Цель:
- Обобщение знаний учащихся о творчестве детского писателя С.Я. Маршака на основе прочитанных произведений (стихотворений, пьес).
- Развитие творческой активности, положительной мотивации к чтению.
- Формирование умения творчески применять знания в новой ситуации, развитие мышления, речи и навыков выразительного чтения.
Место проведения: актовый зал школы.
Оборудование:
- оформление сцены: портрет писателя, плакат «Бенефис С.Я Маршака»;
- выставка книг писателя, выставка рисунков учащихся;
- костюмы для инсценировки пьесы «Петрушка»;
- грамоты за лучшие рисунки, закладки с портретом С.Я. Маршака;
- мультимедийная система.
Ход мероприятия
Все учащиеся под музыку входят в актовый зал.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать побольше об очень хорошем человеке - известном детском писателе. А проведём мы нашу встречу в форме Устного журнала.
Первая страничка называется: «Отгадай кто он?»
Ученик 1: Если кто-нибудь начнет грузить в вагон всякую всячину: пакеты, чемоданы, ящики, сумки, то и дело беспокойно пересчитывать их при этом, роняя, суетясь, непременно уж послышится со стороны: "Да, как говорится, дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, корзинку, картину, картонку..." А кто-то добавит: "Еще бы сюда маленькую собачонку",
Оставит нечаянно какой-нибудь гражданин-зевака портфель на прилавке, и мы тотчас же скажем: "Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!" Над мальчуганом, взявшимся что-то мастерить, но все поломавшим, подшутят:
"Эх ты, мастер-ломастер".
Может быть, и не поймет иностранец, откуда взялось такое прозвище, но зато почти всякий россиянин, будь он почетный гражданин в летах или малыш, знает, откуда повелись эти веселые, меткие запоминающиеся слова.
Они пришли в нашу жизнь из хорошо известных детских книжек, А сочинил эти книги любимый ребятами, ставший знаменитым среди взрослых детский писатель. А как его фамилия, вы узнаете, разгадав кроссворд, состоящий из загадок, придуманных этим замечательным человеком.
Презентация: слайд №1
Кроссворд;
1.
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч.)
2.
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью. (Сапоги)
3.
Под Новый год
ришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь.)
4.
Пучеглазая особа.
Из болота смотрит в оба.
Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,
Вот и все ее слова. (Лягушка.)
5.
Мы ходим ночью,
Ходим днем, но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)
6.
Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И селедка на носу. (Очки.)
(Учащиеся называют ответы и получают закладки.)
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Фамилия этого детского писателя Маршак, а зовут его Самуил Яковлевич.
Презентация: слайд №2
Ведущий: Вторая страничка нашего журнала называется «Познавательная».
На ней мы узнаем, каким был С.Я. Маршак и его биографию.
Ученик 2: Родился он, ребята, еще в позапрошлом веке, в 1887 г., в г. Воронеж. Отец его был талантливейшим человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала' с места на место. Учился Маршак сначала в городе Остроготске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге. Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, любимыми авторами стали для него Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Заручившись поддержкой нескольких журналов и газет, молодой литератор уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко, серьезно изучает английский язык. Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком: английские народные баллады и стихотворения английских поэтов в его переводах очень популярны у нас. После революции Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом. Об этом одна из его лучших сказок "Двенадцать месяцев».
Ученик 3: Чудесным своим талантом С. Маршак, радовал детей много-много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его книга. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок, пьес этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по-новому интересной, когда Самуил Яковлевич взялся за неё и придумал стихи про каждую из букв – «От А до Я»
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
Ученик 4: Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали перед нашими глазами в книге Самуила Яковлевича 'Круглый год". Вот, например, месяц январь:
Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Или май:
Распустился ландыш в мае,
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
Ученик 5: Миллионы мальчишек идевчонок помнят его стихи наизусть. Например, книга о верном и неутомимом письмоносце, который в любую погоду и по любому адресу вовремя доставит почту:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
-Это он,
-Это он,
Ленинградский почтальон.
А кто не помнит ловких храбрых артистов 13 стихотворения "Цирк".
Жонглеры-медвежата,
Собаки-акробаты,
Канатоходец - слон,
Всемирный чемпион.
Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.
Познавательна история о том, как живут "Детки в клетке" - зверята в зоологическом саду.
Эй, не стойте слишком близко!
Я тигренок, а не киска!
