Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "С.Есенин "Воробышки" с использованием презентации

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. продолжить знакомство с творчеством С. Есенина;
  2. познакомить с произведением С. Есенина «Воробышки»;
  3. формировать умение видеть образные языковые средства;
  4. развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
  5. воспитывать любовь к русской природе, доброе отношение к птицам.
  6. воспитывать умение работать в парах.

Оборудование:

  1. учебник «Родная речь» 2класс (2 часть) М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова;
  2. портрет С. Есенина;
  3. выставка книг С.Есенина;
  4. герой «Любознайка»;
  5. аудиозапись Л. Бетховен «Элизе»;
  6. кормушки.

Ход урока

Организационный момент.

Слайд 2 Презентация

Все начинается со школьного звонка,
В далекий путь отчаливают парты,
Там, впереди покруче будут старты
И посерьезней будут, а пока …
Нас ждет урок …

Слайд 3

литературного чтения.
Сегодня на урок к вам пришел Любознайка.
Он приготовил для вас различные задания.
Читайте, слушайте, их выполняйте,
И знаниями своими удивляйте.

1 задание. Речевая разминка.

Слайд 4

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Молодцы!

2 задание. Актуализация знаний.

Прочитайте отрывок из стихотворения.

Слайд 5

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Что вы можете сказать про это четверостишие?

Как вы думаете, зачем мы сегодня вспомнили о С.Есенине?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого поэта.

Послушайте его биографию ( звучит запись)

Биография С. Есенина.

Слайд 6

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове, Рязанской губернии.

Оно и сейчас стоит на крутом берегу реки Оки. Место это очень красивое.

Слайд 8

Подойдешь к Оке – широко видно вокруг: и заливные луга на другом берегу реки, и леса, и сама Ока вьется лентой далеко – далеко.

Слайд 9

Отца звали Александр Никитич, мать – Татьяна Федоровна.

Слайд 10

Были две сестры Катюша и Саша.

Слайд 11

С двух лет Сережа воспитывался с бабушкой и дедушкой. Бабушка его очень любила, и нежности ее не было границ. Дедушка часто пел ему старые песни, а няня – рассказывала сказки. Это и повлияло на дальнейшую судьбу будущего поэта. В пять лет Есенин научился читать, а в восемь лет стал писать стихи. Природа у него многоцветна и многокрасочна. Любимые цвета поэта синий и голубой. Природа у него живет неповторимой жизнью. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется.

Слайд 12

Писать стихи Сергей Есенин старался каждый день. Он говорил: «Если я не напишу за целый день четырех строк хороших стихов, я не могу спать.»

В двенадцать лет его отдали учиться на учителя. Он закончил учебу, но учителем работать не стал. Всю жизнь писал стихи.

Слайд 13

Уйдя из жизни в тридцать лет, Сергей Александрович Есенин оставил нам большое поэтическое наследство. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями и романсами.

Слайд 15

2 октября 1965 года в селе Константинове на родине Есенина в простой деревенской избе был открыт музей.

Прошло более ста лет со дня рождения поэта, но люди любят его поэзию.

Слайд 16

В каком году родился Есенин?

Когда поэт научился читать?

В каком возрасте стал писать стихи?

Молодцы!

Любознайка, предлагает вам выполнить следующее задание.

Слайд 17

Прочитайте заголовок, посмотрите на иллюстрацию и скажите:

«О ком и о чем пойдет речь в этом стихотворении?»

Сообщение темы и цели урока.

Слайд 18

Сегодня на уроке вы познакомитесь со стихотворением С. Есенина «Воробышки»,постараетесь найти поэтические приемы, увидеть красоту русской природы.

Изучение нового материала.

3 задание.

Слайд 20

Послушайте стихотворение с закрытыми глазами.

Постарайтесь представить картины, какие создал автор.

(слушают стихотворение – звучит запись)

Слайд 21

«Что вы увидели «внутренним взором »? – когда звучало произведение.

