Урок математики в 4-м классе по программе М.И. Моро "Письменные приемы деления на числа, оканчивающиеся нулями" (закрепление)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закреплять умение выполнять письменное деление на круглые числа, решать задачи на движение.
  • Совершенствовать навыки устного счёта, преобразования величин, узнавания геометрических фигур, нахождения площади и периметра прямоугольника.
  • Развивать логическое мышление, пространственное воображение, познавательные способности, кругозор учащихся.
  • Способствовать созданию этнокультурной компетентности младших школьников, патриотизма и национального достоинства петербуржцев, воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка, презентация к уроку (см. приложение 1).
  • Парашюты с примерами (3 уровня).
  • Конверты с раздаточным геом. материалом (для ППС).
  • Карточки с величинами (для ПСС).
  • Этнокалендарь (с. “23 февраля – День Защитника Отечества”).
  • Лист успеха.
  • 3 цветка (розовый, голубой, жёлтый).

Ход урока

II. Орг.момент. Сообщение темы и целей урока.

  • Сегодня 26 февраля. Какой праздничный выходной день предшествовал этой дате? (23 февраля)
  • Что это за праздник? (День Защитника Отечества – см. “Этнокалендарь Санкт-Петербурга)
  • Родина, Отчизна – самое дорогое и святое в жизни человека. И нам надо беречь и защищать и свой дом, и свой край, и свою страну.
  • В честь этого праздника мы проводим сегодня учения. Но учения не простые, а математические. Предыдущие уроки были посвящены изучению новой темы “Письменное деление на круглые числа”. Поскольку это уже не новый материал для вас, то сегодня на уроке мы будем закреплять имеющиеся у вас умения.
  • Каждый из вас получил маршрутный лист, в котором будет отмечать свои успехи на уроке.

Преобразование величин

 

Геометрическое задание (S и P)

 

Деление на круглые числа

 

Задача на движение

 
  • Собираем в дорогу свои вещмешки. Прочитайте на маршрутном листе, какие математические умения мы возьмём с собой в дорогу? А ещё мы возьмём общеучебные умения, т.е. те, которые формируются и необходимы на любом уроке.
  • А теперь проверим, вся ли команда в сборе.

II. Работа в парах сменного состава.

  • Работаем в ПСС по карточкам, которые стоят на партах.

1 карточка: 15 мм = … см …мм

2 карточка: 3000дм2 = …см2

1250 кг = …т …кг

2 мин = …сек

3 карточка: 1 ч 30 мин = …мин

4 карточка: 50 ч = …сут …ч

25000м = …км

60 мес = …лет

5 карточка: 1 мин 25 сек = …сек

6 карточка: 76 мин = …ч…мин

15000кг = …т

2 века 8 лет = …лет

Проверка: – Встаньте те, кто был проверяющим?

  • Кого бы вы хотели похвалить из отвечавших?
  • Проверяющие, поставьте себе “+” на 1 строчке в листе успеха (показ).
  • Встаньте, кто ответил 5 карточек или больше? Поставьте себе “+” на 1 строчке “Преобразование величин”.
  • Остальным ребятам нужно повторить таблицы величин и ещё поупражняться в выполнении таких заданий.

III. Геометрический материал.

  • Итак, вся команда в сборе, и мы отправляемся на аэродром.
  • Самолёт, на котором мы полетим, сломан, и его нужно починить.
  • Работаем в паре (как сидят). Возьмите конверты, которые лежат у вас на парте. Из набора геометрических фигур соберите самолёт.

Проверка: – У меня получился такой самолетик (слайд №1).

  • Из каких геометрических фигур состоит наш самолёт?
  • Сколько треугольников?
  • Какой это треугольник? (остроугольный, равнобедренный, равносторонний)
  • Сколько всего четырёхугольников? (5)
  • Сколько из них прямоугольников? (2)
  • Почему 2? (квадрат – тоже прямоугольник)
  • 1вариант – найдёт периметр и площадь жёлтого прямоугольника (т.е. квадрата), 2 вариант – периметр и площадь зелёного прямоугольника.

Проверка: – Чему равен периметр жёлтого прямоугольника? Как узнал? Поднимите руку, у кого не так? (объяснение)

  • Чему равна площадь жёлтого прямоугольника? Как узнал? Поднимите руку, кто не согласен? (объяснение)
  • Зелёный прямоугольник – аналогично.

Итог: – Поднимите руку, кто верно нашёл периметр и площадь своего прямоугольника? Поставьте на 2 строчке “+”

  • Поднимите руку, у кого были ошибки? Сейчас разобрались, как нужно было решить? Постарайтесь быть внимательнее.
  • Теперь наш самолёт готов к полёту. Дадим ему старт. Считаем круглыми сотнями от пятисот в обратном порядке (хором):

500, 400, 300, 200, 100, пуск!

IV. Совершенствование вычислительных умений.

  • Наш самолёт подлетает к пункту назначения. Нам предстоит прыгать с парашюта. У вас есть три парашюта: зелёный, жёлтый и синий. На зелёном примеры потруднее, на жёлтом полегче, а на синем самые лёгкие. Выберите парашют, который вам по силам. Запишите примеры в тетрадь и решите их столбиком. (2 чел. к доске – зелёный и жёлтый, синий – индивидуальная работа с учителем).

