Цели: Продолжить знакомство детей с творчеством С.В. Михалкова
Развивающие: способствовать развитию внимания, образного мышления, речи, выразительного чтения.
Воспитательные: воспитывать любовь к животным, учить заботиться о них.
Оборудование: учебник «Родная речь» 2 кл. (2 часть) (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г .Горецкий); памятки выразительного чтения, кроссворд.
Ход урока | Методический комментарий |
I. Организационный момент. Эмоциональная подготовка детей. | |
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Книга – верный друг детей, С ней живется веселей. |
Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу. |
II. Речевая гимнастика: | |
Учитель: – Научитесь читать скороговорку с удивлением, восторженно, сердито. «Два щенка, щека к щеке, грызли щетку в уголке!» Учитель: Прочти, спроси, ответь! |
|
Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь… – Кто..? Как..? Что..? Что делает..? Какой..? |
На доске |
III. Проверка домашнего задания | |
Учитель: – Стихотворение какого детского поэта читали дома? | Выразительное чтение стихотворения С.В. Михалкова «Сила воли». Когда один учащийся читает стихотворение, остальные внимательно слушают, ставят оценки. Свои оценки объясняют, анализируя чтения. Схема анализа перед глазами детей 1. Выразительно ли читал? 2. С чувством ли читал? 3. Эмоционально ли читал? 4. Соблюдал ли нужную информацию? 5. Правильно ли выдерживал паузу? 6. Правильно ли ставил логические ударения? 7. Выделял ли голосом особые места? 8. Не было ли ошибки в словах? |
IV. Организация художественного восприятия | |
Учитель: – У кого из вас есть дома питомцы? – За что вы их любите? Как за ними ухаживаете? Учитель: – Отгадайте загадку: «Лежит – молчит, пойдешь – заворчит, Кто к хозяину идет, Она знать дает». (Собака) |
|
Учитель: – Прочитать пословицу «Собака – верный друг человека». | На доске |
Учитель: – Объясните значение этой пословицы Учитель: – Сегодня мы с вами будем читать новое стихотворение С.В. Михалкова |
Ученики объясняют её значение |
– Прочитайте его название | На доске «Мой щенок» |
V. Подготовка к восприятию художественного произведения | |
Учитель: – Сейчас откройте учебник на странице 35, по названию стихотворения и иллюстрациям к нему, подумайте и скажите: – О ком и о чем это стихотворение? – О ком пойдет речь? – Кто главный герой? Словарная работа Учитель: – Прежде чем начнем читать стихотворение, выясним значение некоторых слов и выражений. |
|
Кладовка – помещение для хранения товаров, припасов, продуктов. Жбан – сосуд в виде кувшина с крышкой. Пчелиный рой – семья пчел, во главе с маткой образующая обособленную группу. |
У каждого учащегося на карте |
VI. Художественное восприятие текста | |
– Чтение стихотворения учителем с. 35-37. | Учитель читает стихотворение, обеспечивая чувственное восприятие текста детьми |
VII. Художественный анализ текста (стихотворения) | |
1. Первичная проверка восприятия Учитель:- Понравилось вам стихотворение? – Какое настроение вызвало у вас? – Какие чувства испытывали при чтении? – Как девочка относилась к своему щенку? Дети: Она заботилась о щенке, очень переживала, когда он пропал, очень любила его. |
|
2. Самостоятельное чтение учащимися Учитель: – Прочитайте самостоятельно, читайте стихотворение внимательно, потому что после чтения должны будете отгадать кроссворд. Вопросы: 1. Как называется сосуд, который перевернул щенок? (Жбан) 2. Что делал щенок, чтобы разбудить семью? (Лаял) 3. Что порвал щенок у папы? (Стихи) 4. Как лежал щенок после укусов пчел? (Пластом) 5. Покрываться чем не стало? (Одеялом) |
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение |
Учитель: – Какое получилось ключевое слово? (Настя) – Что это за слово (Имя девочки) Учитель: – Давайте нашу главную героиню назовем этим именем |
Кроссворд на доске |
VIII. Физкультминутка | |
