Статья "Обозначение гласных звуков после букв ч/щ. Орфограммы ча/ща,чу/щу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Конкретизация и систематизация знаний по чтению и написанию гласных букв после Ч и Щ.
  • Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
  • Воспитание культуры общения,  взаимооценки.

ХОД УРОКА

1. Организация

– Посмотрите на экран (см. Приложение), подумайте, что папа говорит сыну,  выполняющему домашнее задание?
– А нам как надо сегодня поработать, чтобы у нас все получилось?

2. Активизация знаний

Самостоятельная работа.

Учащиеся чертят таблицу 10х4. Выбирают правильный ответ, записывают в таблицу.

1) Сколько слогов в слове тетради?

А – 2
Б – 3
В – 4

2) Какая буква пропущена  в словах ИЩ_, ЧИЩ_?

А – У
Б – Ю

3) В  каком слове пропущена А?

А – щ_вель,
Б – врем_,
В – м_та

4) На какой вопрос отвечают слова любит, уважает, пилит?

А – кто?
Б – что?
В – что делает?

5) Какая буква обозначает только твердый глухой согласный звук?

А – Ж
Б – Ш
В – Щ

Проверка работы по  компьютеру.

1 2 3 4 5
Б А А В В

3. Создание ситуации успеха

– Мы уже знаем много букв, узнали их разные секреты. Какой секрет вы знаете про буквы Ч, Щ?  А компьютер согласен с нами? Молодцы!

4. Работа по букварю

– Буратино попросил нас разобраться с задачкой в букваре. (Задание на экране) Для этого нужно прочитать текст.

Анализ прочитанного.

– О каком ключе говорила Варя?
– А бабушка о чем рассказала?
– Какой ключ потерял Миша?
– Что вы заметили? (Слова разные по звучанию, а значение одинаковое. Слова одинаковы по звучанию, а значение – разное.)

5. Физкультминутка

6. Задание на развитие внимания

– Запишите те буквы, которые вы увидите.

Подчеркните одной линией те буквы, которые могут обозначать согласный твердый глухой звук.

П Г Ж Ш Х Т М Н Г 

7. Работа  в группах

– Запишите в  ряд те буквы, которые пропустил компьютер.

Чуть колыша камыш_
Дремлет озеро в тиш_. 

Подогрела ч_йка ч_ йник
Пригласила  восемь ч_ек.      .

Щ_ка в озере ж_ла
Щ_ варила для гостей
Угощ_ла пескарей.

Я ищ_, ищ_, покажись , малинка! 

8. Взамопроверка (ответы на экране)

– Что вы можете про работу, которую проверяли. Что посоветуете тому, кто ее выполнил. Как поработала ваша группа?

9. Отработка  приобретенных знаний

– Составьте слова из слогов, запишите их.

ЛЫ   ЧА     ПРУ     МА     НА     ЩА     КРЫ     ЖИ     ШИ     ЧАЙ     ША     НИК     РО     КА     ВЕЛЬ     ВСТРЕ

10. Итог урока

– Что мы узнали? Как вы оцените свою работу. Что вы сможете рассказать дома своим родителям?

11. Рефлексия 

– Сова (символ гимназии) очень довольна вашей работой. Всех благодарит и написала для вас слова благодарности.