Зелёный уровень: 121 500 : 500=
(трудный) 276 800: 800=

Жёлтый уровень: 34 400:400=
(полегче) 47 600:700=

Синий уровень: 2200:30=
(лёгкий) 5580:60=

Проверка: – Поднимите руку, кто выбрал жёлтый парашют? Проверьте свои ответы (по примерам на доске) У кого другой ответ? Давайте поможем разобраться.

  • Поднимите руку, кто выбрал зелёный парашют? Прочитай свои ответы (ребёнок у доски читает ответы)
  • Кто не согласен? Расскажи, как ты считал?
  • Проверьте ещё раз свои ответы.

Итог: - Поднимите руку, кто решил примеры без ошибок? Поставьте себе “+” на 3 строчке.

  • Кто успел решить две карточки и не допустил ошибок? Поставьте себе ещё один “+”.

V. Физминутка.

  • Наши парашюты приземлились в лесу. Кругом глубокий снег. Встаём на лыжи. Если я назову единицы измерения скорости – вы показываете, как вы идёте на лыжах, единицы времени – показываете, как тикают ходики, единицы измерения расстояния – широко разводите руки в стороны (Км/ч, ч, м/с, км, мин, км/мин, сут, см, км и т.д.). Молодцы.

VI. Работа над задачей.

  • Нам необходимо добраться до штаба. Правильно рассчитать расстояние до штаба нам поможет задача. Прочитайте задачу (слайд №2).
  • Поднимите руку, кто может сразу решить задачу? Решайте, если решите раньше нас – у вас есть дополнительный материал на карточке.
  • Остальные ребята вместе со мной разбираемся в задаче. Для этого сделаем чертёж (только учитель на экране – данные появляются постепенно по ходу разбора).
  • В каком направлении двигались лыжники? (в одном, противоположных или навстречу друг другу?)
  • Что показывает число 14? 12? 3?
  • Что значит их время 3 часа? (1 группа шла 3 часа и 2 группа шла 3 часа)
  • Что нужно узнать в задаче?
  • Поднимите руку, кто теперь может решить задачу самостоятельно?
  • С остальными мы решим задачу вместе.
  • Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
  • Сколько способов решения здесь есть?
  • Какой рациональнее? Почему? (записывают решение задачи)

Проверка: – Чему же равно расстояние от леса до штаба?

  • У кого другой ответ?
  • Как узнал?
  • Кто нашёл по-другому?

Итог: – Поднимите руку, у кого были ошибки в решении задачи? Теперь разобрались? Молодцы.

  • Те, кто решил задачу без ошибок, поставьте себе на 4 строчке “+”.
  • Поднимите руку, кто записал решение задачи двумя способами?
  • Поставьте себе ещё один “+”.
  • Поднимите руку, кто решал дополнительную задачу? Поставьте себе ещё один “+”, а правильность решения я проверю на перемене и поставлю отметку.

VII. Подведение итогов урока. Оценивание.

  • Наши математические учения подошли к концу. Мы благополучно добрались до штаба. Теперь можем снять свои вещмешки. Давайте проверим их содержимое (слайд№3)
  • Какие математические умения нам сегодня понадобились? (см.маршрутный лист)
  • Посмотрите в свои маршрутные листы, посчитайте, сколько “+” вы заработали?
  • Встаньте, кто набрал 4 или больше “+”? Вы получаете отметку “5”.
  • Встаньте, у кого 3 “+”?. Вы получаете отметку “4”.
  • Посмотрите на свои маршрутные листы, где не стоят “+”? Какие задания у вас вызвали затруднения?
  • В наших рюкзачках для этого были ещё и общеучебные умения, которые помогали вам преодолевать трудности. Давайте посмотрим, какие это умения? (см.слайд):

Итог: – Вот, сколько умений понадобилось сегодня на уроке.

  • Понравился вам урок?

VIII. Рефлексия.

  • Какому празднику был посвящён сегодняшний урок? (Дню Защитника Отечества)
  • Защита Отечества – долг каждого гражданина нашей страны. В этот день возлагаютцветы к памятникам воинам, поздравляют ветеранов и служащих Российской Армии. Так подарим же и мы защитникам Отечества букет. (На доске заготовка для букета, дети будут прикреплять к ней цветочки)
  • Букет будет непростой. Я вижу, что у вас хорошее настроение, на ваших лицах – радость. Подумайте, отчего вы испытали сегодня радость и выберите соответствующий цветочек (см.слайд №4).
  • Посмотрите, какой красивый букет у нас получился!

IX. Домашнее задание.

  • Когда вы будете выполнять домашнее задание, то будете вспоминать этот красивый букет и наш сегодняшний урок. А Д/З будет у всех разное и связано с геометрическими фигурами. (Учитель заранее разложил геометрические фигуры для дифференцированного домашнего задания: квадрат – самое лёгкое, треугольник – посложнее, круг – самое трудное.)
  • Встаньте те, у кого на парте лежит квадрат (треугольник, круг – аналогично). Ваше задание:
    – рисунок на полях;
    с 24;
    – №128 с 25;
    головоломка с.25;
  • Откройте учебники, прочитайте своё задание.
  • Кому что-то непонятно? (объяснить)
  • Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Презентация