Конспект занятия с детьми с нарушением зрения в подготовительной к школе группе "В гостях у Осени"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип занятия: Формирование пространственных представлений и развитие навыков ориентировки в пространстве.

Тема занятия: “В гостях у Осени”.

Цели:

Развитие зрительно-пространственной ориентировки в замкнутом пространстве на горизонтальной плоскости и в большом пространстве на вертикальной плоскости (1 зона глубины видимого пространства), умения узнавать деревья их листья и плоды; развитие знаний детей о признаках объектов воспринимаемых органами чувств; развитие творческого воображения, мелкой моторики, контрастной чувствительности.

Учить оперировать пространственными представлениями: справа – слева, вверху – внизу, посередине, посередине слева, посередине справа в нижнем правом углу, в верхнем левом углу. Учить технике рисования пластилином.

Развивать речь детей за счёт проговаривания названий деревьев, плодов, листьев; слов пространственного значения.

Воспитывать чувство единства человека и природы; воспитывать аккуратность при работе с пластилином, умение слышать и слушать товарищей.

Материал и оборудование к занятию: мультемедийный проектор, проекционный экран, презентация, выполненная в Power Point; пейзажная картина (рис. 1); планшет – тренажёр (рис.2); трафареты листьев , пластилин зелёного, оранжевого, жёлтого, красного цветов, ватман.

Предварительная работа: наблюдения за деревьями, рассматривание иллюстраций деревьев, беседа о внешних признаках деревьев, рисование деревьев по трафарету.

Ход занятия

  • Педагог обращаем внимание детей на конверт, лежащий на столе. Вместе с детьми выясняет адресата данного письма.

Педагог читает письмо:

“Пишет вам, ребята, Осень.
В гости в парк зову я вас.
Приходите поскорее,
Буду с вами я играть!”

Значит, письмо нам прислала сама волшебница Осень.

– А ещё здесь написано и то, что если вы посмотрите на экран, то увидите схему “карта – путь”, которая приведёт вас в парк. (Приложение – Слайд 1).

– Что обозначают стрелки на схеме? (направление пути).

На пути вам будут встречаться деревья, которые надо узнать, правильно назвать и запомнить. Готовы?

(Дети последовательно описывают направление пути, называют деревья).

А вот и парк.

Вспомните и назовите, какие деревья вам встречались по пути?

Какое дерево было первым (последним, вторым)?

  • (На мольберте выставляется картина осеннего пейзажа. Рисунок 1.)

Рис. 1

Педагог:

“Все мы дружно в парк идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят…”

“Деревья дарят нам волшебную красоту, дают тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей. Любите и берегите нашу природу, наших друзей, таких могучих и щедрых, но таких беззащитных”

Педагог:

“Я начну, а вы кончайте
Хором дружно отвечайте.
Много леса – не губи…”.

Дети:

“Мало леса – береги,
Нет леса – посади”.

(Вхождение в картину)

– Чьи звуки вы слышите? (Я слышу, как…).

– Запахи чего вы ощущаете? (Я чувствую запах…).

– Что ты видишь вверху (внизу, справа, слева)? (Я вижу…).

– Что находится сзади тебя?

  • Педагог: “Листик в воздухе кружился

В паутину опустился”. (Приложение – Слайд 2).

Листья, каких деревьев вы увидели в паутине?

– Где находится лист рябины (клёна, берёзы, большой (маленький) лист дуба?

  • Педагог: “Осень любит детвору.

Дарит им свою игру”.

Игра называется: “Расскажи, что где находится”

(У каждого ребёнка планшет с приклеенными горлышками от пластиковых бутылок. На каждое горлышко одета крышка с изображением листьев и деревьев. Цветной резинкой соединены дерево с листочком. Рисунок 2.

Рис. 2

Детям предлагается описать местоположение листьев и деревьев. Например, лист дуба расположен в нижнем левом углу, а дуб – в верхнем правом углу и т.д.)

  • Зрительная гимнастика.
“Вот стоит осенний лес!
В нём много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой.
И скорей бегом домой!”
Смотрят вперёд
Не поворачивая головы, выполняют круговые движения глазами
Не поворачивая головы, смотрят влево, вправо
Выполняют движения глазами вверх – вниз
Закрывают и открывают глаза
Быстрое моргание глазами.
  • Динамическая пауза.

(Дети имитируют движения)

“Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать:
Листья берёзы, листья осины,
Листики тополя, листья рябины.
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет принесём”.

  • Педагог:

“А пока мы отдыхали,
Дружно весело играли.
Осень время не теряла,
А картины рисовала”.

(Детям предлагается рассмотреть картины и описать местоположение листьев, плодов на картине).

(Приложение – Слайд 3).

(Приложение – Слайд 4).

(Приложение – Слайд 5).

  • Педагог: Дети, волшебница Осень нарядила леса, парки в осенний наряд. А вот наши

листочки ещё выглядят по-осеннему. Сделать их красивыми и нарядными поможет пластилин. (Используя технику рисования пластилином дети украшают листья. Готовые листья располагают на общем ватмане бумаги.)

Ребёнок за работой

Коллективная работа детей “Осенний ковёр”

Педагог: Вами изготовленный осенний ковёр мы поместим в раздевальной комнате, пусть полюбуются им ваши родители.

  • Итог занятия:

– Ребята, понравились вам игры, и задания волшебницы Осени?

– Что понравилось больше?

– Какое задание для вас было трудным?

Молодцы!