Пояснительная записка
Школьное лесничество – трудовое объединение обучающихся, организуемое в целях воспитания у обучающихся любви и бережного отношения к природе, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии и других естественных наук.
Задачами школьного лесничества являются: оказание помощи предприятиям, организациям и учреждениям, ведущим лесное хозяйство, в проведении мероприятий по охране лесов; участие в посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала, сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян древесных и кустарниковых пород, заготовке кормовых трав, привлечение обучающихся к опытнической и исследовательской работе.
Сегодня много говорят об угрозе экологического кризиса, экологической катастрофе глобального масштаба. Каждый по-своему представляет надвигающуюся опасность, но все понимают, что это угроза жизни на всей планете, в том числе и угроза человечеству.
Главная причина происходящего заключается в том, что человек выделился из живой природы настолько, что живет, порой нарушая ее законы.
И сегодня оптимистично настроенная часть населения Земли утверждает, что катастрофу можно предотвратить, нужно лишь изменить отношение каждого человека к окружающей его природе. Сформировать экологический стиль мышления – вот главный способ решения этой проблемы. Но сформировать экологический стиль мышления можно, лишь опираясь на базовые знания биологии и других естественных наук. Вот почему возникла необходимость создания школьного лесничества.
Эффективными организационными формами при изучении основ лесоводства следует считать: теоретические, лабораторно-практические занятия в производственных условиях, экскурсии.
Тематический план предусматривает теоретические занятия по изучению значения леса в жизни человека, лесного фонда России, основных древесных пород родного края; взаимосвязи леса со средой, животными миром; естественной смены пород, продуктивности лесов, типов леса, лесоустройства и таксации леса, охраны лесов. Обучающиеся получают более полное представление о рубках ухода и рубках главного пользования, о методах рубок и их организации, знакомятся с искусственным лесовозобновлением, лесосеменным делом и лесными питомниками, болезнями и вредителями леса, мерами борьбы с ними.
Для реализации принципа связи теории с практикой программа предусматривает изучение теоретического материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками по выращиванию посадочного материала в питомнике, посеву и посадке леса, уходу за лесом разного возраста, сбору семян.
Ранний юношеский возраст - это время профессионального самоопределения. Именно в этом возрасте формируется способность к предварительному планированию деятельности, а так же способность к саморегуляции.
Пройденный цикл занятий дает возможность ребенку оценить важность биологических знаний, не только в области науки, но и в повседневной жизни, помогает применить на практике приобретенные навыки и умения поведения в природе, сделать профессиональный выбор, определить жизненную позицию по отношению к окружающей природе.
Программа “Тайны зеленого леса” адаптированная, опирается на программу “Школьные лесничества” (автор И.И. Илюшина, Москва, “Просвещение”, 1986г), рассчитана на 1 год обучения (144 часа в год) при режиме работы 2 часа 2 раза в неделю. Набор в группы свободный, группы – профильные.
Цель программы:
Формирование экологически грамотной личности с развитым экологическим мировоззрением, мышлением, культурой, со сформированными природоохранными умениями и навыками.
Задачи:
- формировать систему знаний о лесном потенциале Кемеровской области, путях его рационального использования и охраны;
- развивать экологическое мышление, восприятие природоохранных проблем как личностно значимых; воспитать готовность к практическим действиям по их разрешению;
- овладеть умениями и навыками экологически целесообразного поведения в природе, природоохранной деятельности, здорового образа жизни.
В процессе изучения курса обучающиеся узнают:
- Защитное, водоохранное, санитарно-гигиеническое, эстетическое значение леса;
- Строение леса и его элементы, обновление леса;
- Особенности хвойных, лиственных и смешанных лесов;
- Понятие о лесных почвах, приемах обработки почв, значение минеральных и органических удобрений для повышения продуктивности лесных культур, способы внесения удобрений;
- Структуру лесных питомников, значение предпосевной обработки семян, особенности посева семян в питомнике;
- Задачи и виды рубок ухода;
- Последствия лесных пожаров, виды лесных пожаров, причины и меры борьбы с ними, безопасность труда при их тушении.
Обучающиеся научатся:
- Определять растительные элементы леса;
- Определять тип лесной почвы по механическому составу;
- Соблюдать безопасность труда при работе с ручными орудиями;
- Определять хвойные и лиственные породы по морфологическим признакам;
- Проводить прополку сеянцев и обработку почвы;
- Собирать семена древесных пород, просушивать, очищать и закладывать их на хранение;
- Определять птиц в лесу по голосам, животных по следам, развешивать искусственные гнезда и кормушки;
- Определять вредителей леса по повреждениям
Формы и методы раскрытия содержания программы:
При разработке методики занятия с учащимися необходимо определить эффективные методы осуществления межпредметных связей как одно из условий принципа сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания.
