Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой ситуации.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (см. Приложение1), конверты с таблицей и карточками для грамматического лото, листы с текстами стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс», с текстами для групповой работы, чистые листы.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Добрый день, ребята! Давайте вспомним, что вы изучали на предыдущих уроках. (Второстепенные члены предложения).
Тема сегодняшнего нашего урока «Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»» (Слайд 1)
На уроке мы повторим, систематизируем те знания, которые вы получили на предыдущих уроках.
2. Игра «Грамматическое лото»
На доске располагается таблица
Второстепенный член предложения | На какие вопросы отвечает? | Виды второстепенных членов | Какими частями речи могут быть выражены? |
Дополнение | |||
Определение | |||
Обстоятельство |
Такие же таблицы находятся на каждой парте у учащихся. Рядом находятся карточки с ответами
Пример карточек для заполнения строки о дополнении:
На вопросы косвенных падежей |
Прямые и косвенные |
неопределённой формой глагола, синтаксически неделимым словосочетанием |
- У вас на партах находятся таблицы «Второстепенные члены предложения» и карточки. Распределите соответствующие карточки в ячейки этой таблицы. (2 ученика выполняют подобную работу на доске).
- Проверим, правильно ли мы сложили лото. Смотрим на первую строчку. Всё ли верно? Сформулируйте правильный ответ на вопрос «Что такое дополнение?» Проверьте вторую строку. Что такое определение? Проверьте третью строку. Дайте определение обстоятельства.
Я вижу, что теоретический материал по теме вы хорошо знаете.
А стоило ли изучать второстепенные члены предложения? Нужны ли они в речи , в жизни? Напишите на чистых листочках, которые лежат у вас на партах своё мнение: «Нужны ли второстепенные члены предложения – да или нет? И почему?»
Есть те, кто считает, что нужны второстепенные члены предложения? А те, кто считает, что не нужны? Мы видим, что мнения по данному вопросу разделились. (Если мнение у всех одинаковое, то можно задать другой вопрос: кто может дать полный ответ, зачем нужны второстепенные члены предложения?)
3. Лингвистический эксперимент.
- Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент.
Вот перед нами вариант стихотворения (Слайд 2):
Ночевала тучка.
Она умчалась;
Но остался след.
Он стоит, задумался
И плачет он.
Что напоминает вам этот текст? Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)
- Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?
Прочитаем текст, который создал М.Ю.Лермонтов (Слайд 3)
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
- Что изменилось? А какое впечатление производит этот текст? Правильно, возникает целостная картина. Мы воспринимаем её всеми органами чувств. Продолжите предложения:
Мы видим …
Мы слышим …
Мы ощущаем …
(Слайд 4) Благодаря чему возникает целостная картина, полный образ?
Давайте найдем в этом тексте второстепенные члены предложения. (Листочки с текстами у каждого учащегося находятся на парте).
- 1 вариант – найти и обозначить графически обстоятельства;
- 2 вариант - найти и обозначить графически определения.
(Самостоятельная работа учащихся).
Проверьте, правильно ли все ли правильно нашли требуемые второстепенные члены предложения. (Самопроверка по тексту на слайде ). (Слайд 5)
- Какого члена предложения нет в этом тексте? (Дополнения) В этом мастерство поэта: нет дополнения, а значит, действия героев не переходит на предмет, ещё больше подчёркивая их одиночество.
Вывод: Какого стиля текст мы проанализировали? Какова роль в нём второстепенных членов предложения? (Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают нарисовать целостную картину, создать полный образ).
- Как вы думаете, какой будет следующий этап работы?
4. Анализ текстов других стилей.
Класс распределяется на 6 групп, им раздаются листы с текстами для анализа. (Каждое задание встречается у 2-х групп). Дается задание к текстам:
«Восстановите текст, дополнив его второстепенными членами предложения (можно пользоваться словами для справок). Определите стиль текста. Ответьте на вопрос: какую роль играют второстепенные члены предложения в данном тексте? (Слайд 6)
Задание для первой группы:
Из докладной записки А.Бенкендорфа, начальника тайной полиции
Я ……. имел честь сообщить ………………………………………………, что стихотворение ………………………………………………… дерзко и вольнодумно. Генерал ……………. должен допросить ……………………… .
Для справок: Лермонтова, вашему императорскому величеству, Веймарн , уже, молодого человека, гусарского офицера.
Задание для второй группы:
Из статьи Д.С.Мережковского «М.Ю.Лермонтов – поэт сверхчеловечества»
………..приблизился ………Лермонтов? ………………………. захотелось говорить? Мы………….. заучиваем………………….. , …………………. .
Для справок: его, вдруг, с детства, как молитвы, о нём, стихи, почему, к нам
Задание для первой группы:
Из вступительной статьи учебника литературы.
Фрагменты ………………………………………………………. помогут понять …………... ……………………………………………… . А ………………………………… выявлены ……………………. тропы ……………………………………………… .
Для справок: в статье Рыбниковой, поэзии Лермонтова, о стихотворениях, излюбленные, из статьи Белинского, художественный мир, Лермонтова, сложный, поэта.
Самостоятельная работа групп. Выступления групп по плану: чтение восстановленного текста, ответ на вопрос о роли второстепенных членов предложения в данном тексте. Проверка сопровождается показом текстов на слайдах презентации (Слайд 7, 8, 9 – переход осуществляется по гиперссылкам кнопок 1, 2, 3 на Слайде 6).
Правильные варианты текстов
- Из докладной записки А.Бенкендорфа, начальника тайной полиции
Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что стихотворение гусарского офицера Лермонтова дерзко и вольнодумно. Генерал Веймарн должен допросить молодого человека. - Из статьи Д.С.Мережковского «М.Ю.Лермонтов – поэт сверхчеловечества»
Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг захотелось о нём говорить? Мы с детства заучиваем его стихи, как молитвы. - Из вступительной статьи учебника литературы.
Фрагменты из статьи Белинского о стихотворениях Лермонтова помогут понять сложный художественный мир поэзии Лермонтова. А в статье Рыбниковой выявлены излюбленные тропы поэта.
Выводы по текстам:
- второстепенные члены делают текст официально-делового стиля более точным, ясным и однозначным;
- второстепенные члены придают тексту публицистического стиля эмоциональность, выразительность, убедительность;
- второстепенные члены делают текст научного стиля более глубоким, полным и конкретным.
5. Рефлексия.
- Вернитесь к тем листочкам, которые вы заполняли в начале эксперимента. Хотите ли вы изменить или дополнить записи в них? Поделитесь своим мнением.
Эксперимент убедил нас, что второстепенные члены предложения нужны нам в разных стилях речи.
Имя какого поэта звучало на уроке? (М.Ю.Лермонтова) (Слайд 10) С творчеством этого поэта вы знакомитесь сейчас на уроках литературы. Что можно сказать об умении М.Ю.Лермонтова пользоваться второстепенными членами предложения? (Умел виртуозно владеть второстепенными членами предложения, создавая романтические образы).
6. Итог урока.
Вместе оценим наш урок. Закончите предложения
Прошёл урок (какой?)…
Мы работали (как?)…, говорили о (чём?)…