"Система заданий для коррекционной работы со слабоуспевающими восьмиклассниками при изучении первоначальных химических понятий"

Разделы: Химия


«Первоначальные химические понятия» (название этой темы у авторов различных программ и учебников может быть сформулировано по-разному) – это тот учебный материал, от качества усвоения которого зависит, насколько успешно будет продвигаться восьмиклассник в дальнейшем изучении химии.

Хорошо, когда ученики с интересом и легкостью постигают эту, в целом несложную тему. Но, наверное, каждому учителю знакомы ситуации, когда длительная болезнь ученика, замедленный темп восприятия, слабая математическая подготовка, отсутствие привычки к систематической работе или другой фактор сначала становится причиной непонимания изучаемого материала, а потом мешает усваивать последующие темы. Как помочь проболевшему или слабоуспевающему ученику?

На первый взгляд, здесь могла бы помочь работа этих учащихся с тетрадями на печатной основе («рабочие тетради»). Такие тетради входят в учебно-методические комплекты с действующими учебниками и, безусловно, помогают организовать работу целого класса при изучении конкретных тем. Они обычно содержат задания, доступные для выполнения «среднему» ученику, а также некоторое количество творческих заданий для тех, кто интересуется предметом. Но часто выполнение заданий, предлагаемых в этих тетрадях, вызывает большие трудности у много болеющих учеников и у учащихся, имеющих замедленный темп восприятия. Главная проблема, с которой сталкиваются такие школьники - как выполнить то или иное задание («как нужно думать в процессе решения?»). И не всегда ученики способны воспользоваться алгоритмами, даже если они даны к некоторым заданиям.

Один из возможных путей решения проблемы – разработка специальной системы заданий для коррекционной работы и организация самостоятельной работы учащихся с этими заданиями. Эта система заданий предназначена помочь слабоуспевающему ученику сформировать умения выполнять определенные виды упражнений и решать задачи тех типов, которые предусмотрены «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы» в своем темпе и с учетом возможных затруднений.

Для этого нужно проанализировать конкретную тему с позиций тех умений, которыми должны овладеть учащиеся:

  • что это за новые умения;
  • на каких уже имеющихся знаниях, умениях они базируются;
  • как взаимосвязаны эти умения между собой;
  • из каких мыслительных операций «складываются».

«Операции – это своеобразные кирпичики мыслительной деятельности, и чтобы … целенаправленно ее формировать, надо, с одной стороны, суметь «изготовить» каждый из этих кирпичиков, с другой, - определенным образом сложить, «сцепить» все кирпичики вместе, свести их воедино в некоторую целостную систему.» (Л.Н.Ланда «Алгоритмизация в обучении», М, «Просвещение», 1966 г, стр. 410) Задания-упражнения составляются таким образом, что, выполняя их, «ученик должен расчленять процесс мышления на отдельные операции, с необходимостью все их производить, ясно и четко каждую из них осознавать» (стр. 413, там же).

Поэтому акцент делается именно на самостоятельную работу ученика, в процессе которой он обязательно должен использовать учебник или любую другую справочную литературу. Но чтобы ученик мог справиться с такой работой, ему нужна помощь. Эта помощь, с одной стороны проявляется в образцах выполнения заданий, специальных алгоритмических предписаниях, «подсказках», «примерах», а с другой стороны – в четкой структуре построения этой системы заданий.

Внутри конкретной темы выделяют логически завершенные смысловые блоки, определяют, какие ключевые умения необходимо сформировать у школьников при изучении каждого блока темы, устанавливают взаимосвязи и последовательность формирования этих умений. В каждом блоке система заданий выстраивается по следующей схеме:

а) актуализация теоретических знаний и (или) ранее известных умений;

б) образец выполнения задания и (или) алгоритмическое предписание;

в) если умение «сложное», то, кроме образца выполнения задания, целесообразны «подсказки» в виде частично выполненных заданий с «пропусками»;

г) взаимосвязь отдельных заданий, благодаря которой из отдельных умений-операций у уче-ника формируется более сложное умение.

Рассмотрим построение такой системы заданий применительно к теме «Первоначальные химические понятия».

К особенностям данной темы можно отнести:

  • большое количество новых понятий;
  • относительно несложные новые умения;
  • тесная взаимосвязь между формируемыми умениями;
  • степень владения этими умениями определяет усвоение учащимися последующего учебного материала.

