Организация работы методического кабинета в БОУ "Петропаловский детский дом"

Разделы: Администрирование школы


На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях остро стоит вопрос о повышении квалификации педагогов. Отсутствие квалифицированных кадров для работы с воспитанниками детских домов – одна из важнейших проблем.

В психолого-педагогической литературе получили определенное освещение материалы о воспитании детей в детских домах, отражающие конкретный опыт педагогов практиков, рассматриваются и анализируются отдельные аспекты проводимой учебно-воспитательной работы. Однако, изучение публикаций по организации учебно-воспитательного процесса в детском доме и практики методического обеспечения профессиональной педагогической деятельности воспитателей детских домов, показывает неразработанность методической системы учреждения для детей-сирот, направленной на поддержку профессионального саморазвития воспитателей. Слабость этой системы проявляется в следующем:

  • в стихийности и недостаточной системности в содержательном и организационном плане;
  • в разном видении проблем ребёнка воспитателями, работающими непосредственно с ним;
  • в отсутствии четких ориентиров для педагогов в работе на каждом возрастном этапе развития воспитанника;
  • в отсутствии специальных методических пособий для организации работы с воспитанниками детского дома.

Давно пришли к выводу о необходимости повышать уровень квалификации и профессионального мастерства и педагоги Петропавловского детского дома. Главное условие успеха в воспитании детей педагоги видят в организации систематической и целенаправленной работы по повышению своей профессиональной компетентности, так как специального образования по организации работы с воспитанниками детских домов не имеет ни один педагог. Поэтому каждый педагог должен овладеть системой наиболее обоснованных в теории, проверенных практикой приемов и методов обучения и воспитания детей-сирот. И хотя на сегодняшний день уровень кадрового и методического обеспечения в детском доме достаточно высок, всё же ещё имеется необходимость вовлечения большего числа педагогов в системную исследовательскую работу по совершенствованию содержания и методики воспитания детей-сирот.

Поэтому в Петропавловском детском доме в условиях реализации основных направлений опытно-экспериментальной работы одним из направлений, способствующих профессиональному росту, развитию профессиональных интересов педагогов, является организация работы методического кабинета. Это своеобразный центр оперативной помощи педагогам в совершенствовании своего профессионального мастерства. Работа методического кабинета организована на основании “Положения о методическом кабинете”.

Цель организации работы методического кабинета: повышение профессионального уровня каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Задачи:

  1. Создание условий для самообразования педагогов.
  2. Организация информационного обеспечения педагогов.
  3. Внедрение в практику работы педагогов основ научной организации труда.
  4. Методическая поддержка экспериментальной работы педагогов детского дома.
  5. Оказание методической помощи педагогам в создании собственных методических разработок, индивидуальных технологий, авторских программ.
  6. Знакомство педагогов с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями.
  7. Пополнение информационного банка данных детского дома о педагогическом опыте работы своих коллег и педагогов различных регионов России.
  8. Обобщение и распространение передового педагогического опыта, подготовка к публикации.
  9. Оказание помощи педагогам в подготовке к аттестации.

Данные задачи реализуются по следующим направлениям:

  1. Аналитическая деятельность.
  2. Информационная деятельность.
  3. Организационно-методическая деятельность.
  4. Консультативная деятельность.

Предполагается, что организация деятельности методического кабинета в детском доме позволит:

  1. Создать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска и заинтересованности.
  2. Повысить методическое мастерство педагогов.
  3. Повысить качество образовательного процесса в детском доме.
  4. Аттестоваться педагогам на более высокую квалификационную категорию.
  5. Создать банк педагогических инновационных идей и технологий.
  6. Разработать творческие авторские программы педагогам.

Важным условием организации работы методического кабинета является системность и целенаправленность деятельности на повышение педагогического мастерства каждого педагога. В детском доме идёт постоянно процесс поиска содержания, форм и методов работы в организации деятельности методического кабинета. Вся работа организуется в соответствии с годовым планом. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства педагога, оказание помощи в поисках эффективных форм работы с детьми. Традиционно используются коллективные и индивидуальные формы методической работы.

