Цели:
- Обучение:
– уточнить и расширить представления учащихся о лесе и его обитателях, охране растений и животных леса;
– путем наблюдений установить взаимосвязь между ними;
– познакомить с лечебными свойствами лекарственных растений;
– проверить степень усвоения детьми правил поведения в лесу. - Развитие:
– развивать познавательную активность, наблюдательность;
– умение рассуждать и делать выводы. - Воспитание:
– воспитывать любовь к Родине, к родному краю;
– воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Выход на тему занятия
Учитель: Дети, как называется наша планета, на которой мы живём?
– Что это? (Глобус – модель нашей планеты.)
– Какие цвета мы видим на модели?
– Что означает каждый цвет?
Много зелёного цвета – это наши леса. Леса – это не только украшение Земли, её удивительный и великолепный наряд, это ещё источник сырья и здоровья. Именно они сохраняют влагу, смягчают климат, вырабатывают кислород, улавливают газы и пыль. [4].
– Ребята, а в нашей местности есть леса? А кто знает какие? (смешанные) А вы любите ходить в лес? А в какое время года особенно приятно совершать прогулки? Почему?
– Давайте совершим заочную экскурсию в летний лес. А поможет нам в этом песенка «Что такое лето…» (хор)
(Исполнение песни «Что такое лето…» (хор))
Учитель: Что возьмём с собой на прогулку в лес? (Корзинку с завтраками, мешочек, может быть понадобится). (Завтрак – печенье, завёрнутое в салфетку).
Подходим к лесу, видим транспаранты: «Берегите лес от пожара!», «Не сорите!», «Охраняйте лес!».
2. Начало экскурсии: (на полянке)
Учитель: Итак, мы оказались на лесной полянке. (Дети садятся на стульчики. На полу стоят деревья, цветы, грибы, ягоды, шалаш, прудик. Или на бумаге, или на ткани).
Стихотворение «Летний лес»:
1 ученик:
Зноем солнечным прогрета,
Лес душистый и сухой.
На опушках много света,
Пахнет мёдом и смолой.
2 ученик:
Стал окрепшим и пахучим
Разрезной зелёный лист,
В зарослях кустов колючих
Слышен птиц весёлый свист.
3 ученик:
Закраснелась гроздь калины,
Зреют в шишках семена,
И душистая малина
Соком сахарным полна. [10].
3. Знакомство с деревьями
(Учитель подходит к первому дереву – дубу).
Учитель: Что это за дерево? Что мы о нём знаем?
Ученик: Хорошо растёт в шубе, т.е. окруженный деревьями, но с открытой головой, т.е. освещён сверху.
Учитель: Что ещё знаем о дубе?
Ученик: Дубы растут медленно, желуди появляются на них только тогда, когда дерево достигнет 30-40 летнего возраста. А живут эти деревья очень долго – 400-500 лет. (На фоне пения птиц)
Учитель: У нас в России растут дубы, которые достигли 700 лет. У них огромные стволы, покрытые грубой, морщинистой, крепкой корой.
Ученик: Дубы образуют красивые рощи – дубравы. Древесина очень ценится за прочность и используется для постройки кораблей. А кору дуба используют в медицине. [7].
(Подхожу к берёзке. Музыкальный фон «Во поле берёзка стояла…»)
Учитель:
Берёзка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!
– Кто знает загадку о берёзке?
Загадка:
«Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки». [3].
(Дети дружно разгадали загадку. Затем девочка в белом сарафане выходит и загадывает следующую загадку).
– Немало стихов, песен и загадок сложено про берёзу:
«Стоит дерево цветом зелено. В этом дереве 4 угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям – некопаный колодец».
Учитель: В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.
Учитель: А вот подруженька белой берёзы – осина. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах.
– Что вы знаете об осине?
Ученик: Листья у осины – особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это дерево говорят: «Осина и без ветра трепещет».
Ученик: Осина очень полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – весёлых матрёшек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, паркет и спички.
Ученик: В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают свои запасы. [7].
4. Знакомство с животными
Учитель: Идем дальше по тропинке. Если попробовать подойти в лесу к какому-нибудь зверю, зверь убежит. А вот ёж подпустит человека довольно близко. Храбрый!
(Дети в костюмах ежа и змеи)
Ёжик: Просто ежи плохо видят, надеются на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону от меня (ежа), он чувствует приближение человека, животного. А если почувствует, то мышей, насекомых, не пропустит и ядовитую змею.
Учитель: Возьмём его домой? Почему?
Змея: Ёжик не делает запасов на зиму. Когда наступают холода, он забирается в свой тёплый и уютный домик и крепко спит до весны.
Учитель: В лесу нужно смотреть под ноги, хорошая обувь должна быть на ногах. Ядовитая гадюка каждое утро выползает на камень или сухой пенёк, греется на солнце. Согреется и отправляется на охоту за мышами, лягушками. [6].
– Будем убивать? Почему? В медицине недаром эмблема – чаша и змея.
– А это что такое на нашем пути? Можно разорять эти кучи?
Ученик: Муравьиные кучи нельзя разорять, это очень полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи, обитатели одного муравейника уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых.
Учитель: Ребята, а вы не знаете, что это случилось с муравьями? Прячутся в кучке?
1 ученик: Если муравьи прячутся в кучке – жди сильного ветра, дождя, грозы.
2 ученик: Когда пчёлы дружно летят к своим ульям, домикам, то скоро будет дождь.
3 ученик: Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели. [9].
5. Привал
Учитель: Давайте представим, что мы забрались в шалаш, переждём дождик и съедим свои бутерброды. (Раздаю их из корзинки детям и гостям. Музыкальный фон «Ливень»).
