Цель: Закреплять знания, умения и навыки учащихся по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова».
Задачи:
- Формировать навыки правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова и умение самостоятельно находить в тексте слова с данной орфограммой; закреплять навыки различных видов грамматического разбора.
- Развивать креативное мышление, воображение, память, речь.
- Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство сострадания, любви к животному миру; формировать навыки безопасного поведения на льду.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.
Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез и анализ.
Средства обучения: учебник, рисунки детей, картины, музыка, загадки, ребусы, сигнальные карточки, карточки для самостоятельной работы, магнитная, индивидуальная, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(Приложение. Слайд 1)
IV. Чистописание.
– Открыли тетради. (Слайд 2)
– Назовите корень, окончание в слове Классная.
– Какие морфемы не обозначены? Обозначьте.
– Выделите морфемы в слове работа.
– Выделить орфограммы в словосочетании классная работа.
– Прочитайте слова на следующей строке:
мел, ластик, дневник, Петя, тетрадь
– Какое слово лишнее и почему?
–Сегодня мы будем прописывать букву П и слоги – слияния с ней. (Слайд 3)
– В каких слияниях звук п звучит твёрдо?
– Дайте характеристику букве П. (Слайд 4)
– А какие ещё парные согласные вы знаете?
– Прочитайте пословицу.
– Как вы понимаете её смысл?
– А сейчас мы её запишем, продолжая работать над скорописью.
– Найдите слова с парными согласными. Обозначьте.
– Выделите знакомые орфограммы в пословице.
V. Словарно-орфографическая работа.
(На экране)
– Итак, птицы любят жить на воле. А сейчас мы будем отгадывать загадки и ребусы о птицах. (Слайды 5-9)
– Поставьте ударение в словах и подчеркните непроверяемую безударную гласную. (Слайд 10)
– Назовите слова, которые начинаются на парный звонкий, на парный глухой.
VI. Творческое применение и добывание знаний.
1. Творческая работа (по картине).
– А когда прилетает соловей?
– А сейчас, ребята, мы будем составлять предложения о весне по опорным словам и известной нам картине. (Слайд 11)
– Прочитайте первое слово. Назовите орфограмму.
– Составьте предложение с ним.
– Запишем предложение на доске с комментированием.
Наступила ранняя весна.
– Выполним синтаксический разбор данного предложения.
– Какое предложение по цели высказывания, по интонации?
– Прочитайте следующее слово. Назовите орфограмму.
– Составьте предложение с ним.
– Запишем предложение на доске с комментированием.
– Выделите орфограмму в слове снег.
– Прочитайте третье слово. Назовите орфограмму.
– Составьте предложение с ним.
– Запишем это предложение самостоятельно.
– Проверяем. Посмотрите на доску.
– Выделите орфограмму «Парные согласные».
– Какие же правила поведения на льду вы знаете? (Слайд 12)
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад.
2. Объяснительный диктант.
– А сейчас заглянем в лес. Что же там происходит с наступлением весны? (Слайд 13)
– Запишем предложения под диктовку.
– Проверяем (Орфографическое чтение)
– Найдите слова с парными согласными.
– Объясните все орфограммы в предложении.
– Записываем следующее предложение.
– Проверяем (Орфографическое чтение)
– Найдите слова с парными согласными.
3. Письмо по памяти.
– Но не только медведя можно встретить в лесу, а кого ещё? Мы попробуем сейчас отгадать, открыв учебники на странице 61 и выполнив упражнение 324.
– Прочитайте загадку. Кто это? (Слайд 14)
– А как называют дятла? Почему?
– Понятен вам текст?
– Найдите орфограммы в словах.
– А теперь заучим эту загадку. (Работа в парах)
– Прочитаем орфографически.
– Запишем.
– Проверим по учебнику.
– Найдите слова с парными согласными. Обозначьте.
– Но не только стук дятла можно услышать в лесу. В нём можно услышать голоса и других птиц. Послушайте. (Звучат голоса птиц)
– Голоса каких птиц вы услышали?
Гимнастика для глаз.
4. Творческая работа. (Работа с деформированным предложением)
– Многие птицы живут на деревьях. А какие деревья растут в лесу? Сейчас мы будем составлять предложение о русской берёзке – символе нашей Родины.
(Слайд 15)
– Прочитайте слова, написанные на доске. Их написал ученик Ошибкин из 2 класса. Все ли слова верно записаны?
(На доске ученик исправляет ошибки в словахс объяснением)
– Составьте предложение. Запишите самостоятельно.
– Проверяем. (Взаимопроверка)
– Обозначьте орфограмму «Парные согласные».
– Весной появляется берёзовый сок. Но некоторые люди приходят в лес с большими банками, наносят удары топором по дереву, собирая берёзовый сок. Дерево в результате чего погибает. Этого делать нельзя. А какие ещё Правила друзей природы вы знаете?
(Выставка детских работ на магнитной доске) (Слайд 16)
5. Самостоятельная работа по карточкам «Вставь букву» (Слайд 17)
1 вариант | 2 вариант |
сле… | жира… |
гру… | ука… |
пару… | тру… |
хле… | отря… |
кру… | ры…ка |
дроз… | яго…ка |
сторо… | кни…ка |
пило… | игру…ка |
Проверяем «цепочкой».
(Ученик на индивидуальной доске выполняет фонетический разбор слова друг)
друг [д р у к]
друг
д [д] - согл., зв., парн., тв.
р [р] - согл., зв., непарн. тв.
у [у] - гласн., ударн.
г [к] - согл., глух., парн. тв.
______________________
4 б., 4 зв.
6. Устный диктант с сигнальными карточками. (Слайд 18)
Ёж, ландыш, чиж, уж, стриж, ёрш.
(синий – парный глухой, красный – парный звонкий)
7. Выборочное списывание.
– Но не только весной красива наша Земля. Она прекрасна в любое время года.
– Прочитайте текст, записанный на доске. (Слайд 19)
– И последнее задание: найти и выписать слова с парными согласными в корне слова.
(Работа учеников на доске)
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(Слайд 20)
1 вариант – подобрать материал на тему «Растения весной» и написать 5-6 предложений.
2 вариант – подобрать материал на тему «Животные весной» и написать 5-6 предложений.
VIII. Рефлексия.
(Слайд 21) (Ответы учеников с помощью разноцветных кружков)
– Вспомним свои впечатления на уроке.
Выставление оценок. (Слайд 22)