Цель урока: Формирование знаний студентов о том, что значит услышать музыку.
Задачи урока:
- Расширять понятие «слушатель».
- Формировать умение размышлять над вопросом, что значит услышать музыку?
- Формировать умение размышлять над музыкальным материалом и анализировать его.
- Познакомить с биографией и творчеством П. И. Чайковского.
- Анализировать музыкальное произведение по схеме.
- Воспитывать интерес к музыке.
- Воспитывать музыкальную культуру у студентов.
Оборудование:
- проигрыватель,
- грамзапись,
- карточки с изображением музыкальных инструментов,
- репродукции картин с изображением музыкантов,
- краски,
- кисти,
- листы бумаги (по числу студентов),
- баночки с водой,
- портрет композитора.
Методические приемы:
- индивидуальные сообщения (поисковая работа студентов),
- работа с карточками и репродукциями (наглядно-зрительный),
- слушание грамзаписи произведений (наглядно-слуховой),
- анализ музыкального произведения с двух позиций: ученик - учитель (словесный),
- организация работы в тетрадях (письменный),
- организация работы с красками (творческая работа студентов).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного:
- вызвать трех студентов и раздать карточки с изображением музыкальных инструментов;
- студенты должны определить, какие из представленных инструментов принадлежат симфоническому оркестру, оркестру народных инструментов, детскому оркестру;
- карточки с иллюстрациями инструментов должны быть представлены группе, ответы обоснованы.
3. Игра «Звучащие картины».
- предложить вниманию студентов репродукции картин различных эпох с изображением людей, музицирующих на разных музыкальных инструментах
- с помощью наводящих вопросов определить: их принадлежность к эпохе, народной или профессиональной музыке (Приложение №1);
- по внешнему виду инструментов определить их название и исполнителей;
- сопоставить звучание народных инструментов и профессиональных: свирель - флейта, гусли - арфа - фортепиано;
- попытаться описать чувства исполнителей;
- выбрать карточку, характеризующую эмоционально-образное содержание музыки.
Вывод: изображая какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Различие же этих эмоциональных состояний является чрезвычайно важным для понимания сущности.
4. Углубление в тему.
Прежде, чем продолжить рассматривать тему «Слушатель», мы должны вспомнить и повторить все понятия и термины, которые мы будем использовать сегодня на уроке. Примерные вопросы:
- Кто такой слушатель?
- Я хочу уточнить ответ: слушает или слышит?
- Что значит услышать музыку?
- Где мы можем услышать музыку?
- Как мы можем услышать музыку?
- случайно.
- целенаправленно.
- Какую мы можем услышать музыку?
- эстрадную.
- классическую.
- духовную.
- Какую музыку мы любим слушать?
- эстрадную.
- Всю эстрадную музыку мы любим одинаково?
- Делим музыку по каким-то критериям?
- Что определяем, прежде всего?
- узнаваема (мелодия, исполнитель, название).
- близка по эмоциональному состоянию, жизненному опыту.
- понятна (по содержанию).
- А ведь вы не все знаете иностранный язык, не все можете перевести текст песни. Но мы любим иностранную музыку. А как быть с любителями серьезной музыки, почитателями джаза? Какая музыка нужнее и кому? Как вы это объясните?
- А что бы вы сказали о человеке, который любит только одни стихи, или приключения, или детективы, или одни исторические романы или любовные? Мы сказали бы, что такой читатель обедняет свой духовный мир, лишает себя общения с сокровищами литературной классики. То же и в музыке. Она не может отображать только одну сторону нашей жизни: только вечная радость, или только вечное горе. В музыке отражены все многообразие чувств, все стороны человеческого бытия. И если творения классического искусства живут века, не теряя интереса к себе новых поколений, то, наверное, в них что-то есть? Так давайте не будем выяснять: какая музыка нужнее или важнее - легкая или серьезная. А будем учиться понимать её. «Если бы всё, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - писал Серов, - музыки не было бы на свете».
Вывод: так что же значит услышать музыку? Это значит - внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, различать, познавать, оценивать. Это искусство слышать различные человеческие состояния: музыка радости и печали, музыка тревоги и покоя и т. д.
5. Знакомство с творчеством Петра Ильича Чайковского.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору...» - эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.
- портрет.
- краткая биография.
- справка о творчестве.
(Индивидуальные сообщения студентов).
6. Вступительная беседа к слушанию музыки.
- Как вы думаете: все дети любят играть? (все или почти все).
- С чем играют мальчики? (с лошадками, машинками).
- А девочки с чем играют? (с куклами).
- Как они играют? (они разговаривают с ними, гуляют, баюкают...).
Послушайте, как рассказывают об этом пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла».
7. Слушание музыки. Грамзапись.
8. Беседа-анализ.
- Какая пьеса прозвучала первой «Болезнь куклы» или «Новая кукла»?
- Чьи чувства передает музыка: куклы или хозяйки?
- Кто исполнитель?
(Выслушать и обобщить мнения студентов).
9. Практическая работа:
Вы прослушали две пьесы П. И. Чайковского. Попробуйте цветом передать настроение. Подумайте, каким тонам соответствует веселое, радостное настроение, а каким - грустное, печальное.
- раздать студентам краски, кисти, бумагу, баночки с водой;
- попросить выразить цветом настроение прослушанного произведения на основе их ассоциаций, музыкальных впечатлений и душевного состояния.
10. Домашнее задание.
Проанализировать по схеме пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Примерная схема анализа:
- Название.
- Композитор»
- Исполнитель.
- Характер, настроение, чувства.
11. Итог урока.
Оценить работу студентов.
Вывод: Музыкально-грамотный слушатель - это человек, который способен воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и отражающее её. Он может эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого, на слух определить характер музыки и характер её исполнения, а, возможно, и стиль композитора. Всему этому мы будем постепенно учиться, накапливая музыкально-слуховой опыт.
Литература для студентов:
- Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку, «Музыка»,М., 1987.
- Радынова О.П. Слушаем музыку, «Просвещение», М., 1990.