Цели урока:
- Познакомить детей с промыслом дымковской игрушки.
- Научиться выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки (круги, волнистые, точки, горошины, клетки)
- Формировать у учащихся умение рисовать кистью элементы узора.
- Развивать творческие способности у учащихся.
- Развивать гармоничное цветовосприятие.
- Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.
Оборудование:
- Лист белой бумаги.
- Гуашь или акварельные краски.
- Круглая кисть.
- Баночка с водой.
- Палитра.
- Белые шаблоны дымковской игрушки.
- Интерактивная доска или мультимедиа проектор, экран.
Ход урока
1. Орг.момент:
Ребята, посмотрите, всё ли вы приготовили к уроку. Рассаживайтесь все по своим местам.
Будьте на уроке очень внимательны.
Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие по карте народных промыслов (слайд 2 – Презентация)
2. Актуализация знаний.
– Рассмотрите карточку, которую вы получили перед уроком.
– Заполните её.
Народные промыслы.
Название промысла | Отличительные признаки |
Гжель | |
Хохлома | |
Дымковская игрушка |
– Проверьте ,правильно ли вы заполнили таблицу. (слайд 3)
– Какая строка осталась пустой?
– Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся её рисовать, и в конце урока вернёмся к нашей таблице.
Итак, отправляемся в путешествие.
3. Знакомство с новым материалом
(слайды 4-7)
Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек.Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».
– А расскажет нам об этом интересном названии праздника Алипатова Вика.
Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная…
Казалось, нет от них спасения.Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».
4. Физминутка
(проводится под музыку «Барыня»)
5. Продолжение изучения нового материала.
–Не один праздник не обходится без ярких игрушек. (слайд 8)
– Как же они получаются такие красивые и нарядные?
Отправимся вместе с Машей Козьяковой к мастерам в гости.
Итак, заглянем в мастерскую. Мы увидим с вами груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами, молоко. Сначала игрушку лепят из гончарной глины с добавлением речного песка. Затем она сохнет. После этого игрушку обжигают в печке и она становится крепкой и звонкой. Затем мастера разводят на молоке мел и белят игрушку. Затем игрушки расписывают, используя от 4 до 10 цветов и украшают листочками сусального золота.
–Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. (слайд 9-11)
(дети рассказывают стихи о дымковских игрушках)
Барашек-свисток
Левый рог – завиток
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Утка-Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.
– Какие цвета используют мастера при росписи этих замечательных игрушек?
– Какие элементы росписи вы можете назвать?
– Давайте и мы с вами представим себя мастерами по росписи дымковской игрушки.
– Потренируемся в рисовании элементов росписи, я показываю, а вы повторяйте за мной.
- Берём на кисть красный цвет и, слегка нажимая на кисть проводим волнистую линию- змейку. Украсим её зелёными точками в изгибах снаружи и внутри.
- Берём на кисть жёлтый цвет и рисуем кружок, а в середине рисуем ещё кружок, затем украсим их синими точками вокруг этих кружков.
- Берём на кисть синюю краску и рисуем кружок, а в середине перекрещивающиеся полоски розового цвета .
Дальше я нарисую ещё несколько элементов росписи, а вы у себя на листочках повторите.
– Ну, а теперь, используя всё, что узнали и увидели о дымковской игрушке попробуем сами создать такую игрушку.
– Поработаем группами. Каждая группа получит конверт, в котором находится задание, которое вам надо выполнить.
– Итак, получаем задания и приступаем к работе.
(Учащиеся получают в конвертах задания разного уровня сложности.
1 группа – (высокий уровень) дети, изучающие данный предмет более углубленно, посещающие художественную школу или кружок. Эти дети получают задание: самим нарисовать и раскрасить дымковскую игрушку.
2-4 группы (средний уровень) получают задание: выбрать из предоставленных пустых шаблонов игрушек (барашки, Барыня, индюки) любые 3 шаблона, и создать композицию из них.
5 группа (низкий уровень) получает задание раскрасить готовую композицию из дымковских игрушек.
6. Заключительный этап урока.
– Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Посмотрите на выставку ваших работ. Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.
Давайте оценим ваши работы.
Работы оцениваются по следующим критериям:
- правильность выбора цвета;
- правильность рисования элементов;
- композиция;
- аккуратность выполнения
– А теперь придвиньте к себе таблицу и заполните пустую графу.
– Проверим себя. (смотри приложение 2), (слайд 12)
– Молодцы!
– Мы не заканчиваем наше путешествие. На следующем уроке мы отправимся дальше по карте народных промыслов.