Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого и современного педагогического опыта. В рамках интегрированной образовательной технологии, с нашей точки зрения, наиболее интересны интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях, поэтому присутствие на уроке второго учителя-предметника помогает детям лучше увидеть эти связи, а, следовательно, сформировать у учащихся целостное представление о естественнонаучной картине мира.
Интегрированные уроки – комплексная проблема современной дидактики. Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из трех элементов:
- знания и умения из первой предметной области,
- знания и умения из второй предметной области,
- интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.
Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.
Опыт работы последних лет показывает возрастающий интерес учащихся к подобной форме работы. Она формирует целостное представление рассматриваемой проблемы, а также высокий уровень владения материалом, стимулирует формирование творческого, самостоятельного, исследовательского подхода в процессе обучения.
Интеграцию учебных дисциплин мы строим по принципу сотрудничества, на добровольной и взаимовыгодной основе. Здесь учитываем общие интересы всех участников интеграции.
Важнейшими условиями организации деятельности учащихся на интегрированных уроках являются следующие:
- углубление практико-ориентированного характера деятельности учащихся на уроках, закрепляющей его интегрированное теоретическое освоение, духовное постижение, в том числе с использованием средств и форм информационных технологий;
- сотворческий характер интегрированной деятельности учителя и учащихся на уроке, предполагающий активизацию проблемно – поисковой деятельности обеих сторон, совместное и взаимосвязанное решение любой учебной проблемы, в том числе медиа-средствами.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИКА + ИНФОРМАТИКА.
ТЕМА: «Компьютерное моделирование физических процессов в полупроводниковых приборах (среда Microsoft Excel)». 10 класс.
На данном уроке использовались знания о полупроводниковых приборах, полученные учащимися на уроках физики, умения и навыки, полученные на уроках информатики, а также систематизировались и углублялись понятия о компьютерном информационном моделировании применительно к физическим явлениям и процессам.
Оборудование и материалы:
- компьютерный класс, оборудованный локальной сетью;
- установленные программы: операционная система Windows XP и табличный процессор Microsoft Excel.
Цели урока:
- Осуществить моделирование:
- вольт-амперных характеристик полупроводниковых диодов, изготовленных из различных материалов, сравнить их и сделать выводы о практической значимости вольт-амперных характеристик;
- зависимости сопротивления терморезисторов, изготовленных из разных материалов от температуры, проанализировать полученные результаты, сделать выводы о наличии или отсутствии зависимости сопротивления терморезисторов от температуры, практическом значении данного факта;
- процесса, доказывающего, что транзистор может применяться как управляемое сопротивление.
- Закрепить на практике:
- знания учащихся из курса информатики по построению графических информационных моделей в среде Microsoft Excel;
- умения сохранять результат в файле на диске, передавать файлы на учительский компьютер, пользуясь возможностями локальной сети, для вывода его на печать.
Задачи урока:
- Образовательная — способствовать закреплению основных понятий по теме, обобщению изученного, систематизации знаний, приобретению технологических навыков работы в компьютерной среде Microsoft Excel.
- Воспитательная — воспитание сознательного отношения к учению, уверенности в себе, умения слушать и слышать, давать оценку и самооценку.
- Развивающая — развитие аналитического мышления, умения сравнивать, расширение кругозора.
План урока:
- Организационный момент:
- Психологический настрой учащихся на урок.
- Объявление темы и задач урока.
- Определение программной среды для выполнения практической работы.
- Актуализация знаний, полученных учащимися на уроках физики и информатики.
- Основное время урока:
- Практическая работа за компьютером по моделированию физических процессов в полупроводниковых приборах с использованием Мастера диаграмм среды Microsoft Excel.
- Анализ полученных зависимостей, выводы
- Запись результатов работы в файл, вывод на печать через локальную сеть.
- Подведение итогов работы.
Учителя физики и информатики оценивают каждый свой аспект в выполненной работе и выставляют оценки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Беседа по актуализации знаний учащихся по физике:
- Какое свойство полупроводников обусловило их широчайшее применение на практике?
- В чем состоит различие зависимости сопротивления полупроводников и металлов от температуры?
- Какие полупроводниковые приборы называются термисторами?
- Назовите основные параметры терморезисторов.
- Что лежит в основе работы полупроводникового диода?