Такую индивидуальную форму работы, как наставничество вводим при наличии молодых специалистов или вновь принятых на работу педагогов. В детском доме разработана циклограмма работы с вновь принятыми педагогами и молодыми специалистами.

В детском доме постоянно действует режим консультирования. Консультации проводят лучшие педагоги детского дома. Консультирование осуществляется в индивидуальном порядке, в связи с тенденциями затруднения, возникающими у педагогов, при этом широко используются методические фонды кабинета.

Существует такая индивидуальная форма работы педагогов, как самообразование. Важными направлениями самообразования являются: изучение новых программ, освоение технических средств обучения, изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес и систематическое изучение новинок педагогической, психологической, художественной и периодической литературы.

Все педагоги детского дома определяют для изучения индивидуальные творческие темы. Работа над этой темой обычно вытекает из профессионального интереса педагога, все темы соответствуют направлениям воспитательной работы, которые обозначены в программе развития детского дома. В копилке методического кабинета представлены воспитательные программы педагогов и методическое сопровождение к ним. Этими материалами пользуются все педагоги детского дома, что позволяет более качественно проводить занятия с воспитанниками и сэкономить время педагога на их разработку.

Традиционно в конце учебного года в методическом кабинете детского дома проводится собеседование с каждым педагогом по самообразованию и по работе над личной творческой темой. Организация такого вида работы позволяет активизировать работу педагогов в данном направлении и указать не только на недостатки и ошибки педагогов, но и дать рекомендации по доработке материалов.

Регулярно для педагогов детского дома библиотекарь Полошкова Нина Алексеевна проводит информационно-методические выставки для ознакомления с методической литературой, методическими материалами, с целью пропаганды достижений педагогов по различным проблемам образования. В детском доме проводятся следующие выставки:

  • стационарные – работающие в течение долгого времени. Это выставки новинок методической литературы и выставки, посвященные юбилейным датам педагогов. На протяжении нескольких лет в методическом кабинете проводятся персональные методические выставки педагогов. Это своеобразный отчет по самообразованию, демонстрация наглядных продуктов труда (доклады, авторские программы, разработки занятий, выставки детских сочинений, рисунков, поделок). Так проведены персональные выставки педагогов по организации работы с воспитанниками по профориентации, по охране жизнедеятельности и персональная выставка документации воспитателя.
  • временные – действующие накануне или по итогам мероприятия. Это следующие выставки: по итогам воспитательной и методической работы за год, методической недели, конкурса “Воспитатель года”, отчетные выставки по итогам конкурсов профессионального мастерства, районных и областных семинаров и других мероприятий.

В практику работы методического кабинета детского дома вошли следующие коллективные формы методической работы: педагогические советы, методические объединения, конкурсы профессионального мастерства.

Одним из направлений работы методического кабинета является обобщение передового педагогического опыта педагогов детского дома.

Опыт работы педагогов обобщается при проведении конкурсов профессионального мастерства. Так в методическом кабинете был проведен конкурс-выставка “Фабрика новых досуговых мероприятий”. Цель конкурса: популяризация лучшего педагогического опыта, совершенствование творческой работы педагогов и поиск нестандартных идей по организации досуговых мероприятий. Конкурс был организован в виде выставки сценариев досуговых мероприятий. Основными критериями конкурса были – оригинальность методического замысла, новизна содержания и формы проведения досугового мероприятия.

В результате этого конкурса копилка воспитательных мероприятий в методическом кабинете пополнилась на 126 сценариев.

Конкурс-выставка “Фестиваль педагогических идей” проводился в течение недели. Тема: “Организация проведения самоподготовки с воспитанниками”. В рамках фестиваля педагоги представили на выставку богатейший наглядный материал: карточки, схемы, раздаточный материал, который воспитатели используют при проведении самоподготовки.

При подготовке к конкурсу “Воспитатель года” педагоги могут воспользоваться материалами методического кабинета: при подготовке открытого воспитательного занятия, составлении мультимедийного сопровождения к презентации воспитательной программы, а также пополнить арсенал своих знаний в области педагогики и психологии.

