Цели урока:
Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II и т. д. порядка. Развивать навыки работы с атласом. Воспитывать уважительное отношение к природе.
Оборудование:
Презентация “Реки”. Карта полушарий, физическая карта России, атласы, простой карандаш, линейка, нитка.
Тип урока: Комбинированный – урок объяснения нового материала, повторения пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков в ходе практической работы.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Фронтальный опрос (с использованием презентации)
- Что такое подземные воды?
- Какие условия необходимы для образования подземных вод?
- Определить по рисунку (на экране) где возможно образование подземных вод объяснить почему?
- Подземные воды в зависимости от расположения различаются на 2 вида. Определить по рисункам (на экране) какие это виды?
- Значение подземных вод и их использование.
III. Изучение нового материала
- Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
- Вы уже поняли, что тема урока ... (Река.)
- Итак, открываем тетради, записываем тему.
- (При вступлении идет показ фото на презентации). Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели...
- Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.
О, Волга! колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я? (Некрасов.)Нева всю ночь рвалась к морю...
И спорить стало ей невмочь...
.. .Но силой ветра от залива
Прегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова. (А. С. Пушкин.)
(Запись определения в тетрадь)
- Река состоит из частей. Чтобы изучить части рек давайте посмотрим по карте, как изображаются реки. Тонкими голубыми линиями. Как вы думаете от чего зависит ширина линии (от ширины реки). А теперь чтобы познакомится с частями рек, изобразите в тетради реку, по рисунку на экране.
Как и все в мире река имеет начало и конец. Кто из вас знает, как называется начало реки – исток. Покажите, где он находится. Подпишите на рисунке. А как река может начинаться?
– Волга берет начало на Валдайской возвышенности из болота, там выход подземных вод.
– Ангара вытекает из озера Байкал.
– Обь образуется при слиянии рек – Бии и Катунь.
А как называется конец реки – устье. Но концом реки называется то место, где река впадает в другую реку, озеро или море. Отметьте на рисунке. Существуют разные виды устьев.
Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопления наносов не происходит.
Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов. Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде таблицы.
Дельта | Эстуарии |
Лена, | Енисей, |
Волга, | Темза, |
Миссисипи | Св. Лаврентия |
Вы обратили внимание, как ширина реки меняется от истока к устью. Почему? В неё впадают другие реки, которые называются притоками.
Приток это небольшая река, которая питает главную реку. Отметьте на рисунке главную реку и её притоки. Притоки впадают в реку с разных сторон, в зависимости от этого различают притоки правые и левые. Для того, чтобы определить какой приток левый, а какой правый мы должны встать лицом к устью вниз по течению и с правой руки от главной реки – правые притоки, а с левой – левые притоки. Подпишите в тетради.
(Физкультминутка, проводится физоргом класса.)
Задание по атласу:
Определите: река Вилюй какой приток Лены. (Левый)
Река Алдан … (правый)
У Енисея перечислите правые притоки (Ниж. Тунгуска, Ангара).
Ока и Кама какие притоки Волги. (правый, левый).
Различают также притоки 1 порядка, 2 порядка, 3 и т.д.
Как определить, тот, который впадает первым – первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка – второй и т.д. Например, река Кама приток первого порядка у р.Волга, а р. Белая приток второго порядка.
Главная река с притоками образует речную систему.
- А теперь наша задача – научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)
- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)
- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек Оби (2750-3000 км).
И это еще не все нам нужно освоить два понятия.
Водосборный бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку .Отметить на рисунке в тетради. Каждая река даже самая маленькая имеет свой бассейн . Самый большой бассейн у реки Амазонка. Его площадь 7 млн.кв.км
Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом. Посмотрим на рисунок 58 в учебнике, здесь изображен водосборный бассейн реки Лена. Граница проходит по возвышенным участкам.
Отметьте в тетради. У вас должен получится такой рисунок. (Рисунок на экране)
Закрепление.
На экране рисунок-схема реки
Задания:
1.Выйти показать и рассказать определение.
– исток
– устье.
– главную реку и ее правые и левые притоки.
– Речную систему.
– Водосборный бассейн.
– Водораздел.
Запись домашнего задания:
- Стр.87-90 до п.3 читать, учить определения. Задание на конт.карте. подписать реки на карте полушарий.
Дополнительный материал
Крупнейшие реки мира Название |
Длина, км |
1. Нил с Кагерой (Африка) | 6671 |
2. Миссисипи с Миссури (Сев. Америка) | 6420 |
3. Амазонка с Мараньоном (Юж. Америка) | 6400 |
4. Янцзы (Азия) | 5800 |
5. Обь с Иртышом (Азия) | 54510 |
6. Хуанхэ (Азия) | 4845 |
7. Миссури (Сев. Америка) | 4740 |
8. Меконг (Азия) | 4500 |
При разработке урока использовалась следующая литература:
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2004, 288 с. – (В помощь школьному учителю);
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс. (СD-ROM);
- Демонстрационные материалы по географии. Гидросфера. ООО “Дрофа”, 2007. (интерактивное наглядное пособие)