Праздничная "Дымка" (дымковская игрушка)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить детей с промыслом дымковской игрушки.
  2. Научиться выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки (круги, волнистые, точки, горошины, клетки)
  3. Формировать у учащихся умение рисовать кистью элементы узора.
  4. Развивать творческие способности у учащихся.
  5. Развивать гармоничное цветовосприятие.
  6. Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.

Оборудование:

  1. Лист белой бумаги.
  2. Гуашь или акварельные краски.
  3. Круглая кисть.
  4. Баночка с водой.
  5. Палитра.
  6. Белые шаблоны дымковской игрушки.
  7. Интерактивная доска или мультимедиа проектор, экран.

Ход урока

1. Орг.момент:

Ребята, посмотрите, всё ли вы приготовили к уроку. Рассаживайтесь все по своим местам.

Будьте на уроке очень внимательны.

Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие по карте народных промыслов (слайд 2 – Презентация)

2. Актуализация знаний.

– Рассмотрите карточку, которую вы получили перед уроком.

– Заполните её.

Приложение 1

Народные промыслы.

Название промысла Отличительные признаки
Гжель  
Хохлома  
Дымковская игрушка  

– Проверьте ,правильно ли вы заполнили таблицу. (слайд 3)

– Какая строка осталась пустой?

– Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся её рисовать, и в конце урока вернёмся к нашей таблице.

Итак, отправляемся в путешествие.

3. Знакомство с новым материалом

(слайды 4-7)

Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек.Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

– А расскажет нам об этом интересном названии праздника Алипатова Вика.

Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная…
Казалось, нет от них спасения.Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

4. Физминутка

(проводится под музыку «Барыня»)

5. Продолжение изучения нового материала.

–Не один праздник не обходится без ярких игрушек. (слайд 8)

– Как же они получаются такие красивые и нарядные?

Отправимся вместе с Машей Козьяковой к мастерам в гости.

Итак, заглянем в мастерскую. Мы увидим с вами груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами, молоко. Сначала игрушку лепят из гончарной глины с добавлением речного песка. Затем она сохнет. После этого игрушку обжигают в печке и она становится крепкой и звонкой. Затем мастера разводят на молоке мел и белят игрушку. Затем игрушки расписывают, используя от 4 до 10 цветов и украшают листочками сусального золота.

Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. (слайд 9-11)

(дети рассказывают стихи о дымковских игрушках)

Барашек-свисток
Левый рог – завиток
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

Утка-Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.

Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.

Какие цвета используют мастера при росписи этих замечательных игрушек?

– Какие элементы росписи вы можете назвать?

– Давайте и мы с вами представим себя мастерами по росписи дымковской игрушки.

– Потренируемся в рисовании элементов росписи, я показываю, а вы повторяйте за мной.

  1. Берём на кисть красный цвет и, слегка нажимая на кисть проводим волнистую линию- змейку. Украсим её зелёными точками в изгибах снаружи и внутри.
  2. Берём на кисть жёлтый цвет и рисуем кружок, а в середине рисуем ещё кружок, затем украсим их синими точками вокруг этих кружков.
  3. Берём на кисть синюю краску и рисуем кружок, а в середине перекрещивающиеся полоски розового цвета .

Дальше я нарисую ещё несколько элементов росписи, а вы у себя на листочках повторите.

– Ну, а теперь, используя всё, что узнали и увидели о дымковской игрушке попробуем сами создать такую игрушку.

– Поработаем группами. Каждая группа получит конверт, в котором находится задание, которое вам надо выполнить.

– Итак, получаем задания и приступаем к работе.

(Учащиеся получают в конвертах задания разного уровня сложности.

1 группа – (высокий уровень) дети, изучающие данный предмет более углубленно, посещающие художественную школу или кружок. Эти дети получают задание: самим нарисовать и раскрасить дымковскую игрушку.
2-4 группы (средний уровень) получают задание: выбрать из предоставленных пустых шаблонов игрушек (барашки, Барыня, индюки) любые 3 шаблона, и создать композицию из них.
5 группа (низкий уровень) получает задание раскрасить готовую композицию из дымковских игрушек.

6. Заключительный этап урока.

– Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Посмотрите на выставку ваших работ. Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

Давайте оценим ваши работы.

Работы оцениваются по следующим критериям:

  1. правильность выбора цвета;
  2. правильность рисования элементов;
  3. композиция;
  4. аккуратность выполнения

– А теперь придвиньте к себе таблицу и заполните пустую графу.

– Проверим себя. (смотри приложение 2), (слайд 12)

– Молодцы!

– Мы не заканчиваем наше путешествие. На следующем уроке мы отправимся дальше по карте народных промыслов.