Урок информатики в 1-м классе на тему "Классификация предметов по их признакам и действиям"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить описывать предметы по их признакам (название, цвет, форма, размер, материал) и действиям.
  2. Учить обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку.
  3. Развивать творческие способности, память, речь, внимание.
  4. Развивать умения работать на компьютере (пользование компьютерной мышью, назначение клавиши Enter).

Оборудование:

  • учебно-методический комплекс «Радуга в компьютере».
  • учебник – тетрадь для 1-го класса «Информатика в играх и задачах» (А.В.Горячев и др.)
  • карточки с предметными картинками для описания.
  • карточки с названием признаков.
  • украшение для класса (елка, мишура, Дед Мороз, новогодние игрушки…)
  • карточки к № 63.

Ход урока

1.Организация класса

Учащиеся заходят в компьютерный класс, встают у своих парт, приветствуют учителя, садятся на места.

2. Сообщение темы урока.

Звучит музыка Чайковского «Времена года» (зима, вьюга).

Класс украшен елями, сосульками, новогодними игрушками, мишурой, на окне – изображение деда Мороза.

Ученик рассказывает стихотворение (под музыку):

Серебристый, нежный, пышный,
Легкий, беленький, неслышный,
Он ложится по дорожкам:
Тут немножко…
Там немножко…
Дед Мороз, Красный Нос!
Ты побольше снега сбрось,
Чтоб сегодня же на санках
Прокатиться удалось!

Сегодня мы с вами попали в не обычный класс, а в снежное царство Деда Мороза.

-Какой праздник скоро придет к нам в гости? (Новый год).

Многие дети уже заказали новогодние подарки Деду Морозу.

Дед Мороз весь в делах: ему надо успеть заглянуть в окошко к  каждому  и выполнить пожелания добрых, прилежных, воспитанных ребят.

-Поможем ему в этом?

Своими знаниями, хорошей работой на уроке вы поможете деду Морозу справиться с его работой быстрее.

За каждый правильный ответ на нашей елке будет появляться новогодняя игрушка.

3. Повторение изученного материала.

1) У каждого на парте карточка с изображением  предмета.

Вам нужно описать этот предмет, т.е. назвать его признаки, составные части и действия, чтобы ребята могли догадаться, что это.

-Вначале вспомним, какие признаки предметов вы знаете? (Цвет, форма, размер).

Во время беседы учитель вывешивает карточки с планом описания.

По этим признакам опишите елку.(Зеленая, большая, высокая, треугольная).

-Назовите составные части елочки. (Елка состоит из ствола, веток, иголок).

-Что может делать елочка или что можно с ней делать? (Елка может расти, радовать. Ее можно украшать, наряжать, вокруг нее водить хороводы).

Сейчас по этому же плану опишите свой предмет.

Ученик описывает предмет, другие ребята отгадывают его название.

План на доске:

  1. Признаки предмета (цвет, форма, размер).
  2. Составные части предмета.
  3. Действия предмета.

Итог.

На нашей елке появились первые игрушки.

2) №59

А теперь посмотрим, правильно ли художник нарисовал зимние картинки. Правильные иллюстрации раскрасим, а неправильные - перечеркнем одной чертой.

Рассмотрите первую картинку, правильно ли ее изобразил художник? (Да).

А разве на елке растут шары и бусы? (Это новогодняя елка, наряженная разными игрушками).

Раскрасьте эту картинку.

Рассмотрите 2-ю картинку. (Она неправильная).

Почему? Разве цветы и грибы не растут в лесу? (Это зимний лес, в нем не могут расти цветы и грибы).

3-я картинка. Разве нельзя слепить в лесу снеговика? (Неправильная.Летом снеговика лепить не из чего, и он растает).

4-я картинка? Почему? Может Незнайка, закаленный спортсмен? (Неправильная.Зимой в трусах на лыжах не катаются даже закаленные спортсмены).

Молодцы! Художнику не удалось вас запутать. Вы справились с заданием (повесить  на елку игрушку).

3) №63

Дед Мороз приготовил подарок для Хрюши, но перепутал его с другими подарками.

Давайте Хрюше поможем найти свой подарок.

У учителя все предметы вывешены на доске.

Убрать:

  1. Погремушку
  2. Юлу
  3. Пирамиду
  4. Машину
  5. Мяч
  6. Воздушный шарик

Учащиеся читают задание по порядку и убирают названный предмет.

Самолет – это и есть подарок для Хрюши.

Учитель вывешивает очередную игрушку на елку.

4. Физпауза.

Игра «Бывает – не бывает»

Если бывает, то учащиеся стоят, не бывает – садятся.

  1. Медведь зимой спит.
  2. Зимой все деревья стоят зеленые.
  3. В январе в лесу распускаются цветы.
  4. Зимой дети катаются на лыжах и санках.
  5. После зимы наступает долгожданная осень.
  6. Заяц зимой белый.
  7. 1-го января начнется Новый год.
  8. Зимой кругом лежит снег.
  9. В декабре в лесу много грибов.

5. Работа на компьютере.

Вы хорошо работали, а, значит, помогли Деду Морозу упаковать все игрушки. Дед Мороз отправляется в далекое путешествие по всем странам мира.

Игра «Раскраска» (рисунок № 16) (УМК «Радуга в компьютере»)

Объяснение правил игры.

А сейчас нам осталось накрыть стол. Одно из полезных лакомств – фрукты. Самые внимательные соберут достаточное количество фруктов на новогодний стол.

Игра «Запомни» (УМК «Радуга в компьютере»)

Учащиеся садятся за компьютеры и начинают работать.

6. Подведение итогов урока.

Посмотрим на результат вашей работы.

Красивая ли у нас елка?

Молодцы, вы работали хорошо, и эта елка будет теперь стоять у нас на всех уроках до января и радовать  учеников.