Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закреплять знания, умения и навыки учащихся по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова».

Задачи:

  1. Формировать навыки правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова и умение самостоятельно находить в тексте слова с данной орфограммой; закреплять навыки различных видов грамматического разбора.
  2. Развивать креативное мышление, воображение, память, речь.
  3. Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство сострадания, любви к животному миру; формировать навыки безопасного поведения на льду.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез и анализ.

Средства обучения: учебник, рисунки детей, картины, музыка, загадки, ребусы, сигнальные карточки, карточки для самостоятельной работы, магнитная, индивидуальная, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(Приложение. Слайд 1)

IV. Чистописание.

Открыли тетради. (Слайд 2)

– Назовите корень, окончание в слове Классная.

Какие морфемы не обозначены? Обозначьте.

– Выделите морфемы в слове работа.

Выделить орфограммы в словосочетании классная работа.

Прочитайте слова на следующей строке:

мел, ластик, дневник, Петя, тетрадь

Какое слово лишнее и почему?

–Сегодня мы будем прописывать букву П и слоги – слияния с ней. (Слайд 3)

– В каких слияниях звук п звучит твёрдо?

– Дайте характеристику букве П. (Слайд 4)

А какие ещё парные согласные вы знаете?

– Прочитайте пословицу.

– Как вы понимаете её смысл?

– А сейчас мы её запишем, продолжая работать над скорописью.

– Найдите слова с парными согласными. Обозначьте.

– Выделите знакомые орфограммы в пословице.

V. Словарно-орфографическая работа.

(На экране)

– Итак, птицы любят жить на воле. А сейчас мы будем отгадывать загадки и ребусы о птицах. (Слайды 5-9)

– Поставьте ударение в словах и подчеркните непроверяемую безударную гласную. (Слайд 10)

– Назовите слова, которые начинаются на парный звонкий, на парный глухой.

VI. Творческое применение и добывание знаний.

1. Творческая работа (по картине).

– А когда прилетает соловей?

– А сейчас, ребята, мы будем составлять предложения о весне по опорным словам и известной нам картине. (Слайд 11)

– Прочитайте первое слово. Назовите орфограмму.

– Составьте предложение с ним.

– Запишем предложение на доске с комментированием.

Наступила ранняя весна.

Выполним синтаксический разбор данного предложения.

– Какое предложение по цели высказывания, по интонации?

– Прочитайте следующее слово. Назовите орфограмму.

– Составьте предложение с ним.

– Запишем предложение на доске с комментированием.

– Выделите орфограмму в слове снег.

– Прочитайте третье слово. Назовите орфограмму.

– Составьте предложение с ним.

– Запишем это предложение самостоятельно.

– Проверяем. Посмотрите на доску.

– Выделите орфограмму «Парные согласные».

– Какие же правила поведения на льду вы знаете? (Слайд 12)

Физминутка.

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем
Крылья сложим назад.

2. Объяснительный диктант.

– А сейчас заглянем в лес. Что же там происходит с наступлением весны? (Слайд 13)

– Запишем предложения под диктовку.

– Проверяем (Орфографическое чтение)

– Найдите слова с парными согласными.

– Объясните все орфограммы в предложении.

– Записываем следующее предложение.

– Проверяем (Орфографическое чтение)

– Найдите слова с парными согласными.

3. Письмо по памяти.

– Но не только медведя можно встретить в лесу, а кого ещё? Мы попробуем сейчас отгадать, открыв учебники на странице 61 и выполнив упражнение 324.

– Прочитайте загадку. Кто это? (Слайд 14)

– А как называют дятла? Почему?

– Понятен вам текст?

– Найдите орфограммы в словах.

– А теперь заучим эту загадку. (Работа в парах)

– Прочитаем орфографически.

– Запишем.

– Проверим по учебнику.

– Найдите слова с парными согласными. Обозначьте.

– Но не только стук дятла можно услышать в лесу. В нём можно услышать голоса и других птиц. Послушайте. (Звучат голоса птиц)

– Голоса каких птиц вы услышали?

Гимнастика для глаз. 

4. Творческая работа. (Работа с деформированным предложением)

– Многие птицы живут на деревьях. А какие деревья растут в лесу? Сейчас мы будем составлять предложение о русской берёзке – символе нашей Родины.

(Слайд 15)

– Прочитайте слова, написанные на доске. Их написал ученик Ошибкин из 2 класса. Все ли слова верно записаны?

(На доске ученик исправляет ошибки в словахс объяснением)

– Составьте предложение. Запишите самостоятельно.

– Проверяем. (Взаимопроверка)

– Обозначьте орфограмму «Парные согласные».

– Весной появляется берёзовый сок. Но некоторые люди приходят в лес с большими банками, наносят удары топором по дереву, собирая берёзовый сок. Дерево в результате чего погибает. Этого делать нельзя. А какие ещё Правила друзей природы вы знаете?

(Выставка детских работ на магнитной доске) (Слайд 16)

5. Самостоятельная работа по карточкам «Вставь букву» (Слайд 17)

1 вариант 2 вариант
сле… жира…
гру… ука…
пару… тру…
хле… отря…
кру… ры…ка
дроз… яго…ка
сторо… кни…ка
пило… игру…ка

Проверяем «цепочкой».

(Ученик на индивидуальной доске выполняет фонетический разбор слова друг)

друг [д р у к]
друг
д [д] - согл., зв., парн., тв.
р [р] - согл., зв., непарн. тв.
у [у] - гласн., ударн.
г [к] - согл., глух., парн. тв.
______________________
4 б., 4 зв.

6. Устный диктант с сигнальными карточками. (Слайд 18)

Ёж, ландыш, чиж, уж, стриж, ёрш.

(синий – парный глухой, красный – парный звонкий)

7. Выборочное списывание.

– Но не только весной красива наша Земля. Она прекрасна в любое время года.

– Прочитайте текст, записанный на доске. (Слайд 19)

– И последнее задание: найти и выписать слова с парными согласными в корне слова.

(Работа учеников на доске)

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(Слайд 20)

1 вариант – подобрать материал на тему «Растения весной» и написать 5-6 предложений.

2 вариант – подобрать материал на тему «Животные весной» и написать 5-6 предложений.

VIII. Рефлексия.

(Слайд 21) (Ответы учеников с помощью разноцветных кружков)

– Вспомним свои впечатления на уроке.

Выставление оценок. (Слайд 22)