Психолого-педагогические ресурсы музейной педагогики

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить.
Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, - неразлучна
с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Ф. М. Достоевский

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики: эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями

Практика проведения уроков, экскурсий и занятий в музее показывает интерес и высокий уровень мотивации учащихся к таким формам организации обучения. Это дает основания полагать, что такие уроки, внеклассные занятия имеют ряд важных психолого-педагогических ресурсов, повышающих успеваемость и качество усвоения материала учащимися.

Первое на что следует обратить внимание, это - большой воспитательный потенциал уроков, проводимых в музее, а также их направленность на развитие личности учащегося. Также отметим, что наблюдение за учащимися младших классов, беседы с ними, анкетирование доказывают, что поездка в музей, занятия в музее являются наиболее запоминаемыми событиями, проводимыми в течение учебного года (наряду со спортивными праздниками и посещением цирка).

Вторым психолого-педагогическим ресурсом можно назвать системность восприятия. Во время урока, проводимого в музее, включаются различные каналы восприятия информации: визуальные, аудиальные, кинестетические, развивается образное восприятие предмета или явления и художественный вкус, формируются условия для развития конвергентного и творческого мышления, актуализируются рефлексивные навыки и процессы.

В структуре урока или занятия в музее нами выделяются 3 важных этапа: 1) подготовка урока, экскурсии в музее; 2) проведение урока, экскурсии; 3) подведение итогов. На всех этапах необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Тщательность подготовки и планирования - важный компонент организации урока в музее, от которого зависит эффективность и успешность проведения занятия. На первом этапе ставятся цели и формулируются задачи урока, проводится отбор содержания и подбор способов для активного восприятия информации (постановка серии проблемных вопросов перед началом урока-экскурсии; постановка творческих задач - сделать наброски заинтересовавших предметов, ответить письменно на поставленные вопросы) и т.д. Так, в начальной школе мотивация создается за счет комфортности образовательной среды (внешние условия и психологическая атмосфера занятий - внешний вид педагога, его голос, интонации, и т.д.). Для учащихся младших классов интересны соревнования со сверстниками, одобрение референтного взрослого (педагога, родителей). Истоками учебной мотивации в любом возрасте могут быть: интерес к информации (познавательная потребность); интерес к способу действия (понять, как что делается); интерес к людям, организующим процесс обучения; потребность в самовыражении и самопрезентации; актуализация творческой позиции; осознание значимости происходящего для себя и других (осознанная мотивация).

Отметим, что с психологической точки зрения, большое значение имеет воздействие экспозиции, которое должно быть полимодальным, т.е. построено таким образом, чтобы включались различные органы чувств (посредством цветового и светового оформления, включения материалов различной фактуры, звукового сопровождение и др.).

На этапе проведения любого урока важен благоприятный эмоциональный фон и психологический климат урока (доброжелательность, взаимоуважение, комфорт, сотрудничество). Психологически и физиологически обосновано включение в такие уроки игровых моментов - конкурсов, соревнований, физкультпаузы. Хорошо, если урок в музее организован не с целым классом, а с его частью (10-12 человек - оптимальное количество для полноценного усвоения информации). Это можно организовать в рамках факультатива, спецкурса или элективного курса. Проведение урока в виде лекции слабо актуализирует мотивационные процессы. По данным различных психологических исследований лекция дает небольшой процент сохранения информации.

Третьим психолого-педагогическим ресурсом является развивающий потенциал уроков в музеях (например, развитие критического мышления, самостоятельности суждений). Развитие личности учащегося происходит через включение в урок рефлексивных вопросов, таких как "Что я уже знаю по этой теме?", "Что узнал на этом занятии?". На этапе подведения итогов важным становится такой рефлексивный вопрос, как "Что я еще хочу узнать по этой теме?". Не менее важным является поиск ответов на вопросы: "Как соотносятся полученные знания с повседневной жизнью?", "Как вы можете их использовать?", "Для чего они вам нужны?". Этот этап можно провести, используя различные самостоятельные и развивающие задания (итоговая беседа, рисунки, лепка, конструирование и др.), которые помогут закрепить полученные знания и облегчить процесс запоминания. Важно отметить, что эффективность работы учащихся в музее повышается, если это работа организована как определенная система - система занятий в одном музее, система занятий по определенной тематике в различных музеях, а также, если это единая продуманная методическая система, охватывающая период от дошкольного до старшего школьного возраста.

Четвертый психолого-педагогический ресурс - возможность раскрытия творческого потенциала личности (как педагога, так и учащегося). Педагогу важно создавать условия для творческого самовыражения учащихся. Эта задача может решаться через систему творческих заданий учащимся: сочинение, рассказ, отзыв, эссе, рисунок, поделка, рассуждение, репортаж, статья и др. Необходимо побуждать учащихся к содержательному оцениванию увиденного и услышанного в процессе урока-экскурсии. Предъявляя материал для сравнения, возвращаясь к просмотренному, педагог активизирует размышления учащихся.

Особым видом развивающей и творческой работы в музее может стать самостоятельная подготовка учащимися (или группой учащихся) экскурсии по залу музея или самостоятельная исследовательская работа (индивидуально или в группе).

Пятым психолого-педагогическим ресурсом, отражающим специфику урока в музее, является динамичность и вариативность организации процесса и содержания обучения.

Обобщая вышесказанное, отчетливо просматриваются психолого-педагогические ресурсы урока, экскурсии в музее: реализация принципа наглядности обучения; укрепление связи полученных знаний с жизнью; повышение научности обучения, расширение кругозора и развитие личности учащихся.