- Какова природа контактной разности потенциалов на границе p-n перехода?
- Как влияет внешнее напряжение на электронно-дырочный переход?
- Почему для правильного выбора диода при его практическом применении очень важно знать его вольт-амперную характеристику?
- Как объяснить вольт-амперную характеристику с точки зрения электронных представлений?
- Какой полупроводниковый прибор называют транзистором?
- Каков принцип работы транзистора?
- Зависит ли сила тока в цепи коллектора от силы тока в цепи эмиттера?
- Какова вольт-амперная характеристика эмиттерного перехода?
- Отличается ли вольт-амперная характеристика коллекторного перехода от вольт-амперной характеристики эмиттерного перехода?
Беседа по актуализации знаний учащихся по информатике:
- Что такое модель?
- Что такое информационная модель?
- Когда удобно использовать табличные и графические информационные модели?
- Какая форма графической модели (карта, схема, чертеж, график) применима для отображения процесса?
- Какие модели называются компьютерными?
- Что такое табличный процессор?
- Как именуются ячейки таблицы?
- Какая информация может храниться в ячейках?
- Что происходит в электронной таблице в результате замены числа в ячейке на новое значение?
- С помощью какого встроенного объекта осуществляются графические возможности табличного процессора?
II. Основное время урока:
- учащиеся, используя экспериментальные данные, в табличном процессоре Microsoft Excel создают табличные и графические информационные модели: для вольт-амперных характеристик полупроводниковых диодов (германиевого и кремниевого); для зависимостей сопротивления терморезисторов (ММТ-1 и ММТ-4) от температуры;
- создают модель процесса, показывающего, что транзистор — управляемое сопротивление, а затем исследуют данную модель, меняя значение напряжения на базе;
- учащиеся записывают результаты моделирования в файлы и, используя локальную сеть, пересылают их на компьютер учителя;
- учитель информатики выводит на бумагу результаты моделирования и раздает ученикам для анализа и подготовки к защите.
Результаты работы:
1. Моделирование вольт-амперных характеристик полупроводниковых диодов:
- Германиевый диод
U, B | -6 | -4 | -2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
I, мА | -2,4 | -1,8 | -1,2 | 0 | 1,6 | 3 | 6 | 10,4 |
- Кремниевый диод
U, B | -6 | -4 | -2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
I, мА | -3 | -2 | -1 | 0 | 1,4 | 5 | 9 | 13 |
2. Результаты моделирования зависимости сопротивления терморезистора от температуры
- Терморезистор ММТ-1
t, °C | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
R, Ом | 1000 | 500 | 250 | 250 | 250 | 250 | 200 | 190 | 150 |
- Терморезистор ММТ-4
t, °C | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
R, кОм | 12 | 11,5 | 11,2 | 11 | 10,9 | 10,8 | 10,7 | 10,6 | 10,4 |
3. Моделирование процесса, доказывающего, что транзистор — управляемое сопротивление.
U, B | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 |
R, кОм | 0,4 | 0,25 | 0,23 | 0,2 |
III. Подведение итогов работы.
Проанализировав результаты, учащиеся должны дать ответы на следующие вопросы:
- Какую информацию о работе диодов, изготовленных из разных полупроводниковых кристаллов, можно получить по вольт-амперной характеристике?
- Какой вывод можно сделать, анализируя графики зависимости сопротивления терморезисторов, изготовленных из разных материалов, от температуры?
- Почему график зависимости сопротивления транзистора сквозному току от напряжения на базе позволяет рассматривать транзистор как управляемое сопротивление?
- С чего начинается построение компьютерной информационной модели?
- В чем преимущество компьютерных информационных моделей перед теоретическими?
Выводы:
- Участие ребят в интегрированном уроке физика + информатика позволило им лучше осознать себя, раскрыться как творческая личность, поверить в свои силы и возможности, вырасти в глазах своих и чужих, самосовершенствоваться.
- Нами замечено, что при проведении уроков в такой форме, даже сложный материал легче усваивается и понимается учениками.
- В результате проделанной работы учащиеся научились основам физического моделирования; поняли, что оно может широко применяется при исследовании различных физических явлений; убедились, что представление результатов компьютерного моделирования физических процессов в графической мультимедийной форме дает сильный эффект, потому что создается иллюзия реальности по отношению к процессам, которые недоступны человеческому глазу.