Развитие познавательной сферы является одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Организуя работу по познавательному развитию в старшей (экспериментальной) группе мы уделяем большое внимание созданию среды, способствующей самостоятельному познавательному развитию детей дошкольного возраста. Одной из форм данного направления - создание игротеки (методическое пособие к Примерной общеразвивающей программе воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста раздел «Ознакомление с окружающим миром» Т.И. Гризик). Варианты использования игротеки:
- самостоятельно ребенком;
- самостоятельно ребенком по определенному заданию педагога;
- совместно педагогом и ребенком;
- родителем и ребенком.
Цель игротеки:
- активизировать на разнообразном содержании самостоятельную познавательную активность детей;
- закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми сведения о мире;
- организовывать взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Она объединяет в себе экспериментальный уголок, библиотеку, мини-музей, игровой уголок.
Главный принцип работы познавательной игротеки заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, с этим можно играть и действовать (трогать, брать в руки, рассматривать и пр.).
Придя в игротеку, дети сами определяют, кто, чем займется. Взрослый выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта».
Игротеку могут посещать дети со своими родителями. Для этого выделен определенный день и время, пятница – с 16.00 до 18. 30, так как многие родители, а особенно мамы работают по пятницам до обеда. Родители, забрав своего ребенка из группы, могут заглянуть в познавательную игротеку и приятно провести время со своим ребенком. Такие посещения имеют особую значимость для развития детей, для формирования положительных взаимоотношений между ребенком и его близкими. Здесь происходит содержательное общение родителей с ребенком (вместе обсуждают, рассматривают, решают, играют). Дети очень любят пояснять, комментировать, демонстрировать свои знания именно близким людям. А родители имеют возможность оценить своего ребенка; увидеть его познавательные предпочтения и интересы и на этой основе спланировать семейные мероприятия, способствующие познавательному развитию их малыша.
Материал познавательной игротеки представлен дидактическими и настольно-печатными играми разной направленности; иллюстративным материалом разной тематики; игровыми панно (магнитными, бумажными и т.п.); разнообразными коллекциями, демонстрационными экспонатами; оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений и многим другим. В игротеке предусмотрено место для познавательной литературы, альбомов, наборов открыток. В дальнейшем планируем приобрести стеллаж для тематических выставок.
В игротеке планируются разные виды познавательной активности детей: созданы условия для наблюдений, проведения элементарных опытов и экспериментов, для рассматривания различных объектов, познавательных игр, практической деятельности с целью закрепления и уточнения определенной информации, развития мелкой моторики рук. Предусматривается работа с аудиоплеерами, с помощью которых, дети прослушивают аудиокассеты (со сказками, стихами, песнями) и записи, специально сделанные педагогами. Работа в игротеке планируется таким образом, чтобы в рамках одного содержания сочетались разные виды деятельности.
Все материалы игротеки снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей. Они предназначены для чтения детям взрослыми. Записки закрепляем рядом с экспонатами, вкладываются в игры. Особенно важны пояснительные записки для родителей. В пояснительных записках даются: описание правил игр; лаконичная познавательная информация; задания и упражнения; вопросы.
Познавательная информация в пояснительных записках дается в адаптированном виде, так как рассчитана на то, что взрослый зачитывает ее ребенку. При этом (очень часто) открытие делает не только ребенок, но и взрослый, находящийся рядом. Организуя такую форму работы как «игротека» учитываются дидактические принципы Примерной образовательной программы.
Познавательная игротека охватывает самое разнообразное содержание. Здесь представлен и мир природы, и мир человека.
Организация работы в познавательной игротеке по теме: «Земля»
Основные материалы
- Глобус, карты: физическая, географическая, карта «Животный и растительный мир Земли».
- Фотографии с изображением Земли из Космоса.
- Настольная лампа.
- Лупа.
- Компас, панно «Круглый год»
- Аудиоплеер.