В методическом кабинете используется такая форма работы, как “Педагогический видеосалон”, где проводится видеопоказ и анализ воспитательных занятий, мероприятий. Такая форма работы нацеливает педагогов на более высокий уровень проведения мероприятий.

Ежегодно в детском доме проводится методическая неделя. В 2007 – 2008 учебном году в рамках этой недели в методическом кабинете были проведены следующие мероприятия:

  • выставка новинок научно-педагогической литературы;
  • педагогическая выставка “Творческие находки в работе воспитателя”;
  • семинар “Психологические проблемы педагогов”;
  • круглый стол “Мои личные победы и победы детского дома”.

Основным направлением в содержании деятельности методического кабинета является оперативное реагирование на запросы и потребности педагогов.

В копилке методического кабинета находятся:

1) Нормативно-правовая документация:

  • Закон об образовании;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Устав детского дома;
  • Типовое положение об образовательном учреждении;
  • Должностные инструкции педагогов;
  • Инструкции, приказы, распоряжения по методической работе.

2) Информационные материалы:

  • Сведения о кадровом составе детского дома;
  • Сведения по аттестации педагогических работников;
  • Информация о повышении квалификации педагогических работников;
  • Темы по самообразованию;
  • Положения о методических службах;
  • Положения о проведении конкурсов профессионального мастерства;
  • План работы детского дома на учебный год.

3) Аналитические материалы:

  • справки, анализы учебно-воспитательной, методической работы, итоги проведения конкурсов профессионального мастерства и тематических недель;
  • результаты реализации опытно-экспериментальной работы и локальных воспитательных программ.

4) Программное обеспечение образовательного процесса:

  • Программа развития воспитательной системы детского дома “Социальная адаптация воспитанников детского дома на 2003-2008 гг.”;
  • Программа опытно-экспериментальной работы “Создание системы развития профессиональной компетентности педагогических работников детского дома”;
  • 18 локальных воспитательных программ разработано педагогами детского дома;
  • Модели систем и программ воспитания разных регионов России.

5) Адреса передового педагогического опыта.

6) Образцы документации педагогов:

  • перспективные планы;
  • ежедневные планы;
  • журналы посещения школы (педагоги фиксируют результаты наблюдений за детьми в школе и регистрируют итоги совместной работы с педагогами школы);
  • журналы регистрации инструктажей по охране жизнедеятельности воспитанников (представлена не только схема оформления, но и подборка занятий).

7) Информация о ходе реализации национального проекта “Образования”.

8) Подбор диагностических методик (для работы с детьми и педагогами).

9) Разработки воспитательных мероприятий (весь материал систематизирован по темам, оформлен в папки, имеется более 1000 разработок праздников, часов общения, воспитательных занятий).

10) Видео, аудио, фотоматериалы (систематизированы, имеется каталог).

11) Литература:

  • методическая (количество экземпляров – 2100, в методическом кабинете – 700 экз.);
  • периодические педагогические издания о воспитании (журналы: “Народное образование”, “Классный руководитель”, “Детский дом”, “Школа здоровья”, “Сельская школа”, “Воспитательная работа в школе”, “Завуч”, “Заместитель директора по учебно-воспитательной работе”; газеты “Учительская газета”, “Школьный психолог”).

На все периодические издания имеется журнал регистрации литературы, систематический каталог, электронный каталог и каталог, оформленный в бумажном варианте.

12) Информация об издательской деятельности педагогов детского дома (все газетные статьи, публикации педагогов и публикации о нашем детском доме, брошюры с опытом работы педагогов).

13) Продукты издательской деятельности педагогов детского дома (брошюры, буклеты, методические комментарии, рекомендации, памятки).

