Цели:
- Закреплять умение выполнять письменное деление на круглые числа, решать задачи на движение.
- Совершенствовать навыки устного счёта, преобразования величин, узнавания геометрических фигур, нахождения площади и периметра прямоугольника.
- Развивать логическое мышление, пространственное воображение, познавательные способности, кругозор учащихся.
- Способствовать созданию этнокультурной компетентности младших школьников, патриотизма и национального достоинства петербуржцев, воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
- Мультимедийная установка, презентация к уроку (см. приложение 1).
- Парашюты с примерами (3 уровня).
- Конверты с раздаточным геом. материалом (для ППС).
- Карточки с величинами (для ПСС).
- Этнокалендарь (с. “23 февраля – День Защитника Отечества”).
- Лист успеха.
- 3 цветка (розовый, голубой, жёлтый).
Ход урока
II. Орг.момент. Сообщение темы и целей урока.
Преобразование величин |
|
Геометрическое задание (S и P) |
|
Деление на круглые числа |
|
Задача на движение |
- Собираем в дорогу свои вещмешки. Прочитайте на маршрутном листе, какие математические умения мы возьмём с собой в дорогу? А ещё мы возьмём общеучебные умения, т.е. те, которые формируются и необходимы на любом уроке.
- А теперь проверим, вся ли команда в сборе.
II. Работа в парах сменного состава.
- Работаем в ПСС по карточкам, которые стоят на партах.
1 карточка: 15 мм = … см …мм |
2 карточка: 3000дм2 = …см2 |
1250 кг = …т …кг |
2 мин = …сек |
3 карточка: 1 ч 30 мин = …мин |
4 карточка: 50 ч = …сут …ч |
25000м = …км |
60 мес = …лет |
5 карточка: 1 мин 25 сек = …сек |
6 карточка: 76 мин = …ч…мин |
15000кг = …т |
2 века 8 лет = …лет |
Проверка: – Встаньте те, кто был проверяющим?
- Кого бы вы хотели похвалить из отвечавших?
- Проверяющие, поставьте себе “+” на 1 строчке в листе успеха (показ).
- Встаньте, кто ответил 5 карточек или больше? Поставьте себе “+” на 1 строчке “Преобразование величин”.
- Остальным ребятам нужно повторить таблицы величин и ещё поупражняться в выполнении таких заданий.
III. Геометрический материал.
Проверка: – У меня получился такой самолетик (слайд №1).
- Из каких геометрических фигур состоит наш самолёт?
- Сколько треугольников?
- Какой это треугольник? (остроугольный, равнобедренный, равносторонний)
- Сколько всего четырёхугольников? (5)
- Сколько из них прямоугольников? (2)
- Почему 2? (квадрат – тоже прямоугольник)
- 1вариант – найдёт периметр и площадь жёлтого прямоугольника (т.е. квадрата), 2 вариант – периметр и площадь зелёного прямоугольника.
Проверка: – Чему равен периметр жёлтого прямоугольника? Как узнал? Поднимите руку, у кого не так? (объяснение)
- Чему равна площадь жёлтого прямоугольника? Как узнал? Поднимите руку, кто не согласен? (объяснение)
- Зелёный прямоугольник – аналогично.
Итог: – Поднимите руку, кто верно нашёл периметр и площадь своего прямоугольника? Поставьте на 2 строчке “+”
- Поднимите руку, у кого были ошибки? Сейчас разобрались, как нужно было решить? Постарайтесь быть внимательнее.
- Теперь наш самолёт готов к полёту. Дадим ему старт. Считаем круглыми сотнями от пятисот в обратном порядке (хором):
500, 400, 300, 200, 100, пуск!
IV. Совершенствование вычислительных умений.
Зелёный уровень: 121 500 : 500=
(трудный) 276 800: 800=
Жёлтый уровень: 34 400:400=
(полегче) 47 600:700=
Синий уровень: 2200:30=
(лёгкий) 5580:60=
Проверка: – Поднимите руку, кто выбрал жёлтый парашют? Проверьте свои ответы (по примерам на доске) У кого другой ответ? Давайте поможем разобраться.
- Поднимите руку, кто выбрал зелёный парашют? Прочитай свои ответы (ребёнок у доски читает ответы)
- Кто не согласен? Расскажи, как ты считал?
- Проверьте ещё раз свои ответы.
Итог: - Поднимите руку, кто решил примеры без ошибок? Поставьте себе “+” на 3 строчке.
- Кто успел решить две карточки и не допустил ошибок? Поставьте себе ещё один “+”.
V. Физминутка.
- Наши парашюты приземлились в лесу. Кругом глубокий снег. Встаём на лыжи. Если я назову единицы измерения скорости – вы показываете, как вы идёте на лыжах, единицы времени – показываете, как тикают ходики, единицы измерения расстояния – широко разводите руки в стороны (Км/ч, ч, м/с, км, мин, км/мин, сут, см, км и т.д.). Молодцы.
VI. Работа над задачей.
- Нам необходимо добраться до штаба. Правильно рассчитать расстояние до штаба нам поможет задача. Прочитайте задачу (слайд №2).
- Поднимите руку, кто может сразу решить задачу? Решайте, если решите раньше нас – у вас есть дополнительный материал на карточке.
- Остальные ребята вместе со мной разбираемся в задаче. Для этого сделаем чертёж (только учитель на экране – данные появляются постепенно по ходу разбора).
- В каком направлении двигались лыжники? (в одном, противоположных или навстречу друг другу?)
- Что показывает число 14? 12? 3?
- Что значит их время 3 часа? (1 группа шла 3 часа и 2 группа шла 3 часа)
- Что нужно узнать в задаче?
- Поднимите руку, кто теперь может решить задачу самостоятельно?
- С остальными мы решим задачу вместе.
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Сколько способов решения здесь есть?
- Какой рациональнее? Почему? (записывают решение задачи)
Проверка: – Чему же равно расстояние от леса до штаба?
- У кого другой ответ?
- Как узнал?
- Кто нашёл по-другому?
Итог: – Поднимите руку, у кого были ошибки в решении задачи? Теперь разобрались? Молодцы.
- Те, кто решил задачу без ошибок, поставьте себе на 4 строчке “+”.
- Поднимите руку, кто записал решение задачи двумя способами?
- Поставьте себе ещё один “+”.
- Поднимите руку, кто решал дополнительную задачу? Поставьте себе ещё один “+”, а правильность решения я проверю на перемене и поставлю отметку.
VII. Подведение итогов урока. Оценивание.
Итог: – Вот, сколько умений понадобилось сегодня на уроке.
- Понравился вам урок?
VIII. Рефлексия.
IX. Домашнее задание.
- Когда вы будете выполнять домашнее задание, то будете вспоминать этот красивый букет и наш сегодняшний урок. А Д/З будет у всех разное и связано с геометрическими фигурами. (Учитель заранее разложил геометрические фигуры для дифференцированного домашнего задания: квадрат – самое лёгкое, треугольник – посложнее, круг – самое трудное.)
- Встаньте те, у кого на парте лежит квадрат
(треугольник, круг – аналогично). Ваше задание:
– рисунок на полях;
с 24;
– №128 с 25;
– головоломка с.25;
- Откройте учебники, прочитайте своё задание.
- Кому что-то непонятно? (объяснить)
- Урок окончен. Всем спасибо за работу.