Открытый урок "Транспортная система России"

Разделы: География


Цель урока: Изучить особенности железнодорожного, автомобильного, морского и авиационного видов транспорта, показать их значение в перевозке грузов и пассажиров.

Задачи:

  • Образовательные: найти достоинства и недостатки, проблемы отдельных видов транспорта и проанализировать полученные данные; формировать умение работать с интерактивными картами.
  • Развивающие: продолжать развивать умение выделять главное и обобщать, способствовать формированию самостоятельности суждений обучающихся при решении познавательных задач;
  • Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, сопричастность к проблемам страны, бережное отношение к природе.

Новые понятия: транспортный комплекс, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот, транспорт и окружающая среда.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, авторская презентация «Транспортный комплекс России», интерактивная доска, интерактивная карта транспорт России, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: работа в группе.

Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин). Учащиеся делятся на 5 групп

2. Повторение изученного материала (5 мин)

  • транспортная система, транспортный узел;
  • грузооборот;
  • пассажирооборот;
  • рисунок транспортной сети России;
  • влияние транспорта на размещение отраслей промышленности.

Задание группе №1. Заполнить пропуски в схеме « Виды транспорта» (Приложение1, слайд №1);

Задание группе №2. Дать определение «Транспортная система», «транспортный узел» и привести примеры (Приложение1, слайд №2);

Задание группе №3. По таблице, определить какие виды транспорта лидируют по грузообороту, и объясните полученные данные (Приложение1, слайд №5, 6);

Задание группе №4. По таблице, определить какие виды транспорта лидируют по пассажирообороту, и объясните полученные данные (Приложение1, слайд №7, 8);

Задание группе №5. По интерактивной карте «Транспорт России» рассказать и показать конфигурацию транспортной системы России.

Физкультминутка (2 мин)

3. Изучение нового материала.

Ребята работают в группах. Каждая группа выявляет особенности изучаемого вида транспорта, определяет достоинства и недостатки (проблемы) одного из видов транспорта России.

Каждая группа заранее получила задание изучить определенный вид транспорта и на этом этапе урока отчитывается о проделанной работе. В течение 5 минут обсуждают изученный материал в группе и один – два ученика коротко рассказывают о своем виде транспорта (всего 5 минут на каждую группу).

Характеристика каждого вида транспорта должна отражать следующие показатели работы транспорта (достоинства и недостатки, проблемы транспорта) (Приложение1, слайд №9);:

  • Количество перевезенных грузов и пассажиров;
  • Грузооборот и пассажирооборот;
  • Себестоимость перевозок;
  • Скорость перевозок;
  • Грузоподъемность транспортного средства;
  • Влияние природных условий на его работу;
  • Проблемы транспорта
  • I группа – железнодорожный транспорта;
  • II группа – автомобильный транспорт;
  • III группа – морской транспорт;
  • IV группа – авиационный транспорт;
  • V группа – транспорт города Шумерля (приложение 2).

Обучающиеся провели анкетирование в 8-11 классах и родителей в своем 9 «а» классе по следующим вопросам (приложение 3);:

  1. Как вы оцениваете работу городского транспорта? (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно);
  2. Каким видом транспорта вы пользуетесь?
  3. Какой вид транспорта работает наиболее эффективно?
  4. Что вас не устраивает в работе транспорта?
  5. Как улучшить работу транспорта в вашем городе?

Выводы:

Огромная территория России может быть связана воедино только при надежной и четкой работе транспорта. Из любого населенного пункта его жители должны иметь возможность в любое время выехать в любое необходимое им место – для работы, отдыха, лечения, получения услуг, для продажи своей продукции или для закупок товаров, в общем, по любому поводу. Интенсивные контакты между людьми, между жителями разных районов и поселений, возможность товарообмена между ними – необходимое условие развития общества; без этого невозможны и ощущение единства России, и реальная целостность нашего государства.

В заключении небольшой тест (Приложение1, слайд №11):

  1. Первое место по грузообороту занимает … транспорт? А) железнодорожный; Б) трубопроводный; В) автомобильный.
  2. Самый дорогой вид транспорта? А) автомобильный; Б) авиационный; В) морской.
  3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России … А) на западе; Б) на севере; В) на востоке.
  4. Главное преимущество автомобильного транспорта? А) это сезонный вид транспорта; Б) он берет много груза; В) он мобильный.
  5. Погодные условия особенно сильно влияют на работу … А) авиационного; Б) автомобильного; В) трубопроводного транспорта.
  6. Самый крупный порт на Балтийском море … А) Калининград; Б) Выборг; В) Санкт-Петербург; Г) Мурманск.
  7. Самые дешевые перевозки .. А) железнодорожный; Б) автомобильного; В) морской.

4. Домашнее задание

(Приложение1, слайд №13): параграф 32,33.

Самостоятельно изучить трубопроводный и речной виды транспорта.

Подготовиться к практической работе: «Характеристика одной из транспортных магистралей».

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3