- Запись песни: «Дадим шар земной детям».
Полочка умных книг:
- Н.Сладков «Разноцветная Земля».
- Энциклопедии:
- «Окружающий мир»
- «Ответы на вопросы»
- «Отчего и почему»
- «Мир вокруг»
Виды работы
Рассматривание глобуса (картинок с изображением глобуса).
Пояснительная записка:
Посмотри на глобус нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Посмотрев на глобус, что можно узнать о нашей планете? Какой формы Земля? Есть ли на ней суша? Много на нашей планете воды?
Практическая деятельность.
Демонстрация вращения Земли вокруг Солнца с помощью модели глобуса, вращающего по круговой орбите, вокруг зажженной лампочки, символизирующей Солнце.
Пояснительная записка:
А задумывались ли вы когда-нибудь, почему после дня следует ночь? А затем опять приходит день и так все время?
Это потому что земля, имеющая форму шара, постоянно вращается вокруг своей оси. Вращаясь, земля подставляет солнечным лучам то один, то другой бочок. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа. Земной шар не только вращается вокруг своей оси , но еще и движется вокруг Солнца. Путь вокруг Солнца Земля проходит в течении 365 дней. Этот период времени мы называем годом.
Работа с компасом и панно «Круглый год»
Пояснительная записка:
При годовом движении вокруг Солнца Земля бывает обращена к нему то северной частью, то южной. Когда больше освещена северная часть земного шара , там наступает лето. Солнце высоко поднимается над линией горизонта, приносит много тепла .В южной части в это время зима. Но через полгода будет все наоборот. Другой бочок Земли (Южное полушарие) будет греться под лучами солнышка, и тогда там будет лето, а в северном полушарии – зима .Если оба полушария освящены одинаково, то наступает весна или осень, но в обоих полушариях всегда разные времена года.
Возьми маркер и отметь на панно: Какое сейчас время года? Текущий месяц. Расскажи стихотворение С. Маршака «Круглый год».
Определи с помощью компаса – север, юг, запад, восток.
Работа с картой и глобусом.
Пояснительная записка.
Посмотри на глобус и карту. Какие цвета вы видите на них? (Белый, синий, зеленый, коричневый, желтый).
Рассмотрение книги Н.Сладкова «Разноцветная Земля».
Наша Земля самая красива. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, какое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери и, конечно же, люди, то есть мы с вами.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте нашу красавицу Землю.
Игра «Путешествие под Российским флагом».
Пояснительная записка:
В руках у ребенка Российский флаг. Ребенок совершает путешествие на две замечательные точки земного шара – северный полюс, южный полюс . Задание на воображение: Что и кого мы там встретим? Что встретилось нам на пути?
Работа с аудиоплеером.
Пояснительная записка:
«Чудесные звуки Земли»
Закрой глаза и послушай пение птиц, звон ручьев, капели, музыку дождя, насекомых и т.д.
Что сможешь ты сделать для сохранения нашей планеты? Земля это наш дом и от ее самочувствия зависит наша жизнь.
Дидактическая игра «Полет в космос»
Пояснительная записка.
В космосе побывало чуть больше 400 человек. Теперь у тебя есть шанс составить им компанию и отправиться в увлекательное путешествие к звездам – для этого нужно надеть волшебные очки…
Путешествие окончено, ты приземлился на планету Земля.
Дидактическая игра «Географическое лото».
Пояснительная записка.
Играют два человека. Цель игры – как можно быстро и правильно закрыть свои поля маленькими карточками
«Познавательная литература».
Пояснительная записка.
Красива и удивительна наша Земля. Сколько живет человек, он всегда (всю жизнь) любуется ее красотами и постигает ее секреты и тайны. Если хочешь расширить свои знания, то познакомься с энциклопедиями. Разучи отрывки из стихотворения Е.Королевой «Земля – наш светлый дом».
Книги по обоюдному желанию родителей и ребенка можно взять на время домой.