Воспитательная система "Город моей мечты"

Разделы: Классное руководство


Концепция программы:

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система класса объединяет разнообразие воспитательной работы и воспитательной деятельности в единое целое. Набором воспитательных мероприятий многого не добьешься: нужна воспитательная система, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, воспитания человека. Воспитание успешно, если оно системно.

Системный подход в обучении и воспитании школьников все чаще используется в последние годы. В нашей школе тоже сложилась своя образовательная и воспитательная  система. А в тех учреждениях образования, где она построена и функционирует в целом, то,  как следствие, возникают микросистемы в каждом отдельном классе. Педагогическая целесообразность создания таких систем состоит в том, что ребенок должен развиваться в условиях целостного воспитательного процесса, где все компоненты максимально взаимосвязаны. Отличительным признаком воспитательной системы является единство учения, досуга, труда и общения.

Исходя из этого, мною была разработана программа «Город моей мечты» Ученическое самоуправление является одним из важных составляющих ее компонентов. Класс является основой школьного самоуправления. Задача органов ученического самоуправления – вместе с классным руководителем формировать морально-эстетический  климат в классе, школе. С этой целью под руководством актива разрабатывается кодекс чести школьников, его права и обязанности, меры поощрения и порицания.

Программа «Город моей мечты» поможет моим воспитанникам быть готовыми ко всем трудностям во взрослой жизни! Эта программа – основа  моей воспитательной концепции.

Программа «Город моей мечты»

Программа «Город моей мечты» - предоставляет  возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственны потенциал, творческую активность, формируются определенные взгляды на жизнь, навыки устойчивого  поведения, они учатся правильному общению, сознательному учению

Данная программа рассчитана  на детей младшего школьного возраста. Она предполагает участие учащихся, родителей, классного руководителя,  педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования  и реализуется на протяжение  4 лет.

Ключевыми понятиями, характеризующим сущность воспитательной системы класса, является:  «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «дружба», «творчество», «активность», «коллектив», которые одновременно выполняютроль принципов классного сообщества, а затем превратятся в ценностные ориентации личности каждого ребенка.

ЦЕЛЬ программы:

  • Формирование  и раскрытие интеллектуального развития и творческой индивидуальности личности младшего школьника, их успешно адаптации в образовательной и социальной среде.

ЗАДАЧИ программы:

  1. Развитие личности каждого учащегося;
  2. Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника:
  3. Оказать поддержку органам детского самоуправления и развитию организаторских, лидерских качеств школьника;
  4. Педагогическая поддержка творческих устремлений и действий каждого ребенка
  5. Приобщение к культуре, традициям, истории школы, Рузского района, Подмосковья, Отечества.
  6. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование положительного отношения к учебе
  7. Привлечение родителей к активному участию в жизни класса
  8. Учить заботиться друг о друге

В основе программы «Город моей мечты» лежат следующие принципы:

Принцип открытости.

Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, внося свои коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний

Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполненного дела

Принцип деятельности.

Младший школьник хочет активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу

Принцип свободного участия.

Предлагая ребятам участие во внеклассных мероприятиях, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей

Принцип обратной связи.

Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось.

Принцип успешности.

Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.

Принцип сотворчества.

Предоставление учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случаи нельзя поступать с позиции сил, всякая настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.

Структура программы:

1-й год (1 класс). «Построим город мечты».

Выделяет три основных блока:

«Давайте познакомимся!» В этом блоке происходит  изучение индивидуальных и групповых характеристик данного класса. Привлечь родителей к реализации данной программы.

«Давайте жить дружно и интересно!» В этом блоке  ведется работа по сплочению и развитию коллектива класса.

«Давайте помечтаем!» В этом блоке происходит организация насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива через такие формы, как КВН, интеллектуальные игры, предметные недели, олимпиады . Создание условий для воспитания разносторонней личности.

2-й год (2 класс). «Благоустройство города» - выделяет три основных блока:

«Мои интересы» Создание условий для формирования объективной самооценки школьников через участие во внеклассной деятельности. Укрепление нравственного климата в коллективе школьника.

«Окружающие меня люди» Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу. Формирование доброго отношения к людям. Выработка навыков сотрудничества через организацию совместной деятельности.

«Мое творчество» Выявления потребностей, интересов и склонностей школьников. Создание широкого простора для самореализации интересов детей через кружки и творческие объединения. Стимулирование развития творческих способностей школьника

3-й год (3 класс). «Я – житель города» -  три блока:

«Я – гражданин России». Освоение народных обычаев, обрядов, ремесел, праздников, посещение объединений дополнительного образования (театр, танцевальные вечера и т.д). Участие в патриотическом движении «Тимуровцы», участия в разнообразных акциях.

«Я и природа» Приобщение к миру природы, участие в экологических акциях. Формирование у школьников представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке как части природы.

«Я и моя семья» Организация совместного досуга родителей и детей. Организация и осуществление связей поколений через уроки-встречи. Изучение прав и обязанностей ребенка в семье

4-й год (4 класс).  «Город моей мечты» - три блока:

«Мы люди культурные» Освоение школьников многообразия культурных ценностей через посещение культурных центров, театров, музеев.

«Мы становимся взрослыми» Создание условий для воспитания независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение школьника. Поддерживать увлеченность учащихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности.

«Мы – это сила!» Происходит формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях. Воспитывать у учащихся потребность работы в минигруппе, коллективе.

Участники программы:

  • Учащиеся
  • Классный руководитель
  • Педагоги, работающие в классе
  • Педагоги дополнительного образования
  • Родители

Взаимодействие с семьей

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Задача учителя всеми доступными средствами достигнуть взаимодействия, согласия с родителями в воспитании.

В нашей школе действует программа  «МОСТИК».  «Спасательный МОСТИК» - между семьей и школой, который соединил их в единое целое, в сплоченный, дружный союз! Создал атмосферу взаимоподдержки   и общности интересов учителя, ученика, родителей, установил партнерские отношения между ними.

Вовлечение родителей в совместную деятельность осуществляется следующими формами:

  1. Родительские собрания
  2. Индивидуальные тематические консультации
  3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия
  4. Совместный отдых детей и родителей
  5. Дни открыты дверей

А так же оказывается помощь в организации и проведении внеклассных дел, по укреплению материально-технической базы школы и класса.

Ожидаемые результаты

  1. Учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленной цели, умеют проявлять собранность, организованность.
  2. Положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности
  3. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса
  4. Увлекаются каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности
  5. Младшие школьники владеют навыками самостоятельной организации учебной деятельностью

СХЕМА СТРОИТЕЛЬСТВА