«Первоначальные химические понятия» (название этой темы у авторов различных программ и учебников может быть сформулировано по-разному) – это тот учебный материал, от качества усвоения которого зависит, насколько успешно будет продвигаться восьмиклассник в дальнейшем изучении химии.
Хорошо, когда ученики с интересом и легкостью постигают эту, в целом несложную тему. Но, наверное, каждому учителю знакомы ситуации, когда длительная болезнь ученика, замедленный темп восприятия, слабая математическая подготовка, отсутствие привычки к систематической работе или другой фактор сначала становится причиной непонимания изучаемого материала, а потом мешает усваивать последующие темы. Как помочь проболевшему или слабоуспевающему ученику?
На первый взгляд, здесь могла бы помочь работа этих учащихся с тетрадями на печатной основе («рабочие тетради»). Такие тетради входят в учебно-методические комплекты с действующими учебниками и, безусловно, помогают организовать работу целого класса при изучении конкретных тем. Они обычно содержат задания, доступные для выполнения «среднему» ученику, а также некоторое количество творческих заданий для тех, кто интересуется предметом. Но часто выполнение заданий, предлагаемых в этих тетрадях, вызывает большие трудности у много болеющих учеников и у учащихся, имеющих замедленный темп восприятия. Главная проблема, с которой сталкиваются такие школьники - как выполнить то или иное задание («как нужно думать в процессе решения?»). И не всегда ученики способны воспользоваться алгоритмами, даже если они даны к некоторым заданиям.
Один из возможных путей решения проблемы – разработка специальной системы заданий для коррекционной работы и организация самостоятельной работы учащихся с этими заданиями. Эта система заданий предназначена помочь слабоуспевающему ученику сформировать умения выполнять определенные виды упражнений и решать задачи тех типов, которые предусмотрены «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы» в своем темпе и с учетом возможных затруднений.
Для этого нужно проанализировать конкретную тему с позиций тех умений, которыми должны овладеть учащиеся:
- что это за новые умения;
- на каких уже имеющихся знаниях, умениях они базируются;
- как взаимосвязаны эти умения между собой;
- из каких мыслительных операций «складываются».
«Операции – это своеобразные кирпичики мыслительной деятельности, и чтобы … целенаправленно ее формировать, надо, с одной стороны, суметь «изготовить» каждый из этих кирпичиков, с другой, - определенным образом сложить, «сцепить» все кирпичики вместе, свести их воедино в некоторую целостную систему.» (Л.Н.Ланда «Алгоритмизация в обучении», М, «Просвещение», 1966 г, стр. 410) Задания-упражнения составляются таким образом, что, выполняя их, «ученик должен расчленять процесс мышления на отдельные операции, с необходимостью все их производить, ясно и четко каждую из них осознавать» (стр. 413, там же).
Поэтому акцент делается именно на самостоятельную работу ученика, в процессе которой он обязательно должен использовать учебник или любую другую справочную литературу. Но чтобы ученик мог справиться с такой работой, ему нужна помощь. Эта помощь, с одной стороны проявляется в образцах выполнения заданий, специальных алгоритмических предписаниях, «подсказках», «примерах», а с другой стороны – в четкой структуре построения этой системы заданий.
Внутри конкретной темы выделяют логически завершенные смысловые блоки, определяют, какие ключевые умения необходимо сформировать у школьников при изучении каждого блока темы, устанавливают взаимосвязи и последовательность формирования этих умений. В каждом блоке система заданий выстраивается по следующей схеме:
а) актуализация теоретических знаний и (или) ранее известных умений;
б) образец выполнения задания и (или) алгоритмическое предписание;
в) если умение «сложное», то, кроме образца выполнения задания, целесообразны «подсказки» в виде частично выполненных заданий с «пропусками»;
г) взаимосвязь отдельных заданий, благодаря которой из отдельных умений-операций у уче-ника формируется более сложное умение.
Рассмотрим построение такой системы заданий применительно к теме «Первоначальные химические понятия».
К особенностям данной темы можно отнести:
- большое количество новых понятий;
- относительно несложные новые умения;
- тесная взаимосвязь между формируемыми умениями;
- степень владения этими умениями определяет усвоение учащимися последующего учебного материала.
