Безмерна роль наук в открытии законов
В создании машин, воздушных кораблей,
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших днейПусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, может, и ученым,
И будешь честно Родине служить!
Игра проводится в декаду естественно-научных дисциплин. Мероприятие позволяет в игровой форме показать связь естественно-научных и специальных дисциплин колледжа, выявить общий кругозор учащихся, способствует развитию интереса к предметам, созданию ситуации успеха.
Вступление
В1:
Зачем архипелаги открывать?
Не лучше ли улечься на кровать?
Зачем у океана щупать дно?
В любом тазу заметнее оно.Зачем летать к Венере и к Луне?
Не лучше ли когда они в окне?!
Зачем срывать затворы с теорем?
Скажите мне зачем? Зачем? Зачем?А всё затем, иначе бы Земля
Осталась бы на уровне нуля!
В2:
Люди веруют в поезда.
Люди веруют в города,
Люди веруют в реки серые,
В море синее и суда.Люди едут, летят, плывут.
Их всё время дали зовут.
Люди счастья на свете ждут –
До ста лет на Земле живут.Поезда грохочут во мгле
Города шумят на Земле
Горы синие, ветры сильные
На кострищах угли в золе.По морям плывут корабли
Люди в воздухе – короли
Не хватает людям Земли
Люди в космос уже вошли.
Ход игры
В1: Дорогие друзья! Уважаемые педагоги! Уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашем общем Празднике – интеллектуальном марафоне “В эфире первокурсники”.
В2: Сегодня праздник знаний, в котором участвуют студенты 1 курса нашего колледжа. Представление участников конкурса.
В1: Перед Вами наша студенческая элита, самые умные студенты колледжа, которые будут защищать честь своей группы.
В2: Символами нашего интеллектуального марафона являются Мудрая сова и ключ к знаниям.
В1:
Экран нас манит!
Мы листаем программы.
Он как магнит.
В нём и ведьмы, и дамы.
И ветры, и тайны открытый поток!
Фильмов лавина – насмотришься впрок!
Но снова листаем страницы программы
И новое ищем среди этой гаммы!
Ну что же, мы готовы открывать новое – в эфире внекабельное TV и три его канала:
- 1 канал-тур – “Счастливый случай” (Приложение 1).
- 2 канал-тур – фирма “Поиск” (Приложение 2).
- 3 канал-тур – “Умники и умницы” (Приложение 3).
В2: Включайте и выбирайте. За работой эфира и её слушателями строго следит главная редакция вещательных программ в составе : … ( представление жюри).
В1: Любой канал начинает с утренней передачи. Вот и мы встали и пошли с утренней передачей “С той ноги”. (Выход команд: эмблемы, костюмы, названия команд, девиз. Правила игры).
В2: Корреспонденты газеты “Из головы в голову” желают срочно познакомиться с новыми каналами и задать им свои вопросы. Они не смогли приехать на эфир, поэтому прислали вопросы по почте в редакцию 1 канала “Счастливый случай”. Командам предстоит поочерёдно выбирать предмет и вопрос и в течение 1 минуты дать ответ. Правильно данный ответ оценивается в 3 балла. А сейчас предоставляется слово жюри.
В1: Редакция канала “Счастливый случай” сообщает корреспондентам газеты “Из головы в голову”, что в эфире отвечали на вопросы 6 команд, из которых наиболее отличились ... группы, о дальнейших успехах которых Вы сможете узнать на 2 канале “Поиск” (одна из команд выбывает).
В2: Мы сбились с ног. 39 вопросов за эту неделю остались нерешёнными. Нам нужны были люди, лучшие из лучших. Агентство универсального розыска “АУР” нашли таких среди студентов ОКТТ. Группы...
Ну, соратники – за дело:
Чтим и ценим Ваш совет.
И жюри, наш прокурор,
Вынесет свой приговор.
Командам предлагается выбрать поочерёдно по 2 вопроса из любого предмета. Задания оцениваются в 4 балла. Предоставляется слово жюри.
В1: Редакция канала “Поиск” объявляет об итогах решения сложных вызовов, скопившихся в агентстве, прибывшими на передачу студентами первокурсниками. Из 33 вызовов остались нераскрытыми 23 вызова. Лучшими из лучших стали... (выбывают 2 команды, остаются 3).