Методы, используемые на занятиях:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядные (иллюстрации, демонстрации);
- практические (опыты, самостоятельная работа).
Отличительной особенностью дополнительного образования является то, что обучающиеся не только получают знания в области охраны природы, но и включаются в деятельность по уходу за лесом, по выращиванию посадочного материала, по организации и проведению профилактической работы с населением, приобретают умения и навыки в проведении фенологических наблюдений, в наблюдении за погодой и погодными явлениями.
Исходя из этого, считаю приоритетными следующие формы занятия:
- Научно-практическая конференция;
- Лекция;
- Семинар
- Диспут
- Экскурсия
- Занятие “В мире занимательных фактов”
- Занятие – поиск истины
Примерная тематика опытов и наблюдений:
- 1.Фенологические наблюдения за цветением и плодоношением древесных пород.
- 2.Изучение естественного возобновления леса.
- 3.Выявление оптимальных сроков посадки сеянцев главных древесных пород.
- 4.Закладка лесных культур крупномерным посадочным материалом.
- 5.Наблюдения за муравейником.
- 6.Наблюдение за жизнью лесных животных.
Проверка, контроль, учет знаний обучающихся
Важнейшим звеном в процессе изучения программного материала является проверка и учет знаний обучающихся. На занятиях используются разные виды учета:
- предварительный (педагог, приступая к работе, знакомится с исходными знаниями, умениями и навыками у обучающихся);
- текущий учет (наблюдение за деятельностью обучающихся на каждом занятии);
- итоговый учет (открытые занятия, познавательно-игровые программы, викторины, КВНы и т.д.).
Учет знаний, умений и навыков будет успешным при соблюдении следующих требований:
- объективность;
- индивидуальность;
- дифференциация;
- систематичность.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы приведет:
Терминологический словарь
Атмосфера – газовая оболочка, окружающая Землю и вращающаяся вместе с ней
Биосфера – нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть литосферы, населенная живыми организмами
Биоценоз – экологические системы, охватывающие участки пространств с практически равномерно распределенными в них условиями жизни и населяющими их организмами
Восстановление природных ресурсов - доведение запасов тех или иных видов природных ресурсов до уровня, предшествовавшего их истощению в результате хозяйственной деятельности человека.
Заказник – охраняемая территория, частично изъятая из хозяйственного пользования, в пределах которой (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны одного или многих видов живых существ.
Заповедник – особо охраняемое законом пространство, нацело исключенное из любой хозяйственной деятельности, ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов.
Экология – отрасль науки об общих закономерностях взаимоотношений организмов и среды.
Учебно-тематический план
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. |
Введение. Проблемы охраны окружающей среды. Основные сведения о лесах и лесном хозяйстве. Значение леса в природе и в жизни человека. Лесные почвы. Животный мир леса. Вредители леса. Основные хвойные и лиственные породы. Выращивание посадочного материала. Неживая природа. Образ жизни - фактор здоровья. Защитное лесонасаждение. Уход за лесом. Охрана леса. | 14 16 8 10 10 4 12 14 8 8 8 12 20 144 |
11 8 3 4 5 3 5 5 5 3 3 3 9 67 |
3 8 5 6 5 1 7 9 3 5 5 9 11 77 |
Содержание программы:
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. | Введение. Проблемы охраны окружающей среды Что такое экология? Природные зоны Кузбасса. Экологические проблемы Кузбасса. Особо охраняемые территории Кузбасса. Причины исчезновения лесов и значение восстановления лесов. Знакомство с жизнью людей, посвятивших свою деятельность спасению живого мира планеты. Экскурсия в лесхоз “В чем заключается работа лесничего”. |
14 |
2. | Основные сведения о лесе и лесном хозяйстве Народнохозяйственное, защитное, водоохранное, санитарно-гигиеническое, эстетическое значение леса. Лесной фонд России. Строение леса и его элементы. Биоценоз леса. Взаимосвязь растений, животных, микроорганизмов, почвы, атмосферы, Растительный мир как составная часть природной среды. Условия жизни растения. Понятие о растительном сообществе. Занятие-викторина “Загадки сибирского леса”. |
16 |