Хотя у авторов разных программ и учебников данная тема может быть построена по-разному, в целом в ней можно выделить 4 логически завершенных блока:
1) химическая формула.
2) количество вещества.
3) химические явления, уравнения химических реакций.
4) задачи на нахождение количества, массы или объема вещества по известному количеству, массе или объему другого вещества, связанного с первым уравнением реакции («базовые задачи»).
В некоторых учебниках к этой же теме относят материал, связанный с приготовлением растворов, тогда появляется еще один смысловой блок («Растворы»).
Каждый из разделов представляет собой отдельную логически завершенную небольшую тему, но все блоки взаимосвязаны между собой.
В данной статье будет рассмотрено построение системы заданий к блокам 1 («Химическая формула») и 3 («Химические явления, уравнения химических реакций»). Так как блоки 2 («Количество вещества») и 4 («Задачи на нахождение количества, массы или объема вещества по известному количеству, массе или объему другого вещества, связанного с первым уравнением реакции») тесно взаимосвязаны между собой, построение системы заданий к этим блокам будет раскрыто в статье «Система заданий для коррекционной работы со слабоуспевающими восьмиклассниками при изучении базовых задач».
Блок 1 «Химическая формула».
В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы» в процессе изучения этого раздела восьмиклассники должны научиться:
а) называть химические элементы по символам;
б) определять качественный и количественный состав вещества;
в) определять простые и сложные вещества;
г) определять массовые доли элементов по формуле вещества;
д) определять валентности химических элементов в бинарных соединениях;
е) составлять формулы бинарных соединений по валентности.
Для успешного формирования у учащихся этих умений необходимо, что школьники умели производить следующие действия: находить нужный элемент в периодической системе, вычислять относительную молекулярную массу вещества и знать, что показывает индекс в химической формуле. Взаимосвязь вышеперечисленных умений и дополнительных действий, которые должны уметь осуществлять восьмиклассники, может быть представлена схемой (см. рис. 1).
Рисунок 1.
Система заданий этого блока, направленных на формирование необходимых умений, может иметь вид:
1) Простые и сложные вещества. Атом, молекула, химический элемент.
цель задания |
действия, которые нужно выполнить ученику |
а) актуализация теоретических знаний |
вспомнить нужные определения (или посмотреть в учебнике), записать их, установить соответствие между термином и его определением; |
б) формирование умения определять поло-жение элемента в периодической системе |
выполнить упражнения по образцу; |
2) Химическая формула.
цель задания |
действия, которые нужно выполнить ученику |
а) актуализация теоретических знаний |
записать нужное определение; |
б) формирование умения определять качественный и количественный состав вещества |
- описать качественный и количественный состав предла-гаемых веществ; - сравнить качественный и количественный состав предлагаемых веществ; - по описанию качественного и количественного состава вещества составить его химическую формулу; |
в) формирование умения вычислять относительную молекулярную массу |
- выполнить задание по образцу; - заполнить пропуски в частично выполненных примерах; - полностью самостоятельно выполнить упражнение; |
г) формирование умения вычислять массовые доли элементов в соединении |
- выполнить примеры по образцу; - заполнить пропуски в частично выполненных заданиях; - полностью самостоятельно выполнить упражнение; |
д) обобщение усвоенного |
выполнить интегрированные задания для закрепления приобретенных умений; |
е) актуализация теоретических знаний
|
установить соответствие между термином и его определением; |
ж) формирование умения «читать» химическую формулу |
- выполнить упражнение по образцу; - полностью самостоятельно выполнить задание |
3) Валентность
цель задания |
действия, которые нужно выполнить ученику |
а) актуализация теоретических знаний |
записать нужное определение; |
б) формирование умения определять валентности элементов в бинарных соединениях |
- пользуясь образцом и «подсказкой», выполнить задание; - проанализировать полученные данные и составить табли-цу элементов, проявляющих постоянную валентность (для дальнейшего ее использования); - самостоятельно решить упражнения для закрепления умения определять валентности элементов; |
в) обучение составлению названий бинарных соединений |
- выполнить задание по образцу, используя «подсказки»; - самостоятельно решить аналогичные примеры для закрепления этого умения; |
г) формирование умения составлять формулы бинарных соединений по валентности |
- выполнить упражнение по образцу, пользуясь алгоритми-ческим предписанием; - составить формулы бинарных соединений по их названи-ям, используя образец; |
4) «Проверьте свои знания по блоку 1» - задания для контроля за усвоением вышеперечисленных умений.