Учитель: – Выполняем движения, как я – Итак, стихотворение «Так» С.В. Михалкова Учитель: – Смотри скорей, который час! Тик-так, тик-так, тик-так. Налево – раз! Направо – раз! Мы тоже можем так! Идет медведь, шумит в кустах, Спускается в овраг На двух ногах, На двух руках… Мы тоже можем так! 3. Выборочное чтение Учитель: – Прочитайте строки из стихотворения, как вел себя щенок утром? – Что можете сказать о нем? – Вспомните нашу скороговорку в начале урока, похож ли наш щенок на щенков из скороговорки? Чем? – Прочитайте размышления девочки Насти во время ожидания. – Из каких строк ясно, что девочка очень любила своего щенка? – Посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению. – Подтвердите свои высказывания отрывками из стихотворения. К 1-ой: Я сегодня сбилась с ног … И обидеть не могла Ко 2-ой: Может, он в лесу дремучем Под кустом сидит колючим Заблудился, Ищет дом, Мокнет бедный под дождем? К 3-ей: Мой щенок лежит пластом И виляет еле-еле Забинтованным хвостом. К 4-ой: Я не бегаю к врачу – Я сама его лечу. |
Учитель читает и показывает, дети повторяют за учителем движения и слова «так» |
Учитель: – Ребята, а какие бы вы сами еще нарисовали иллюстрации к этому стихотворению? | Словесное рисование |
4. Работа над выразительным чтением стихотворения Учитель: – Как нужно читать первую строфу стихотворения? Дети: (С чувством тревоги) – Что значит выражение «сбилась с ног»? – Как читать со второй по четвертую строфу, где рассказывается о том, что делал щенок утром? Дети: (Спокойно, с удивлением прозорливостью) – Какое чувство нужно показать, читая пятую и шестую строфы? Дети: (грусть, тревогу) – Как нужно прочитать первые слова мамы? Дети: (Спокойно) – А вторые? Дети: (быстро и с тревогой) – Как прочитать строки, где девочка горюет, что пропал щенок? Дети: (грустно) – Как будете читать строки, где появляется щенок? Дети: (с чувством удивления, страха, а потом с чувством жалости) – Что значит «перекошена щека»? – Как прочитать последние строчки стихотворения? Дети: (с чувством жалости и любви, а самые последние – с гордостью) – Что значит выражение «лежит пластом»? |
|
IX. Выразительное чтение (Художественное исполнение) | |
1. Прочитайте выразительно, передавая голосом интонации и настроение главного героя. | Работа в парах |
2. Выразительное чтение – Чье чтение понравилось больше? Почему? |
(по 1 учащемуся чтение детей объясняется, анализируется по схеме) |
X. Работа с художественным произведением (стихотворением) на завершающем этапе. | |
– Ребята, какова же главная мысль этого стихотворения? – Что можете сказать о нашей главной героине? – Наверное, каждый из вас мечтает иметь такого друга. Но не все понимают, какую ответственность будут нести, взяв собаку к себе домой. |
|
– Посмотрите сценку «Тимка обиделся» Катя и Юра беседуют, а щенок бегает от Кати к Юре) Катя: Юра, сегодня твоя очередь с Тимкой гулять! Юра: Не могу я, разве ты не видишь? Катя: Ничего не вижу. Юра: Меня на улице ждут. Катя: Подождут. Юра: Сама можешь погулять! Катя: Не могу, меня тоже девочки ждут. Юра: Подождут (потихоньку удирает) Катя: Юра, Юра, куда же ты? Вот так всегда. (подбегает к щенку) Тимочка, мой маленький! Мой бедненький! Вот какой Юрка нехороший. Сегодня ведь его очередь с тобой гулять. Из принципа не пойду! (Катя уходит) – Ребята, как вы думаете, почему сценка называется «Тимка обиделся»? Чему учит вас она? – А в нашем стихотворении девочка вела себя по-другому? |
исполнение уч-ся сценки «Тимка обиделся |
XI. Подведение итогов | |
– Какое стихотворение мы сегодня читали? – Кто автор? – А знаете ли вы, что Сергей Михалков – автор слов Гимна России! 13 марта 2008 г. поэту исполнилось 95 лет! Оглядываясь на пройденный свой творческий путь, С.В. Михалков сам задал себе вопрос: «Ради чего я живу? Что для меня важнее всего?» И сам себе ответил: «Ощущение жизни. Ощущение того, что ты нужен людям». Произведения С.В. Михалкова делают нас умнее и добрее. – Прочитайте предложения, вставляя гласные буквы. |
|
Дв* ч*с* я г*в*р*л*, Кн*ж*к в р*к* н* бр*л*, Н*ч*г* н* р*с*в*л*, Вс* с*д*л* и жд*л*. – Из какого стихотворения эти строки? – Как девочка относилась к своему щенку? – Чему учит вас это стихотворение? – А над чем заставило вас задуматься? Учитель: – Запомните: «Мы в ответе за тех, кого приручили!»Я рада, что наш урок вас чему-то научил, заставил задуматься |
На доске |
XII. Домашнее задание | |
Выразительное чтение; написать рассказ о своем домашнем питомце Пример рассказа о своей кошке Соне (Карпенко Юле – 2 кл.) «У меня есть киска Соня. Она вся черная, глаза зеленые. У нее хороший слух и нюх. Моя Соня любит помурлыкать, понаблюдать за птичками. Любимое занятие – грызть шоколадные конфеты. Ночью она спит со мной. Моя Соня очень ласковая и добрая.» |