Урок-презентация по окружающему миру по теме "Что такое погода?"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Формировать положительные мотивы через сотрудничество детей с соответствующими службами.
  • Воспитывать устойчивый интерес к самостоятельной деятельности и побуждать к использованию знаний и умений в практической деятельности.
  • Стимулировать желание учащихся проявлять творческую инициативу, наблюдательность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебники,
  • хрестоматии
  • классный календарь наблюдений за погодой
  • презентация

ХОД УРОКА

1. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ УРОКА:

У природы нет плохой погоды, Каждая погода благодать. Дождь ли, снег- любое время года Надо благодарно принимать. (сопровождается показом слайдов 1-10)

Вы, конечно, догадались, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: "ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА?" (это определённое состояние воздуха, который как лёгкое покрывало, окутывает нашу планету)

2. АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА:

- А от чего зависит погода? - Какой главный источник её изменения? (солнце) Если бы только от солнца зависела погода, то она была бы постоянной, чередовалась бы в строгом порядке, поскольку высота солнца в полдень в одной и той же местности всегда одинакова. А погода меняется в течение суток несколько раз. - Значит, на погоду ещё что-то влияет? Что же? (ветер) Он влияет на температуру воздуха; перемещает облака по небу; облака приносят на землю осадки. - Нас постоянно интересует погода, какая она? Хрестоматия страница 76 "Какая будет погода?" самостоятельное чтение. - О людях, какой профессии вы прочли? (слайд № 11,12,13)

3. ЭКСКУРСИОННАЯ СТРАНИЧКА:

Огромную помощь оказывают метеослужбам спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 - 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. Все сведения поступают на компьютеры, обрабатываются, расшифровываются и передаются в метеорологические центры, оттуда попадают в сводки прогнозов погоды. У нас в городе есть метеостанция, на которой мы с вами побывали на прошлой неделе. Вспомним, как это было. По этому прибору мы видели, как определяют нижнюю границу облаков. (слайд № 14) По этому - силу ветра, а по флюгеру- направление ветра. (слайд № 15,16) Измеряли температуру воздуха и почвы. (слайд № 17,18)

4. ДИНАМИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА: "Вы - мои снежинки".

На поляну, на лужок, тихо падает снежок. Улеглись снежинки, белые пушинки. Но подул вдруг ветерок, закружился мой снежок. Пляшут все снежинки , белые пушинки. Ветерок всё тише, а снежинки - ниже.

5. СТРАНИЧКА ЗНАКОВ: - Чтобы вести наблюдения за погодой, люди используют условные знаки. Работа по учебнику: с.122 (знакомство со знаками) - Начиная с этого урока мы с вами тоже будем вести наблюдения за погодой вот по такому календарю (отмечаем погоду знаками) - Потребность предвидеть погоду, появилась у человека давно. В результате многолетних наблюдений появились народные приметы.

6. НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА:

  • ВОТ ПРИМЕТЫ ХОРОШЕЙ ПОГОДЫ: (слайд № 19,20) 1. Луна блестит ярко, светит зеленоватым светом. 2. Солнце садится не в тучи. Небо светло-розовое, золотистое.
  • ВОТ ПРИМЕТЫ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ: (слайд № 21,22) 1. Лучи солнца днём и вечером стрелами расходятся из-за облаков, закрывающих солнце. 2. Дым костра - столбом - к ветру, стелиться - быть дождю. 3. Старые люди говорят: "Косточки ломят - к непогоде".

7. ПРАВОСЛАВНАЯ СТРАНИЧКА: Сегодня у нас с вами большой христианский праздник - НИКОЛА ЗИМНИЙ. Он редко когда бывает без снега. "НА СТУДЁНОГО НИКОЛУ - СНЕГУ НАВАЛИТ ГОРУ". "ПРИШЁЛ НИКОЛИН ДЕНЬ - БУДЕТ И ЗИМА НА САНКАХ". Как только не называли этот праздник , и НИКОЛА-ЧУДОТВОРЕЦ , и НИКОЛА- ЗАСТУПНИК. Святой Николай в жизни творил только добро. Добро должно совершаться не в ожидании награды, не для удовлетворения самолюбия, а из подлинной любви к ближнему. Лучше всего творить добро безымянно, оставаясь неузнанным. И тогда НИКОЛАЙ-ЧУДОТВОРЕЦ помогает, заступается за нас, творит чудеса. В этот день, мальчики, носящие имя Николай, являются именинниками. Наш Коля родился 15 декабря и получил своё имя в честь этого святого. Мы поздравляем тебя, Коля, с именинами. (слайд № 23) А 21декабря наступит день зимнего солнцестояния. Говорят: "Солнце - на зиму, зима - на мороз"; "Денёк на воробьиный скок прибавляется".

8. ИТОГОВАЯ СТРАНИЧКА: Сегодня мы с вами много говорили о погоде. От чего же она зависит? (от многих природных явлений) - А как вы понимаете такие слова: "Главней всего погода в доме:" - Я желаю вам и нашим гостям хорошей погоды в ваших домах, а НИКОЛАЙ ЧУДОТВОВЕЦ обязательно поможет вам в ваших добрых делах.

С ПРАЗДНИКОМ НИКОЛЫ, ВАС!!!

Домашнее задание: выучить условные знаки, подобрать народные приметы о погоде.