В2:
В эфире 3-й канал “Умники и умницы”.
Давно уже Мы с Вами не встречались,
И, наконец, настал; друзья, тот час,
Когда мы рады снова видеть Вас.
Чтоб имя дать своей команде,
Пятёрку в степень возвести,
На “пять” конечно же, сражаться надо,
Тем самым краткий путь
К сердцам жюри найти.
Ваша победа зависит от Вас, как функция от аргумента. Вперёд! (Выбор вопросов по 5 баллов)
В1: Ну что же, почти на все вопросы вы ответили. Вас увидели, Вас услышали, ну а лучших – запомнили. Победителей, конечно же, поздравили. (Предоставляется слово жюри)
Эфир заканчивает своё вещание. До новых встреч в эфире “Второкурсник ОКТТ”.
Слово командам, как они оценили свою работу, поднимите, пожалуйста, сигнальные карточки.
Закончился двадцатый век,
Куда стремишься, человек!
Изучены космос и море,
Строение звёзд и вся Земля
Но всех Вас зовёт известный лозунг
Прогрессио – это движение вперёд!
Поверь в себя и ты всё сможешь,
Иди вперёд – и победишь!
Правила игры
- Состав команд: 2 человека от группы.
- Игра проводится в три тура:
- 1 тур – каждая команда по очереди выбирает 2 задания по три балла “Счастливый случай”.
- 2 тур – каждая команда по очереди выбирает 2 задания по четыре балла “Фирма поиск”.
- 3 тур – каждая команда по очереди выбирает 3 задания по пять баллов “Умники и умницы”.
В резерве 14 задач на случай, если команды набирают равное количество баллов, команды отвечают до выявления победителя.
- На подготовку вопроса 1-2 мин., сигналом ответа является удар гонга.
- Если команда, выбиравшая вопрос не может на него ответить, ответ может дать та команда, которая первая поднимет флажок.
- В конце участники трёх оставшихся команд оценивают свое отношение к игре поднятием сигнальной карточки с изображением оценки сегодняшнего марафона.
- В подведении итогов жюри оценит форму, эмблему, название команд.
- На доске таблица результатов ответа.
группа | 1 тур | II тур | III тур | итог |
Вопросы по физике
3 балла:
- Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
- Уравнение движения тела x = 2 + 4t – 6t2. Чему равно ускорение тела?
- Можно ли поднять с земли тело, приложив к нему силу, равную силе тяжести?
4 балла:
- Почему в мороз снег скрипит под ногами?
- Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом?
- Почему облака осенью бывают ниже, чем летом?
5 баллов:
- Можно ли получить P-n-переход, произведя вплавление олова в германий или кремний?
- Как легче сдвинуть с места железнодорожный вагон: прилагая силу к корпусу вагона или к верхней части обода колеса?
- Если тепловоз резко трогается с места, может произойти разрыв сцепления вагонов. Почему? В какой части поезда, скорее всего, произойдёт разрыв?
Ответы по физике
3 балла:
- Явление инерции: ртуть движется, а термометр останавливается.
- Нет. Чтобы тело двигалось вверх, надо сообщить ему ускорение. Поэтому, вначале действующая на тело сила должна быть больше силы тяжести.
4 балла:
- Ломаются сотни тысяч снежинок-кристалликов.
- У воды большая удельная теплоёмкость.
- Осенью холодные слои воздуха, где происходит конденсация пара, лежат ниже.
5 баллов:
- Нет, тк как все они 4-х валентные.
- Во втором случае требуется вдвое меньшая сила, т.к. мгновенная ось вращения колеса проходит через точку касания его с рельсом.
- Силы молекулярного взаимодействия создают определённую прочность материала сцепок поезда. Если тепловоз резко трогает с места, то вследствие инертности состава и действия сил сопротивления в сцепках возникает напряжение растяжения, иногда превышающее предел прочности материала. Произойдет разрыв сцепок. Если сцепки были натянуты, то разрыв произойдет ближе к тепловозу, т.к. здесь наибольшая сила натяжения.
Вопросы по географии
3 балла:
- Самая полноводная река на планете?
- Самая большая высота суши над уровнем океана?
- Самый широкий пролив на Земле?