Оборудование методического кабинета:

  • стол круговой и стулья из расчета 25 посадочных мест (для проведения совещаний, методических объединений, педагогических советов);
  • стенка для хранения документации;
  • компьютер с набором воспитательных программ и мультимедийных сопровождений к ним, электронным каталогом периодических педагогических изданий, CD – диски об организации воспитательной, методической работы;
  • оргтехника (ксерокс, принтер);
  • телевизор;
  • видеомагнитофон с набором видеокассет для записи и обсуждения воспитательных занятий, знакомство с опытом работы других образовательных учреждений;
  • DVD с набором DVD-дисков;
  • магнитофон с набором аудиокассет;
  • доска переносная;
  • проектор;
  • стенд для наглядной демонстрации результативности деятельности педагогического коллектива.

Создание методического кабинета в детском доме и использование его материалов работе педагогов способствовало тому, что в течение последних лет педагоги детского дома с высоким уровнем эффективности занимаются исследовательской работой.

Результатом их работы стала подготовка 18 авторских программ и методических рекомендаций для работы в образовательном учреждении для детей-сирот. Результаты работы по внедрению воспитательных программ оформляются в газете “Шажок”, которая издается ежемесячно в детском доме.

За период с 2004 по 2008 годы 7 педагогов аттестовались на более высокую квалификационную категорию.

Опыт работы педагогов детского дома широко представлялся на педагогических чтениях, педагогических конференциях, на областных и Всероссийских конкурсах профессионального мастерства. Имеется ряд публикаций в средствах массовой информации, в которых педагоги делятся наработанным опытом.

Опыт работы по организации работы методического кабинета детского дома был опубликован в 2007 году в районной газете “Знамя труда” в статье “Единственный в своем роде”.

Созданные в методическом кабинете условия формируют необходимые для педагогов детского дома образовательные потребности. В методическом кабинете имеются результаты работы методических центров, которые оформлены в буклетах, брошюрах, педагогических листовках.

Продукция методических центров

Методические центры

Изданная продукция

Проектно-методический

1.Разработана структура “Книги Радости” (форма детского портфолио).
2. Составлены методические рекомендации к:

  • составлению воспитательных программ;
  • проведению открытого занятия.

3. Составлена памятка к анализу учебно-воспитательной работы в группе-семье детского дома.

Мониторинговый

1. Методическая памятка к составлению психолого-педагогической характеристики воспитанников.
2. Разработана и оформлена в брошюру карта “Развитие личности ребенка”.

Информационный

1. Буклет “Конкурсы, конкурсы…” (представлена информация о конкурсах, в которых могут поучаствовать педагоги и дети нашего дома).
2. Брошюры с методическими комментариями по анализу воспитательной и методической работы в детском доме и по организации методической недели.
3. Брошюра “Вместе мы счастливы” (о работе детского дома).
4. Рекомендательный список литературы (выпускают 1 раз в квартал).
5. Методические листовки (по организации педагогических советов и методических объединений).

Экспертный

1. Отредактировано 11 воспитательных программ и оформлены в брошюры.

Достижения в области научно-методических исследований нашего педагогического коллектива представлены в сборниках Всероссийского фестиваля “Открытый урок”.

Анализируя участие в конкурсах профессионального мастерства, можно сделать вывод, что ежегодно количество педагогов, желающих принять участие, возрастает.

За период с 2005 по 2008 гг. во Всероссийском конкурсе “Педагогические инновации” приняли участие 18 педагогов, таким образом, все авторские программы, разработанные членами коллектива детского дома, были представлены на данном конкурсе.

В 2008 году в областном смотре-конкурсе методических кабинетов, деятельность методического кабинета Петропавловского детского дома была признана лучшей в области.

Таким образом, результаты педагогической деятельности коллектива детского дома доказывают, что методическая работа в детском доме направлена на всестороннее повышение квалификации и профессиональное мастерство каждого педагога детского дома, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива детского дома в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижений оптимального уровня воспитания и развития воспитанников детского дома.

Литература

  1. Голубева Л.В. Методическая работа в школе. – Волгоград, 2007.
  2. Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребёнка и жизненная среда// Вопросы психологии. – 1993. - № 1.
  3. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М., 2001.
  4. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград, 2007.
  5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах. – М., 1986.
  6. Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча: методическая работа в школе. – М., 2007.
  7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. – М., 1998.