Хотя у авторов разных программ и учебников данная тема может быть построена по-разному, в целом в ней можно выделить 4 логически завершенных блока:

1) химическая формула.

2) количество вещества.

3) химические явления, уравнения химических реакций.

4) задачи на нахождение количества, массы или объема вещества по известному количеству, массе или объему другого вещества, связанного с первым уравнением реакции («базовые задачи»).

В некоторых учебниках к этой же теме относят материал, связанный с приготовлением растворов, тогда появляется еще один смысловой блок («Растворы»).

Каждый из разделов представляет собой отдельную логически завершенную небольшую тему, но все блоки взаимосвязаны между собой.

В данной статье будет рассмотрено построение системы заданий к блокам 1 («Химическая формула») и 3 («Химические явления, уравнения химических реакций»). Так как блоки 2 («Количество вещества») и 4 («Задачи на нахождение количества, массы или объема вещества по известному количеству, массе или объему другого вещества, связанного с первым уравнением реакции») тесно взаимосвязаны между собой, построение системы заданий к этим блокам будет раскрыто в статье «Система заданий для коррекционной работы со слабоуспевающими восьмиклассниками при изучении базовых задач».

Блок 1 «Химическая формула».

В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы» в процессе изучения этого раздела восьмиклассники должны научиться:

а) называть химические элементы по символам;

б) определять качественный и количественный состав вещества;

в) определять простые и сложные вещества;

г) определять массовые доли элементов по формуле вещества;

д) определять валентности химических элементов в бинарных соединениях;

е) составлять формулы бинарных соединений по валентности.

Для успешного формирования у учащихся этих умений необходимо, что школьники умели производить следующие действия: находить нужный элемент в периодической системе, вычислять относительную молекулярную массу вещества и знать, что показывает индекс в химической формуле. Взаимосвязь вышеперечисленных умений и дополнительных действий, которые должны уметь осуществлять восьмиклассники, может быть представлена схемой (см. рис. 1).

Рисунок 1.

Система заданий этого блока, направленных на формирование необходимых умений, может иметь вид:

1) Простые и сложные вещества. Атом, молекула, химический элемент.

цель задания

 действия, которые нужно выполнить ученику

а) актуализация теоретических знаний

вспомнить нужные определения (или посмотреть в учебнике), записать их, установить соответствие между термином и его определением;

б) формирование умения определять поло-жение элемента в периодической системе

выполнить упражнения по образцу;

 2) Химическая формула.

цель задания

 действия, которые нужно выполнить ученику

а) актуализация теоретических знаний

записать нужное определение;

б) формирование умения определять качественный и количественный состав вещества

- описать качественный и количественный состав предла-гаемых веществ;

- сравнить качественный и количественный состав предлагаемых веществ;

- по описанию качественного и количественного состава вещества составить его химическую формулу;

в) формирование умения вычислять относительную молекулярную массу

- выполнить задание по образцу;

- заполнить пропуски в частично выполненных примерах;

- полностью самостоятельно выполнить упражнение;

г) формирование умения вычислять массовые доли элементов в соединении

- выполнить примеры по образцу;

- заполнить пропуски в частично выполненных заданиях;

- полностью самостоятельно выполнить упражнение;

д) обобщение усвоенного

выполнить интегрированные задания для закрепления приобретенных умений;

е) актуализация теоретических знаний

установить соответствие между термином и его определением;

ж) формирование умения «читать» химическую формулу

- выполнить упражнение по образцу;

- полностью самостоятельно выполнить задание

 3) Валентность

цель задания

 действия, которые нужно выполнить ученику

а) актуализация теоретических знаний

записать нужное определение;

б) формирование умения определять валентности элементов в бинарных соединениях

- пользуясь образцом и «подсказкой», выполнить задание;

- проанализировать полученные данные и составить табли-цу элементов, проявляющих постоянную валентность (для дальнейшего ее использования);

- самостоятельно решить упражнения для закрепления умения определять валентности элементов;

в) обучение составлению названий бинарных соединений

- выполнить задание по образцу, используя «подсказки»;

- самостоятельно решить аналогичные примеры для закрепления этого умения;

г) формирование умения составлять формулы бинарных соединений по валентности

- выполнить упражнение по образцу, пользуясь алгоритми-ческим предписанием;

- составить формулы бинарных соединений по их названи-ям, используя образец;

4) «Проверьте свои знания по блоку 1» - задания для контроля за усвоением вышеперечисленных умений.

