Тип занятия: Формирование пространственных представлений и развитие навыков ориентировки в пространстве.
Тема занятия: “В гостях у Осени”.
Цели:
Развитие зрительно-пространственной ориентировки в замкнутом пространстве на горизонтальной плоскости и в большом пространстве на вертикальной плоскости (1 зона глубины видимого пространства), умения узнавать деревья их листья и плоды; развитие знаний детей о признаках объектов воспринимаемых органами чувств; развитие творческого воображения, мелкой моторики, контрастной чувствительности.
Учить оперировать пространственными представлениями: справа – слева, вверху – внизу, посередине, посередине слева, посередине справа в нижнем правом углу, в верхнем левом углу. Учить технике рисования пластилином.
Развивать речь детей за счёт проговаривания названий деревьев, плодов, листьев; слов пространственного значения.
Воспитывать чувство единства человека и природы; воспитывать аккуратность при работе с пластилином, умение слышать и слушать товарищей.
Материал и оборудование к занятию: мультемедийный проектор, проекционный экран, презентация, выполненная в Power Point; пейзажная картина (рис. 1); планшет – тренажёр (рис.2); трафареты листьев , пластилин зелёного, оранжевого, жёлтого, красного цветов, ватман.
Предварительная работа: наблюдения за деревьями, рассматривание иллюстраций деревьев, беседа о внешних признаках деревьев, рисование деревьев по трафарету.
Ход занятия
Педагог читает письмо:
“Пишет вам, ребята, Осень.
В гости в парк зову я вас.
Приходите поскорее,
Буду с вами я играть!”
Значит, письмо нам прислала сама волшебница Осень.
– А ещё здесь написано и то, что если вы посмотрите на экран, то увидите схему “карта – путь”, которая приведёт вас в парк. (Приложение – Слайд 1).
– Что обозначают стрелки на схеме? (направление пути).
На пути вам будут встречаться деревья, которые надо узнать, правильно назвать и запомнить. Готовы?
(Дети последовательно описывают направление пути, называют деревья).
А вот и парк.
Вспомните и назовите, какие деревья вам встречались по пути?
Какое дерево было первым (последним, вторым)?
- (На мольберте выставляется картина осеннего пейзажа. Рисунок 1.)
Рис. 1
Педагог:
“Все мы дружно в парк идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят…”
“Деревья дарят нам волшебную красоту, дают тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей. Любите и берегите нашу природу, наших друзей, таких могучих и щедрых, но таких беззащитных”
Педагог:
“Я начну, а вы кончайте
Хором дружно отвечайте.
Много леса – не губи…”.
Дети:
“Мало леса – береги,
Нет леса – посади”.
(Вхождение в картину)
– Чьи звуки вы слышите? (Я слышу, как…).
– Запахи чего вы ощущаете? (Я чувствую запах…).
– Что ты видишь вверху (внизу, справа, слева)? (Я вижу…).
– Что находится сзади тебя?
- Педагог: “Листик в воздухе кружился
В паутину опустился”. (Приложение – Слайд 2).
– Листья, каких деревьев вы увидели в паутине?
– Где находится лист рябины (клёна, берёзы, большой (маленький) лист дуба?
- Педагог: “Осень любит детвору.
Дарит им свою игру”.
Игра называется: “Расскажи, что где находится”
(У каждого ребёнка планшет с приклеенными горлышками от пластиковых бутылок. На каждое горлышко одета крышка с изображением листьев и деревьев. Цветной резинкой соединены дерево с листочком. Рисунок 2.
Рис. 2
Детям предлагается описать местоположение листьев и деревьев. Например, лист дуба расположен в нижнем левом углу, а дуб – в верхнем правом углу и т.д.)
- Зрительная гимнастика.
“Вот стоит осенний лес! В нём много сказок и чудес! Слева – сосны, справа – дуб. Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой – открой. И скорей бегом домой!” |
Смотрят вперёд Не поворачивая головы, выполняют круговые движения глазами Не поворачивая головы, смотрят влево, вправо Выполняют движения глазами вверх – вниз Закрывают и открывают глаза Быстрое моргание глазами. |
- Динамическая пауза.
(Дети имитируют движения)
“Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать:
Листья берёзы, листья осины,
Листики тополя, листья рябины.
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет принесём”.
- Педагог:
“А пока мы отдыхали,
Дружно весело играли.
Осень время не теряла,
А картины рисовала”.
(Детям предлагается рассмотреть картины и описать местоположение листьев, плодов на картине).
(Приложение – Слайд 3).
(Приложение – Слайд 4).
(Приложение – Слайд 5).
- Педагог: Дети, волшебница Осень нарядила леса, парки в осенний наряд. А вот наши
листочки ещё выглядят по-осеннему. Сделать их красивыми и нарядными поможет пластилин. (Используя технику рисования пластилином дети украшают листья. Готовые листья располагают на общем ватмане бумаги.)
Ребёнок за работой
Коллективная работа детей “Осенний ковёр”
Педагог: Вами изготовленный осенний ковёр мы поместим в раздевальной комнате, пусть полюбуются им ваши родители.
- Итог занятия:
– Ребята, понравились вам игры, и задания волшебницы Осени?
– Что понравилось больше?
– Какое задание для вас было трудным?
Молодцы!