Блок 3 «Химические явления, уравнения химических реакций».
Согласно «Требованиям к уровню подготовки выпускников основной общеобразова-тельной школы», после изучения данного раздела школьники должны:
а) уметь объяснять отличия химических явлений от физических;
б) знать признаки и условия осуществления химических реакций;
в) составлять уравнения реакций различных типов;
г) определять типы химических реакций:
- по числу и составу исходных веществ и продуктов реакций,
- по выделению или поглощению тепла.
Последние два умения отнесены к этому блоку условно, так как при изучении «Первоначальных химических понятий» у восьмиклассников только начинается их формирование, а затем оно будет совершенствоваться в процессе знакомства школьников с основными классами неорганических веществ. Кроме того, само умение «составлять уравнения реакций различных типов» является комплексным. Оно подразумевает, что школьник может выполнять следующие действия (операции):
- расставлять коэффициенты в предложенных схемах реакций (если даны формулы исходных веществ и продуктов реакции);
- составлять формулы продуктов реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, происходящих между двумя простыми веществами;
- составлять уравнения реакций по тексту (если даны названия исходных веществ и продуктов реакции);
- составлять уравнения химических реакций на основе знаний о свойствах основных классах неорганических веществ (формируется при изучении соответствующей темы).
Умения выполнять первые 3 из вышеперечисленных операций закладываются именно при изучении данного блока «Химические явления, уравнения химических реакций» и, в свою очередь, служат «фундаментом» для освоения следующего (четвертого) действия при изучении основных классов неорганических веществ.
цель задания |
действия, которые нужно выполнить ученику |
а) актуализация теоретических знаний |
записать нужные определения, установить соответствие между термином и его определением; |
б) формирование умения расставлять коэффи-циенты в предложенных схемах реакций |
- выполнить задание, используя приведенную в учебнике последовательность действий и «подсказки» в задании; - самостоятельно решить аналогичные примеры для закрепления этого умения |
в) закрепление умения расставлять коэффици-енты в предложенных схемах реакций, начало формирования представлений о реакциях соединения и разложения |
- расставить коэффициенты в предложенных схемах реакций; - сравнить число исходных веществ и продуктов реакции в выполненных примерах, сделать выводы; - классифицировать по этому признаку рассмотренные примеры (реакции соединения и разложения) |
г) закрепление умения расставлять коэффициенты в предложенных схемах реакций, начало формирования представлений о реакциях замещения и обмена |
- расставить коэффициенты в предложенных схемах реакций; - отметить черты сходства и различия в составе ис-ходных веществ и продуктов реакций, сделать выводы; - классифицировать по этому признаку рассмотренные примеры (реакции замещения и обмена); - решить аналогичные примеры для закрепления |
д) обучение составлению уравнений реакций по тексту (если даны названия исходных веществ и продуктов реакции) |
- выполнить задание по образцу; - решить аналогичные примеры для закрепления |
«Проверьте свои знания по блоку 3» - задания для контроля за усвоением умений.
Все примеры заданий по разделам «Химическая формула»и «Химические явления, уравнения химических реакций» приведены в Приложении.
Использование предлагаемой системы заданий.
Данная система заданий предназначена для коррекционной работы с теми учениками, кто много пропустил по болезни или плохо усвоил какой-либо раздел темы «Первоначальные химические понятия». В таком случае отдельные блоки этой разработки будут выполнять роль «скорой помощи» при ликвидации пробелов в знаниях и умениях восьмиклассников. Организовать работу с данной системой заданий можно следующим образом: учитель в ходе диагностики определяет тех учеников, у которых недостаточно усвоены какие-либо разделы темы; этим учащимся предлагаются задания с еженедельным контролем учителя. По итогам выполнения упражнений по конкретному разделу ученику выставляется оценка (в зависимости от процента правильно выполненных заданий). Таким образом осуществляется дифференцированная корректировка пробелов в знаниях учеников по этой теме.