Урок изучения нового материала (7-й класс)
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 25 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.
Оборудование: компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном; учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России. Конец XVI – XVIIIвек”; информационная карта на каждого ученика (Приложение 1). Приложение 2 – образец заполненной информационной карты.
1. Актуализация знаний.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили с вами о Смутном времени. Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд, а, разгадав, его вы не только повторите пройденный материал, но и узнаете ключевое слово темы сегодняшнего урока.
(Слайд №1): Кроссворд (карточки с вопросами кроссворда лежат у учащихся на партах).
По горизонтали: 1. Вся деятельность этого царя была направлена на восстановление престижа Российского государства и утверждение международного авторитета Русской православной церкви; по случаю его восшествия на престол была объявлена амнистия, вдовы, сироты, нищие получили от него щедрую милостыню, на 5 лет прекратились казни (Годунов). 2. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО. 3. Насильственное вмешательство одного или нескольких государств в дела другого государства, с целью захвата территории, установления своего господства (Интервенция). 4. Войско, создаваемое в помощь армии на добровольных началах (Ополчение).
По вертикали: 1. Человек, выдающий себя за царя (Самозванец). 2. Первый российский царь, который присягнул своим подданным, т.е. дал “крестоцеловальную запись” (Шуйский). 3. В 1610 году – Боярская Дума во главе с Ф.И. Мстиславским (Семибоярщина). 4. По окончании Смуты в 1613 году на Земском Соборе его избрали царем (Романов). 5. Один из лидеров второго народного ополчения, спасший Москву от польских интервентов (Минин).
Учащиеся: Ключевое слово – экономика.
2. Изучение нового материала.
Учитель называет тему урока (Слайд №2), формулирует задачи урока (Слайд №3) и опорный план урока (Слайд №4):
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем учиться работать по карте, с текстом учебника, историческими документами, находить главное в тексте, определять смысловые (опорные) слова в терминах и понятиях, будем учиться сравнивать и анализировать исторические явления и делать выводы. Результаты нашей работы мы будем записывать в информационную карту (Приложение 1).
Учитель: Ребята, посмотрите в информационную карту. Какие отрасли составляют основу экономики?
Учащиеся: Сельское хозяйство, ремесло, торговля, мануфактура.
Учитель: (Слайд № 5) В XVII веке основу экономики по-прежнему составляло, сельское хозяйство, которое понесло огромный урон от Смуты. Потребовались годы, чтобы его восстановить. Разорены были многие города России, в упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля. Особенно пострадали западные и южные районы России.
В сельском хозяйстве в XVII веке: (Слайд № 6)
– полностью сохранились традиционные формы ведения хозяйства;
– основные орудия труда остались те же: плуг, борона, соха, серп;
– возделывали в основном пшеницу, овес, рожь, гречиху, лён и коноплю;
– развивалось огородничество и садоводство, животноводство.
Основные формы землевладения – вотчинное (земельное владение, передаваемое по наследству) и помещичье (в награду за службу). Вместе с тем рост территории, различия природных условий привели к новым явлениям в сельском хозяйстве. А каким, вам предстоит узнать самостоятельно.
Задание: (Слайд № 7) Анализируя текст учебника на с. 34, необходимо найти и записать в информационную карту новые явления в развитии сельского хозяйства и заполнить таблицу.
Учащиеся заполняют информационную карту. Проговаривают, что написали.
Учитель: Теперь давайте проверим (Слайд № 8,9). Поднимите руки, кто все сделал без ошибок. Молодцы!
Учитель: (Слайд №10) Далее вам предстоит узнать, какие изменения произошли в XVII веке в ремесленном производстве.
Учитель: После Смуты восстанавливается ремесленное производство. Обувь, полотно, косы, подковы и т. д. не покупались на рынке. Все производилось на месте: в посадском или крестьянском хозяйстве, помещичьем имении, в монастырских мастерских.
В XVII в. ремесло постепенно превращается в мелкотоварное производство – система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.
Учащиеся работают с терминами. Проговаривают, объясняют. (Слайд №11)
Учитель: В информационной карте определите и подчеркните (опорные) значимые слова в данных понятиях, т. е. слово, которое передает смысл понятия.
Учащиеся работают с терминами.
Учитель: И еще важной особенностью явилась специализация ремесленного производства в различных районах России.
Задание: (Слайд №12) Составьте таблицу на основе материала учебника на с. 36 , и карты нас. 39.
Учащиеся проверяют выполненное задание. Самоконтроль. (Слайд №13) “Специализация районов России в мелкотоварном производстве”.