3. | Значение леса в природе и в жизни человека Роль зеленых растений в природе и в жизни человека. Необходимые меры по охране леса и зеленых насаждений. Значение леса в образовании кислорода. Экологический турнир. |
8 |
4. | Лесные почвы Взаимосвязь растительного леса и почвы. Понятие “гумус” и его состав. Характеристика органических и минеральных удобрений. Морфологическое строение почвы, типы лесных почв. Почва как среда жизни растений. Практическая работа “Типы лесных почв”. |
10 |
5. | Животный мир леса Животный мир леса. Взаимосвязь растений и животных в природных сообществах. Влияние деятельности человека на многообразие и численность животных. Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки, перелеты. Животные, внесенные в Красную книгу. Ролевая игра “Экологический суд”. |
10 |
6. | Вредители леса Вредители и болезни леса. Биологический способ борьбы с вредителями. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. |
4 |
7. | Основные хвойные и лиственные породы Географическое распространение древесных и кустарниковых пород. Хвойные породы. Лиственные породы, развитие обновления леса. Задачи развития лесного хозяйства. Занятие-викторина “По страницам занимательной литературы”. |
12 |
8. | Выращивание посадочного материала. Создание питомника для выращивания саженцев деревьев. Строение и размножение голосеменных. Посев и выращивание саженцев деревьев в комнатных условиях. Экскурсия “Знакомство обучающихся с работой лесопосадочных машин”. Экскурсия в питомник “Условия жизни растений” |
14 |
9. | Неживая природа Воздушный океан. Водные ресурсы Кемеровской области. Погода. Как можно предсказать погоду. Простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой. |
8 |
10. | Образ жизни – фактор здоровья Особенности образа жизни современного человека. Ландшафт как фактор здоровья, природный ландшафт, требования к экосистеме современного человека. Викторина “Экология и здоровье”. |
8 |
11. | Защитное лесоразведение Виды полезащитных полос, их конструкция, ассортимент древесных и кустарниковых пород. Влияние полезащитных полос на урожайность сельскохозяйственных культур. Облесение песков и оврагов. Практическая работа “Составление планов размещения полезащитных полос и озеленение участков”. |
8 |
12. | Уход за лесом Задачи рубок ухода. Условия жизни растений. Побочное пользование лесом. Лекарственные травы, грибы, ягоды. Влияние различных условий на рост и развитие растений. Практическая работа “Уход за лесом: очистка от валежника”. |
12 |
13. | Охрана леса Объекты природы, подлежащие охране. Охраняемые территории Кемеровской области. Государственные заказники областного значения. Виды и причины возникновения лесных пожаров. Учет и охрана растительных богатств родного края. Охрана природы и восстановление ее богатств для улучшения окружающей среды. Взаимодействие природы и общества. Изменение природных условий под влиянием хозяйственной деятельности людей. Экскурсия в Томскую писаницу. |
20 |
Список литературы
для педагога
- Охрана природы Кузбасса [ Текст] : методическое пособие / Сост. Е.Ю.Баранов.- Кемерово, 2001.-77 с.
- Илюшина, И.И. Школьные лесничества [ Текст] / И.И. Илюшина.- М.: Просвещение, 1986.-143с.
- Неделя леса в школе [ Текст] : сборник методических рекомендаций/ Сост. И.И.Илюшина.-М.: Просвещение, 1989.-95 с.
- Шипунова, Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [ Текст] / Т.Я Шипунова.- Новосибирск,2001.-345с.
- Экологический словарь. [ Текст] / Сост. С.Я.Горикова .- М.: Слог, 1993.-367с.
- Ярошенко, А.Ю. Как вырастить лес. [ Текст] : методическое пособие/ Сост. А.Ю. Ярошенко. –М.: Всемирная лесная вахта, 2003.-93с.
для обучающихся
- Блинкин, С.А.Фитонциды вокруг нас [ Текст] / С.А. Блинкин.-М.: Просвещение,1981.-163с.
- Генкель, П.А. Физиология растений. [ Текст] / П.А. Генкель.-М.: Просвещение,1970.-177с.
- Гордеева, А.М. Электричество в жизни растений. [ Текст] / А.М.Гордеева.-М.:Просвещение,1994.-133с.
- Малиновский, Ю.М. Биосфера – Земля – Галактика. [ Текст] / Ю.М. Малиновский.-М.:Просвещение,1990.-263с.
- Новрузов, З.Н. Природа не прощает ошибок. [ Текст] / З.Н.Новрузов.- М.:Просвещение,1988.- 195с.
- Ситник, К.М. Биосфера. Экология. Охрана природы. [ Текст] : Справочное пособие/ К.М.Ситник.- Киев,1987.-163с.
- Шипулин, А.Я Леса Кузбасса [ Текст] / А.Я. Шипулин.-Кемерово, 1970.-111с.