Классный час "Вода для жизни"

Разделы: Внеклассная работа


  • Она – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
  • В природе существует около 1330 ее видов.
  • Она составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.

– Догадались, что это?

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... (дети отвечают хором: “Воды!”)

– Вода – важнейшая составляющая жизни на нашей планете. Мы в состоянии обходиться без пищи в течение нескольких недель, а вот без воды не проживем и нескольких дней. Вода – самая обильная из земных стихий. Покрывает она более 70% земной поверхности. Наша планета – планета океанов. Три четверти поверхности её заняты морями и океанами. Если разлить это количество равномерно по всей планете, то образуется слой толщиной почти в три километра.

– Огромно количество воды, велики ее запасы. Так ли нужно беречь воду?

– На нашей огромной планете проживает более 9 млн. людей. И каждый из них использует воду. Куда уходит вода? (заслушиваются мнения детей)

– А знаете ли вы, что:

  • За последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз.
  • На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды – 91 литр.
  • Один человек ежедневно использует 230 л воды, а за год выпивает 1 тонну воды.
  • После 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день?
  • Для того, чтобы изготовить рубашку, надетую на Саше, израсходовали 500л воды, на Димины брюки пошло 600л воды, на Анину кофту – 900л.
  • На завтрак, состоящий из каши и бутерброда с маслом, затрачено около 800л воды.
  • В Европе вода давно стала товаром народного потребления. Литровая бутылка воды стоит в магазине больше 40 рублей.

– Нам с вами очень повезло. Чтобы утолить жажду, нам не нужно бежать в магазин. Достаточно повернуть ручку крана, и польется чудесная, голубая, очень вкусная вода. Вот только надолго ли она останется такой? Не случится ли однажды и в нашем городе грустная история, совсем такая, как в сказке Н.А. Рыжова “Жила-была река” (см  приложение 1)

– Человек живет за счет природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь. Люди вовремя одумались и пришли на помощь реке, которую сами же погубили. А чем мы с вами можем помочь нашим рекам – Сатису, Саровке, озерам Протяжное, Филипповское и другим водоемам нашего города? (мнения детей)

– Я рада, что вы готовы помочь родной природе. А хорошо ли вы знаете ее? Чтобы убедиться в этом, предлагаю вам сыграть в игру “Морской бой”. Правила этой игры вам хорошо известны. Одно условие: чтобы заработать очко, необходимо правильно ответить на мой вопрос.

Для проведения игры потребуется изготовить поле размером 9х9 клеток (см приложение 2). На этом поле, как и в традиционной игре “Морской бой”, размещаются “корабли” – 1 четырехпалубный, 2 трехпалубных, 3 двухпалубных и 4 однопалубных. Все клетки закрыты.

Задача игроков: угадать местонахождение кораблей и “потопить” их, правильно ответив на вопрос.

Правила игры:

  • Класс делится на две команды.
  • Команды поочередно называют номера квадратов, например Г-6, Б-8. Если соответствующая клетка пуста – ход переходит соперникам.
  • Команда, угадавшая местонахождение корабля, должна ответить на вопрос ведущего. В случае правильного ответа она получает одно очко, а также возможность назвать следующую клетку. В случае неправильного ответа ход переходит соперникам.
  • Победитель игры определяется по максимально набранному количеству очков.

Вопросы для игры

  1. Бегу я как по лесенке,
    По камушкам звеня,
    Издалека по песенке
    Узнаете меня.
  2. Нет ног, но на месте она не стоит,
    Ложе есть, но не спит,
    Не котел, но бурлит,
    Не гроза, но гремит.
    Нет рта, но она никогда не молчит.
  3. Не вода и не суша -
    На лодке не уплывешь
    И ногами не пройдешь.
  4. По городу дождик осенний гулял,
    Зеркальце дождик свое потерял.
    Зеркальце то на асфальте лежит,
    Ветер подует – оно задрожит.
  5. Почему озера не высыхают?
  6. Почему вода в реке не кончается?
  7. Назовите реку нашего города, которая практически исчезла с лица земли в результате варварских действий человека.
  8. Назовите самое крупное озеро на территории нашей страны с чистейшей пресной водой.
  9. Сколько на земле океанов?
  10. Как называется явление, когда горячая вода вырывается из-под земли фонтаном?
  11. Перечислите основные свойства воды.
  12. Как происходит процесс круговорота воды в природе?
  13. Назовите самую крупную реку европейской части нашей страны, находящуюся на грани экологической катастрофы. В этой реке сейчас запрещено купаться.
  14. Бывают ли разноцветные моря? Назовите.
  15. Почему реки и озера не промерзают до дна?
  16. Вода – растворитель. Как это свойство проявляется в природе?
  17. Как, наблюдая за муравейником, можно предсказать погоду?
  18. Как ласточки предсказывают погоду?
  19. Какое животное может выпить 250л воды сразу?
  20. Назовите 10 животных, жизнь которых связана с водой.

– Закончить наш классный час я бы хотела отрывком из стихотворения Б.Заходера “Течет река”

Течет река... Течет река...
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне...
Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далёко до буйка,
Тут глубока была река,
Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаем...
Река становится ручьем!
Уже и лодки на мели...
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

– Конечно, это стихотворение – шутка, но в каждой шутке есть доля правды. В чем суть стихотворения Б. Заходера? (мнения детей)

– Помните: большое начинается с малого. Природе нужна наша защита. Но и нам нужна ее поддержка: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Природа всегда была и будет сильнее человека. Ибо она его родила. Человек для неё деталь. Она для него – все! Природа ничего не прощает! А потому: не вреди и береги её!