Блок 3 «Химические явления, уравнения химических реакций».

Согласно «Требованиям к уровню подготовки выпускников основной общеобразова-тельной школы», после изучения данного раздела школьники должны:

а) уметь объяснять отличия химических явлений от физических;

б) знать признаки и условия осуществления химических реакций;

в) составлять уравнения реакций различных типов;

г) определять типы химических реакций:

  • по числу и составу исходных веществ и продуктов реакций,
  • по выделению или поглощению тепла.

Последние два умения отнесены к этому блоку условно, так как при изучении «Первоначальных химических понятий» у восьмиклассников только начинается их формирование, а затем оно будет совершенствоваться в процессе знакомства школьников с основными классами неорганических веществ. Кроме того, само умение «составлять уравнения реакций различных типов» является комплексным. Оно подразумевает, что школьник может выполнять следующие действия (операции):

  • расставлять коэффициенты в предложенных схемах реакций (если даны формулы исходных веществ и продуктов реакции);
  • составлять формулы продуктов реакций и расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, происходящих между двумя простыми веществами;
  • составлять уравнения реакций по тексту (если даны названия исходных веществ и продуктов реакции);
  • составлять уравнения химических реакций на основе знаний о свойствах основных классах неорганических веществ (формируется при изучении соответствующей темы).

Умения выполнять первые 3 из вышеперечисленных операций закладываются именно при изучении данного блока «Химические явления, уравнения химических реакций» и, в свою очередь, служат «фундаментом» для освоения следующего (четвертого) действия при изучении основных классов неорганических веществ.

цель задания

 действия, которые нужно выполнить ученику

а) актуализация теоретических знаний

записать нужные определения, установить соответствие между термином и его определением;

б) формирование умения расставлять коэффи-циенты в предложенных схемах реакций

- выполнить задание, используя приведенную в учебнике последовательность действий и «подсказки» в задании;

- самостоятельно решить аналогичные примеры для закрепления этого умения

в) закрепление умения расставлять коэффици-енты в предложенных схемах реакций, начало формирования представлений о реакциях соединения и разложения

- расставить коэффициенты в предложенных схемах реакций;

- сравнить число исходных веществ и продуктов реакции в выполненных примерах, сделать выводы;

- классифицировать по этому признаку рассмотренные примеры (реакции соединения и разложения)

г) закрепление умения расставлять коэффициенты в предложенных схемах реакций, начало формирования представлений о реакциях замещения и обмена

- расставить коэффициенты в предложенных схемах реакций;

- отметить черты сходства и различия в составе ис-ходных веществ и продуктов реакций, сделать выводы;

- классифицировать по этому признаку рассмотренные примеры (реакции замещения и обмена);

- решить аналогичные примеры для закрепления

д) обучение составлению уравнений реакций по тексту (если даны названия исходных веществ и продуктов реакции)

- выполнить задание по образцу;

- решить аналогичные примеры для закрепления

«Проверьте свои знания по блоку 3» - задания для контроля за усвоением умений.

Все примеры заданий по разделам «Химическая формула»и «Химические явления, уравнения химических реакций» приведены в Приложении.

Использование предлагаемой системы заданий.

Данная система заданий предназначена для коррекционной работы с теми учениками, кто много пропустил по болезни или плохо усвоил какой-либо раздел темы «Первоначальные химические понятия». В таком случае отдельные блоки этой разработки будут выполнять роль «скорой помощи» при ликвидации пробелов в знаниях и умениях восьмиклассников. Организовать работу с данной системой заданий можно следующим образом: учитель в ходе диагностики определяет тех учеников, у которых недостаточно усвоены какие-либо разделы темы; этим учащимся предлагаются задания с еженедельным контролем учителя. По итогам выполнения упражнений по конкретному разделу ученику выставляется оценка (в зависимости от процента правильно выполненных заданий). Таким образом осуществляется дифференцированная корректировка пробелов в знаниях учеников по этой теме.