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Молодцы!

4 задание.

Слайд 22

Прочитайте стихотворение и найдите непонятные слова(самостоятельное чтение)

Словарная работа.

Слайд 23

  • Поет – сильно дует
  • Аукает – перекликается
  • Стозвоном – много звона
  • Ковром шелковым – мягким ковром
  • Сиротливые – без родителей
  • Озябли – сильно замерзли
  • Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
  • Вихри – порывистые круговые движения ветра

Молодцы!

5 задание.

Мир 1 строфы.

Слайд 24

Прочитайте 1 строфу.

Кто в ней главный герой?

Какое настроение передает автор?

Что создает тоскливое настроение?

Слайд 25

Что передает автор, используя прием ЗВУКОПИСИ в словах

АУКАЕТ – баЮКАЕТ – глубОКОЮ – далЕКУЮ ?

Что передает поэт, используя прием ЗВУКОПИСИ в данной строчке?

СтоЗвоном СоСняка

Сочетания каких звуков позволяет представить, как плавно плывут облака по небу?

Плывут в страну далекую седые облака

Слайд 26

Какой еще прием использует Есенин, создавая образ зимы?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Поет

Аукает

Баюкает

Можно ли сказать ,что облака очеловечены?

Приготовьтесь прочитать 1 строфу, озаглавьте ее ( работа в парах)

Молодцы!

6 задание.

Мир 2 строфы.

Слайд 27

Прочитайте 2 строфу.

Кто в ней главный герой?

Какое чувство вызывает у вас чтение 2 строфы?

Что вызывает тревогу поэта?

Слайд 28

С чем сравнивает Есенин только что выпавший снег?

Какой поэтический прием использует автор, сравнивая СНЕГ с КОВРОМ?

СРАВНЕНИЕ

Найдите в этой строфе еще СРАВНЕНИЕ.

Воробышки игривые – детки сиротливые

Почему именно такое сравнение подобрал поэт?

Озаглавьте 2 строфу и прочитайте ее выразительно ( чтение в парах сменного состава)

7 задание.

Физкультминутка (звучит музыка Л. Бетховена «Элизе»)

8 задание.

Мир 3 строфы.

Слайд 29

Прочитайте 3 строфу.

Кто главный герой в этой строфе?

Как относится поэт к воробышкам?

Почему пташкам страшно?

Слайд 30

Какой поэтический прием использует автор в этой строфе?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Вьюга ревет, стучит ,злится.

Слайд 31

Какие звуки передают злость вьюги в следующих строчках?

Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

С-З

Какие звуки передают дрожь воробышков?

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.

З-Ш-Ж

Прочитайте выразительно 3 строфу и озаглавьте ее ( чтение в парах сменного состава)

10 задание.

Мир 4 строфы.

Слайд 32

Прочитайте 4 строфу.

Кто главный герой в этой строфе?

Что им снится?

Слайд 33

Какое чувство автор хотел передать?

Как называет поэт воробьев в своем произведении?

Прочитайте выразительно 4 строфу и озаглавьте ее.

Молодцы!

11 задание.

Прочитайте все стихотворение выразительно.

Молодцы!

Обобщение изученного.

12 задание.

Слайд 34

Прочитайте строфу, которая относится к данной иллюстрации.

Слайд 35

Прочитайте строки, которые относятся к данным иллюстрациям.

Молодцы!

Итог урока.

13 задание.

Слайд 36

Что вы узнали о поэте, прочитав это стихотворение?

Какие поэтические приемы использовал автор?

Зачем С. Есенин написал это произведение?

Как вы можете помочь воробьям зимой?

Слайд 37

А. Яшин
Покормите птиц зимой.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима …
Приучайте птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Рефлексия.

Что вы запомнили на уроке?

Оцените свою работу: очень хорошо работал, хорошо, но нужно стараться

Молодцы!

Слайд 38

Птички летят на определенную веточку.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.