Учитель: Кто справился с заданием без ошибок? А если есть, какие трудности вы испытали при выполнении данного задания?
Учитель: (Слайд №14) Новые явления в ремесленном производстве создавали условия для развития крупных предприятий – мануфактур.
Работа с иллюстрацией на слайде “Русская мануфактура”. Учитель и учащиеся совместно работают над выделением опорных слов.
Учащиеся: опорное слово – разделение труда. Учащиеся самостоятельно проговаривают, что такое мануфактура.
Учитель: (Слайд №15) Запишите термин в информационную карту и подчеркните значимые слова.
Учитель: (Слайд №16) Чтобы определить особенности российской мануфактуры, необходимо вспомнить о мануфактуре Западной Европы.
Учащиеся анализируют таблицу по ходу объяснения учителя.
Учитель: С развитием международной торговли увеличивается спрос на изделия ремесел. Некоторые богатые предприимчивые купцы, особенно те, кто разбогател на мировой торговле, стали вкладывать имеющиеся у них средства в производство изделий, пользующихся спросом, а затем вывозить их на рынок. Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли – капитал (от лат. Капиталис – главный). В то же время крестьяне, деревенские ремесленники, городские обедневшие ремесленники и подмастерья искали дополнительного приработка и готовы были работать по найму на такого предпринимателя. В этих условиях и создаются мануфактуры. Богатый купец, приобретя большое количество шерсти (раз купил много — получил скидку в деньгах), едет в деревню и раздает сырье деревенским ремесленникам и крестьянам. Они договариваются о цене и сроках, когда он приедет взять готовую пряжу. Та же история повторяете дальше — теперь купец раздает пряжу ткачам и приезжает за готовым сукном. Это может повторяться столько раз, сколько операции потребуется произвести, чтобы получить готовый товар. Так купец становится капиталистом-предпринимателем и на него работают наемные работники, в которых превратились крестьяне и ремесленники. Если работники трудились у себя на дому, то такая мануфактура получала название рассеянной. Если работники разных специальностей находились в одном помещении, под одной крышей, то такая мануфактура называлась централизованной. Главное ее отличие от ремесленных мастерских – разделение труда. Каждый работник специализировался на какой-либо одной простой операции, что позволяло увеличить производительность труда (выпускать больше продукции в единицу времени).
Задание: (слайд №17) На стр.36 прочитать текст под заглавием “Мануфактуры” и выписать особенности мануфактуры по заданным параметрам.
Учитель: (Слайд №18) А теперь проверьте, правильно ли вы записали. Исправьте, если не правильно. Назовите отличительные черты.
Учащиеся работают с таблицей, проговаривают отличия.
Учитель: (Слайд №19) На основе растущей специализации мелкотоварного ремесла (и отчасти сельского хозяйства) началось складывание всероссийского рынка.
Работа с термином (Слайд №20).
Задание: (Слайд №21). Прочитайте текст учебника на стр. 38 “Торговля”. Допишите в информационную карту новые черты в развитии торговли. Найдите и назовите территории, где проходили ярмарки.
Учащиеся выполняют задание: называют по карте ярмарки – Архангельская, Вологда, Великий Устюг; Ирбитская, Ярославль, Астрахань, Смоленск; к концу XVIIв – Макарьевская. Называют и сверяют новые черты в развитии торговли (Слайд №22)– появились ярмарки, увеличился денежный оброк с крестьян, формируется всероссийский рынок.
Учитель: Россия вела активную внешнюю торговлю. Через Архангельск в западном направлении и через Астрахань – в Восточном. До середины XVII века иностранные купцы имели право самостоятельно торговать на внутреннем российском рынке. В 1649 г царь Алексей Михайлович запретил иностранцам внутреннюю торговлю. Новоторговый устав 1667г Ордина–Нащекина еще более ограничил права иностранных купцов. А с какой целью это делалось, мы узнаем из документа.
Задание: (Слайд №23) Работа с документом на стр. 41. и вопросы 2,3.
Учащиеся работают с документом, отвечают на вопросы.
3. Рефлексия.
Учитель: Итак, мы ставили перед собой цель – выявить новые черты в экономике России XVII века. Мы достигли нашей цели?
Учащиеся: Да.
Учитель: Используя информационную карту, перечислите новые черты в экономике Росси XVII века (Слайд №24). Вывод запишите в информационную карту.
Домашнее задание (Слайд №25).
Учитель: Что понравилось сегодня на уроке? Что больше всего запомнилось? Какое задание было самым трудным? Какое легким? И т.д.