4 балла:
- Что входит в состав океанической воды?
- Кто впервые из европейцев открыл Тихий океан?
- Самый высокий водопад на Земле?
5 баллов:
- В каком из океанов находится уникальное Саргассово море, которое не имеет берегов и имеет высокую солёность?
- Самый большой древний океан на планете?
- Самое крупное их высокогорных озёр мира?
Ответы по географии
3 балла:
- Амазонка.
- 8.848 м, гора Эверест.
- Дрейка.
4 балла:
- Соль.
- Маггелан.
- Анхель в Южной Америке.
5 баллов:
- Атлантический океан.
- Тихий океан.
- Озеро Титикака в Южной Америке.
Вопросы по информатике
3 балла:
- Первоначальный смысл английского слова “компьютер”?
- Двоичную систему счисления впервые предложил...
- Первую вычислительную машину изобрел...
4 балла:
- Кем была написана первая программа?
- Современную организацию ЭВМ предложил...
- Первая ЭВМ появилась в ...
5 баллов:
- Первая ЭВМ называлась?
- Машины первого поколения были созданы на основе...
- Что представляет собой большая интегральная схема?
Ответы по информатике
3 балла:
- Человек, производящий расчеты.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц.
- Чарльз Беббидж.
4 балла:
- Ада Лавлейс.
- Джон фон Нейман.
- 1946 год.
5 баллов:
- ЭНИАК.
- Электронно-вакуумные лампы.
- Транзисторы, расположенные на одной плате.
Вопросы по химии
3 балла:
- В названии какого химического элемента содержится имя египетского бога солнца и название реки?
- В названии какого химического элемента встречается название двух животных?
- В названиях каких химических элементов встречаются названия городов и стран?
4 балла:
- Что означает в переводе с греческого слово "медь"?
- Кем и когда был открыт фтор?
- Кто из учёных первым открыл бензол?
5 баллов:
- Назовите продукт реакции:
- Назовите продукты реакции:
- Назовите вещество:
Ответы по химии
3 балла:
- Радон.
- Мышьяк.
- Германий, Франций, Дубний, Самарий.
4 балла:
- “Купрос”.
- К. Шиле, 1771 год.
- М. Фарадей.
5 баллов:
- (сумма)
- Ацетилен – (гидроксид кальция).
- Гексацианоферрат калия.
Вопросы по математике
3 балла:
- В доме сто квартир. Сколько раз на табличке написана цифра 9?
- Без чего не могут обойтись охотник, барабанщик и математик?
- Могут ли плоскости иметь только одну общую точку?
4 балла:
- “Химия – правая рука физики, математика – её глаз”. Кому принадлежат эти слова?
- В древности такого термина не было. Его ввёл в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает “спица колеса”. Что это?
- Какой стол устойчивее – на трёх или четырёх ножках?
5 баллов:
- На станцию привезли 420 т. угля в вагонах вместимостью по 15 т, 20 т, 25 т. Сколько и каких вагонов было использовано, если известно, что всего было 27 вагонов?
- В следующих словах переставлены некоторые буквы. Восстановите первоначальные слова. 1) сдетья; 2) мамус; 3) ыстчая; 4) иклейна; 5) зарстонь. Один балл за каждое слово.
- Могут ли пересекаться плоскости, параллельные одной и той же прямой?
Ответы по математике
3 балла:
- 20
- Без дроби.
- З. Нет.
4 балла:
- Михаил Васильевич Ломоносов.
- Радиус.
- На трёх ножках.
5 баллов:
- Пусть x, y,z – вагоны вместимостью 15 т., 20 т., 25 т. Соответственно, тогда имеем:
Так как x, y,z – натуральные числа, то y = 1, z = 1, x = 25.
Ответ: было использовано 25 вагонов по 15 т., один вагон по 20 т. и один вагон по 25 т.
- 1) десять
2) сумма
3) тысяча
4) линейка
5) разность
- Да, так как если прямая параллельна плоскости, то она по признаку параллельности прямой и плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в плоскости, а этой прямой может быть линия пересечения плоскостей.
Таблица результатов
Группа | 1 тур | 2 тур | 3 тур | Итого | |||||
оформление | 1 вопрос | 2 вопрос | 1 вопрос | 2 вопрос | 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | ||