожие на кораблики, на вату)

Небо (высокое, голубое:)

Берег (золотой, песчаный:)

Деревья (белоствольные, высокие, нарядные:)

Речка (вышла из берегов, затопила прибрежный лес:)