Учитель: А салфетки-то куда? Мешок брали с собой? Сложим туда, (можно и банки, и бутылки).
– Почему мы так сделали? Было предупреждение: «Не сорить!»
– Ой! Кого мы увидели в ветвях ели? (Ёлочка искусственная)
– Что вы знаете об этом зверьке?
Ученик: Самый резвый, непоседливый зверёк. Может перелетать расстояние до 10 метров. Этому помогают длинные задние ноги и хвост, как раскрытый парашют.
Учитель: А чем любят лакомиться белки? Правильно! Орехами, семенами хвойных деревьев – кедра, сосны, ели.
Ученик: Любит белочка ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки и соцветия. Белочки делают запасы на зиму. Какие?
6. Сбор грибов
Учитель: А вот и белый гриб, который высушивают на веточках белки и затем прячут в кладовку. Белый гриб редко растет в одиночку. Гриб, который мы срываем – это не самостоятельное растение. Большая часть находится под землёй – это грибница, длинные, почти невидимые нити. Грибница тянется от гриба к грибу, иногда на многие метры. Не вырываем гриб, а выкручиваем, чтобы грибница не высохла, и засыпаем ямку землёй.
– Какие грибы положим в корзинку? А остальные растопчем ногами?
Ученик: Съеденный кусочек бледной поганки – сильнее укуса змеи. Он смертелен. Ядовитым является и мухомор. (Но в природе ничего не бывает лишнего, всё взаимосвязано). [1].
7. Взаимосвязь между обитателями леса
(Звучит фон «Пение птиц»)
Учитель: Будем брать, трогать птенцов, яйца птиц? Почему? Бабочек ловить будем? Почему?
1 ученик: Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят пользу человеку. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.
2 ученик: Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. [9].
Учитель: Слышите, квакает лягушка? Что вы знаете о них?
1 ученик: Все лягушки хорошо различают насекомых. Пчёл они глотают, но ос выплёвывают обратно. Улитки, черви – её питание.
2 ученик: Много врагов у них: журавли, аисты, ежи, барсуки, ужи. Лягушка – полезное животное.
8. Знакомство с лекарственными растениями
Учитель: Отгадайте загадку:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. [3].
– Что это за растение? (Целебное)
– Почему его называют зеленым попутчиком?
Ученик: Он растет по берегам рек, на лесной дороге, вдоль деревенской улицы, вдоль тропинок. Это растение – целебное. Соком этого растения с давних времен заживляли раны, избавлялись от ожогов, нарывов.
Учитель:
Носит этот мальчик
жёлтый сарафанчик,
Подрастёт – нарядится
в беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
ветерку послушное…
– Что это за растение?
Ученик: Это растение лекарственное. Используют листья и корни, из которых готовят отвары и настои. Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчёлы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мёд – густой и ароматный.
Учитель: а вот ещё растение – медонос, богатое витамином С, из листьев которого готовят чай.
Хороша трава –
красная голова.
И медку подарит,
и чайку заварит.
– Скажите, кто из вас прошлым летом ходил в лес по ягоды?
1 ученик:
Ягодки, как шарики,
Россыпями бус.
2 ученик:
Яркие фонарики,
Сочные на вкус.
3 ученик:
Ягодки все разные:
Голубые, красные,
4 ученик:
Кислые и сладкие,
Ворсистые и гладкие,
Хор:
Соком ягоды полны,
И целебны и вкусы. [2].
Учитель: Что будем рвать? Ягодки или кустики?
9. Встреча с редкими растениями
Учитель: В лесу могут встретиться не только ягоды, но и необыкновенно красивые цветы. Давайте посмотрим на их танец.
«Танец цветов»
Цветы представляются:
1 ученик: Я – колокольчик персиколистный.
2 ученик: Я – ландыш, (кувшинка)
3 ученик: Я – ночная фиалка.
4 ученик: Я – лилия.
Один из цветов: -Мы так красивы, что хочется нас сорвать. Но надо остановиться, ведь мы занесены в Красную книгу, нас осталось на Земле очень мало.
Учитель: (после «танца цветов»)
Сквозь иглы тёмной хвои
Весёлый лился свет,
Я шла лесной тропою
И вдруг нашла букет.
Букет лесных фиалок
Лежал на мшистом пне,
И стало мне их жалко,
И грустно стало мне.
Цветы уже увяли,
Поникли лепестки,
Зачем же их сорвали,
Сломали стебельки.
Казалось мне, я слышу
Фиалок слабый стон,
Он делался всё тише,
Но сердце ранил он. [8].
10. Заключение
Учитель: Дети, выполнили мы предупреждения, которые встретили при входе в лес?
1 ученик: Костёр не разводили, мусор не бросали, запретные цветы не рвали, а только любовались ими. Животных не трогали, а только собирали ягоды и грибы.
2 ученик:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
3 ученик:
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
4 ученик:
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
5 ученик:
Остановил олень свой бег:
– Будь человеком, человек,
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
6 ученик:
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: – «Сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!» [4].
ЛИТЕРАТУРА
- Альбом-определитель «Съедобные и несъедобные грибы». М., 1998.
- Е. Т. Валягина-Малютина. Лекарственные растения. С-П., 1996.
- Карпенко М.Т., Селевко. Сборник загадок. М., 1988.
- Л. П. Симонова. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. М., 1998.
- Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1998.
- Т. А. Шорыгина. Какие звери в лесу? М., 2000.
- Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М., 2002.
- Т. А. Шорыгина. Цветы. Какие они? М., 2002.
- Т. А. Шорыгина. Насекомые. Какие они? М., 2001.
- Т. А. Шорыгина. Ягоды. Какие они? М., 2003.