Я страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь - я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь - я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не умею.
Ученик 5: Для того чтобы рассказать обо всем этом, потребовались и огромный писательский талант, и самые разнообразные знания, и постоянный труд, заполнявший всю жизнь писателя до самого последнего ее дня.
Другой известный писатель, Корней Иванович Чуковский, однажды весело рассказывал, что знал не одного, а пятерых Маршаков: Маршака - детского поэта, Маршака, пишущего стихи для взрослых, Маршака - автора пьес для театра, Маршака - переводчика, который сделал понятными русским читателям многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, венгерском,
Презентация: слайд №3
Ведущий: Следующая страничка нашего журнала называется «Известный неизвестный Маршак».
Сейчас ребята прочитают вам стихотворения, которые малоизвестны широкому кругу читателей.
Ученики читают стихи:
- «Если бы да кабы…»,
- «Помощница»,
- «Не так»,
- «Про одного ученика и шесть единиц».
Ведущий: Сейчас, ребята, мы попросим вас прочитать стихи С.Я.Маршака, которые знаете (дети из зала выходят на сцену и читают наизусть стихи и получают закладки).
Ведущий С.Я. Маршак особенно плодотворно работал после Великой Отечественной войны. В стране наступил мир. Началось мирное строительство. Ей нужны были строители, рабочие, врачи, Стране нужны были граждане, верящие в своё дело, трудолюбивые, готовые преодолеть любые препятствия. Поэтому в детской литературе того времени важное место занимает тема воспитания таких граждан. А как сделать, чтобы воспитание не было нудным и скучным? Самуил Яковлевич поставил задачу: сделать стихи умными, весёлыми, поучительными.
- Посмотрим, как это получилось у учеников 3 класса. Итак, инсценировка стихотворения «Кот и лодыри».
Страница нашего журнала, которую мы представляем вашему вниманию, называется «Театральная»
- Учащиеся показывают инсценировки стихотворения «Кот и лодыри».
Ведущий: Самым весёлым из сказочных персонажей всегда был Петрушка. Озорной, непосредственный, всегда найдёт выход из трудной ситуации. Внимание! Встречайте – Петрушка!
- Учащиеся показывают пьесу «Петрушка».
Ведущий: Завершает наш Устный журнал страничка «Загадочная» Сейчас, ребята, мы посмотрим как вы знаете произведения С.Я.Маршака.
Викторина. (Дети проверяют правильность ответов на слайде. За правильные ответы получают закладки)
Презентация: слайд №4
I. Слово заблудилось.
1.
Эй, не стойте слишком близко
Я рысёнок, а не киска. (тигрёнок)
2.
Дали тапочки слону.
Взял он тапочку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре! (туфельку)
3.
Бедный маленький верблюд:
Есть малышке не дают,
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра. (ребёнку)
II. Доскажи словечко.
- Жил человек рассеянный на улице Бассеянной.
Сел он утром на кровать,
/Стал рубашку надевать./ («Вот какой рассеянный».)
- Пела ночью мышка в норке:
Спи, мышонок, замолчи:
/Дам тебе я хлебной крошки
И огарочек свечи./ («Сказка о глупом мышонке»).
- Дама сдавала в багаж:
Дива, чемодан, саквояж
/Картину, корзину, коробку
И маленькую собачонку./ («Багаж»).
- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
/С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?/ («Почта»).
Презентация: слайд №5
III. Портреты героев (Кто это и из какого произведения).
1.
Кто это у вас?
Это моя дочка.
А почему у вашей дочки серые щёчки?
Она давно не мылась.
А почему у неё мохнатые лапы и усы как у папы?
Она давно не брилась. («Усатый – полосатый»)
2.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей формной фуражке?
Это он, это он Ленинградский почтальон. («Почта»)
3.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказались это брюки.
Надевать он стал пальто – говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: Не ваши.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки. («Вот какой рассеянный»)
4.
Ищут пожарные,
Ищут милиция.
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то лет 20.
«Рассказ о неизвестном герое»
Ведущий: Вот мы и перелестнули последнюю страничку нашего журнала.
IV. Награждение участников за лучшие рисунки.
(Грамотами и закладками с названиями произведений С.Я.Маршака награждаются ученики, принявшие участие в конкурсе рисунков по произведениям Маршака.)
Ведущий: До свидания, ребята. Читайте произведения С.Я.Маршака.