ТИП УРОКА: закрепление знаний, умений и навыков.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и систематизировать теоретические знания по изученной теме; вырабатывать умения выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; способствовать развитию речи уч-ся.
(Тема и цели урока записаны на доске)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Слово учителя
– Ребята, обратите внимание на цель и тему урока. На что они указывают?
– Как вы думаете, из каких частей речи состоит предложение, называющее тему урока?
– Что мы изучали на последних уроках? (деепричастие)
– Назовите деепричастие в этом предложении. Какие морфологические признаки деепричастий вам известны?
3. Итак, сделаем морфологический разбор деепричастия ОБОБЩАЯ.
(работа у доски)
ОБОБЩАЯ – особая форма глагола – деепричастие.
- Н. Ф. – обобщать
- МОРФ. ПРИЗНАКИ: несов . вид, неизмен. форма.
- Закрепляем (как?) обобщая.
4. Объясните знаки препинания.
– Что такое деепричастный оборот?
– Что вы знаете о знаках препинания при деепричастном обороте и деепричастиях?
– Всегда ли выделяются деепричастные обороты?
– Что является исключением?
– Фразеологические обороты.
– А что такое фразеологический оборот?
ФРАЗЕОЛОГИЗМ (от греч. фразис –выражение, оборот речи + логос – слово) – устойчивое словосочетание, равное по значению одному слову.
5. Приведите примеры фразеологических оборотов.
говорить положа руку на сердце;
слушать затаив дыхание
согласиться скрепя сердце;
работать не переводя дух;
На доске записаны предложения. Укажите, где запятые необходимы?
В каких предложениях деепричастия можно заменить глаголом, а в каких – наречием?
Хозяйка ловко месила тесто засучив рукава. Строители работали засучив рукава.
Девочка сидела на скамейке сложив на коленях руки. Бабушка не любила и не умела сидеть сложа руки.
Запятыми не выделяются одиночные деепричастия, перешедшие в наречия (нехотя, молча, стоя, сидя, шутя и т. д.)
6. Редактирование текста
На плакатах записаны четверостишия с пропущенными знаками препинания. Перепишите, расставьте недостающие запятые.
Зима! Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка снег почуя
Плетется рысью как-нибудь. (А. Пушкин)
Холмы вырастая и в сумерках тая
И думу какую-то в складках тая
О том и молчат что совсем непростая
Совсем непростая планета моя. (Л. Козырь)
7. Образование деепричастий.
Игра «Кто быстрее?»
Делая морфологический разбор деепричастия, вы указывали вид.
Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант – деепричастия совершенного вида; 2 вариант – деепричастия несовершенного вида.
- читать
- рисовать
- загореть
- расстилать
- открывать
- распахнуть
- прекратить
- разговаривать
- увидеть
- накрыть
Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит его.
Объясните, каким правилом вы руководствовались при выполнении этого упражнения?
При помощи чего можно образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида? (при помощи суффиксов)
8. Развитие речи
Дома вам необходимо было придумать небольшие миниатюры-сказки на лингвистическую тему о деепричастии или о какой-то орфограмме, причастной этой форме глагола. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ученики зачитывают сочинения-миниатюры)
– Вы помните, когда в русском языке появился термин «Деепричастие»? (в XVII веке) Это слово введено М. Смотрицким, образовано путем соединения частицы дее (от дяти – делать) со словом причастие. Таким образом, оказывается, что деепричастие «причастно» к действию.
Часто бывает, что к одному глаголу могут относиться два, а то и более деепричастий, которые создают живописную картину действий.
Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька! (Э. Асадов)
9. Какая орфограмма у нас осталась без внимания? (Не с деепричастиями)
– Что вы знаете о правописании частицы не с деепричастиями?
– Кто подготовил рассказ на лингвистическую тему о данной орфограмме?
(Слушаем рассказ уч-ся)
10. Восприятие текста на слух
(стихотворение английского поэта Роберта Саути «Ладорский водопад» в переводе В. А. Жуковского). Выписать все деепричастия из стихотворения (в столбик). Попробуйте заменить их глаголами. Что у вас получилось? Ваши выводы?
11. Обобщение урока
12. Итог
13. Д. З.
Повторить контрольные вопросы и задания; составить предложения с деепричастиями на каждую орфограмму по данной теме.