Данное занятие проводится после изучения темы «Луна» в виде игры-викторины. Если участников много, их можно разбить на команды, выбрать капитанов, штурманов, бортинженеров и т.д., придумать названия экипажей.
Цель занятия:
- выяснить степень усвоения изученного материала по теме «Луна»;
- повысить познавательный интерес учащихся к астрономии;
- способствовать выработке навыков логического и аналитического мышления.
Оборудование: школьный астрономический календарь, подвижная карта звездного неба, глобус Луны, компьютер, проектор для демонстрации презентации.
Подготовка к полету: <Презентация 1, Слайд №2>
1. Что вы знаете о размерах Луны? (Диаметр Луны в 4 раза меньше земного, т.е. около 1600 км)
2. Какие предметы вы бы взяли с собой на Луну, а от каких бы отказались (и почему): зонтик, флюгер, фонарь, лодку, скафандр, спички, звёздную карту, удочку, громкоговоритель? (Зонт, флюгер, громкоговоритель, спички – нет, т.к. нет атмосферы и связанных с ней явлений; лодку, удочку – нет, т.к. лунные моря «сухие»; скафандр, фонарь, звездную карту – да).
3. Можно ли на Луне ориентироваться с помощью компаса? (Нет т.к. нет магнитного поля)
4. <Презентация 1, Слайд №3> Как называется изображенная фаза Луны? (Полнолуние)
5. <Презентация 1, Слайд №4> Почему мы видим только одну сторону Луны? Что такое либрации Луны? (Луна совершает оборот вокруг Земли и вокруг своей оси за одинаковое время, но, вращаясь вокруг оси равномерно, по орбите вокруг Земли движется с переменной скоростью, мы дополнительно периодически видим дополнительные секторы лунной поверхности до 8° по долготе и до 7° по широте, т.е. либрации -покачивания Луны)
6. <Презентация 1, Слайд №5> Работа с подвижной картой звездного неба.
7. <Презентация 1, Слайд №6, 7> Какие ошибки допустил художник, изображая Луну? (На первой картинке Солнце и Луну нужно поменять местами, на второй - на фоне невидимой части Луны не должно быть звезд)
8. <Презентация 1, Слайд №8> Когда и в какой части неба можно наблюдать Луну в изображенных фазах? (1- в восточной части утром, 2 – в западной части вечером, 3 – в полночь в южной части)
9. <Презентация 1, Слайд №9> Работа со школьным астрономическим календарём.
10. <Презентация 1, Слайд №10> Что можно увидеть в телескоп на поверхности Луны? (Крупные кратеры, лучи, горы, моря, океан Бурь)
11. <Презентация 1, Слайд №11> Как по фотографии определить диаметр кратера Тихо? (Зная истинный диаметр Луны и, измерив, диаметр Луны на фотографии, можно составить пропорцию: Dл и: Dл ф = D к и: D к ф)
12. <Презентация 1, Слайд №12> Какие моря на Луне вы можете еще назвать? (Пользуясь глобусом Луны, можно назвать моря обратной стороны Луны)
13. <Презентация 1, Слайд №13> Каким способом можно добраться до Луны? Что вы знаете об устройстве ракеты? (На сегодняшний день единственное устройство, позволяющее добраться до Луны - ракета. В России применяются многоступенчатые ракеты, позволяющие выводить аппараты на нужную орбиту)
На старт! <Презентация 1, Слайд №14>
14. <Презентация 1, Слайд №15> Может ли Луна наблюдаться в созвездиях Цефея, Б. Медведицы, Кассиопеи, Тельца? (Путь Луны среди звезд отстоит от эклиптики на 5º,т.е. не может проходить через околополярные созвездия Цефея, Б. Медведицы, Кассиопеи, а вот в зодиакальном созвездии Тельца Луна находиться может).
15. <Презентация 1, Слайд №16, 17> Подлетая к Луне, можно увидеть крупные кратеры. Почему на Луне много кратеров? (На Луне отсутствует атмосфера, поэтому она ничем не защищена от бомбардировки метеоритами)
16. <Презентация 1, Слайд №18, 19> Падение метеоритов вызывает лунотрясения. Почему дно кратера плоское? (Лава, изливаясь из трещин, возникающих при лунотрясении, наплавляет дно кратера)
17. В каком году к Луне отправилась первая ракета? Какая советская автоматическая станция сделала снимки обратной стороны Луны? Что вы можете рассказать о «невидимой» стороне Луны? (В октябре 1959 года советская автоматическая станция «Луна-3» облетела Луну, сделав снимки обратной стороны, и передала их на Землю)
18. В чем отличие неба Земли от неба Луны? (Отсутствие атмосферы позволит увидеть слабые объекты, т.е. звездное небо на Луне более «сочное»)
19. Кто из астронавтов первыми побывали на Луне? <Презентация, Слайд №20> (Американские астронавты: Армстронг, Коллинз, Олдрин)
20. <Презентация 1, Слайд №21> Почему не исчезли следы, оставленные астронавтами? (Эрозия на Луне протекает медленно и то из-за падения метеоритов)
21. <Презентация 1, Слайд №22> Здесь поколесил и наш Луноход, а в каком году он был доставлен на Луну? (17 ноября 1970 межпланетной станцией «Луна-17»)
22. <Презентация 1, Слайд №23> Земля на фоне неба Луны, а где сейчас Солнце? (Земля светит отраженным от Солнца светом – значит Солнце слева)
23. <Презентация 1, Слайд №24> Смогут ли космонавты увидеть зарю на Луне? (Из-за отсутствия атмосферы – нет)
24. <Презентация 1, Слайд №25, 26> По дороге домой, пролетаем космические станции, а какие станции вам известны? («Салют», «Мир», МКС)
25. <Презентация 1, Слайд №27>