Бенефис С.Я. Маршака (в форме устного журнала для учеников 1-4-го классов)

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Обобщение знаний учащихся о творчестве детского писателя С.Я. Маршака на основе прочитанных произведений (стихотворений, пьес).
  2. Развитие творческой активности, положительной мотивации к чтению.
  3. Формирование умения творчески применять знания в новой ситуации, развитие мышления, речи и навыков выразительного чтения.

Место проведения: актовый зал школы.

Оборудование:

  • оформление сцены: портрет писателя, плакат «Бенефис С.Я Маршака»;
  • выставка книг писателя, выставка рисунков учащихся;
  • костюмы для инсценировки пьесы «Петрушка»;
  • грамоты за лучшие рисунки, закладки с портретом С.Я. Маршака;
  • мультимедийная система.

Ход мероприятия

Все учащиеся под музыку входят в актовый зал.

Ведущий: Дорогие ребята! Сего­дня мы с вами собрались, чтобы узнать побольше об очень хорошем человеке - изве­стном детском писателе. А проведём мы нашу встречу в форме Устного журнала.

Первая страничка называется: «Отгадай кто он?»

Ученик 1: Если кто-нибудь начнет грузить в вагон всякую всячину: пакеты, чемоданы, ящики, сумки, то и дело бес­покойно пересчитывать их при этом, роняя, суетясь, непременно уж послышится со стороны: "Да, как говорится, дама сдавала в ба­гаж: диван, чемодан, саквояж, корзинку, кар­тину, картонку..." А кто-то добавит: "Еще бы сюда маленькую собачонку",

Оставит нечаянно какой-нибудь гражда­нин-зевака портфель на прилавке, и мы тот­час же скажем: "Вот какой рассеянный с ули­цы Бассейной!" Над мальчуганом, взявшимся что-то мастерить, но все поломавшим, под­шутят:

"Эх ты, мастер-ломастер".

Может быть, и не поймет иностранец, от­куда взялось такое прозвище, но зато почти всякий россиянин, будь он почетный гражда­нин в летах или малыш, знает, откуда повелись эти веселые, меткие запоминающиеся слова.

Они пришли в нашу жизнь из хорошо из­вестных детских книжек, А сочинил эти книги любимый ребятами, ставший знаменитым среди взрослых детский писатель. А как его фамилия, вы узнаете, разгадав кроссворд, состоящий из загадок, придуманных этим за­мечательным человеком.

Презентация: слайд №1

Кроссворд;

1.

Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч.)

2.

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья,
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью. (Сапоги)

3.

Под Новый год
ришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь.)

4.

Пучеглазая особа.
Из болота смотрит в оба.
Ква-ква-ква, да ква-ква-ква,
Вот и все ее слова. (Лягушка.)

5.

Мы ходим ночью,
Ходим днем, но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)

6.

Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И селедка на носу. (Очки.)

(Учащиеся называют ответы и получают закладки.)

А теперь посмотрим, что же у нас полу­чилось. Фамилия этого детского писателя Маршак, а зовут его Самуил Яковлевич.

Презентация: слайд №2

Ведущий: Вторая страничка нашего журнала называется «Познавательная».

На ней мы узнаем, каким был С.Я. Маршак и его биографию.

Ученик 2: Родился он, ребята, еще в позапрошлом веке, в 1887 г., в г. Во­ронеж. Отец его был талантливейшим чело­веком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала' с места на место. Учился Маршак сначала в городе Остроготске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге. Сочинять стихи он на­чал раньше, чем научился писать, любимыми авторами стали для него Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Заручив­шись поддержкой нескольких журналов и га­зет, молодой литератор уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском универси­тете и глубоко, серьезно изучает английский язык. Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком: английские народные балла­ды и стихотворения английских поэтов в его переводах очень популярны у нас. После ре­волюции Маршак работал в детских журна­лах, писал стихи для детей, пьесы для дет­ского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал пи­сать для детей. Он твердо верил в победу до­бра, справедливости над жестокостью и злом. Об этом одна из его лучших сказок "Двенадцать месяцев».

Ученик 3: Чудесным своим та­лантом С. Маршак, радовал детей много-много лет. И сегодня дети с тем же удоволь­ствием читают его книга. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок, пьес этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по-но­вому интересной, когда Самуил Яковлевич взялся за неё и придумал стихи про каждую из букв – «От А до Я»

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

Ученик 4: Обыкновенный кален­дарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и от­тенки природы по-новому засверкали перед нашими глазами в книге Самуила Яковлеви­ча 'Круглый год". Вот, например, месяц ян­варь:

Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Или май:
Распустился ландыш в мае,
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

Ученик 5: Миллионы мальчишек идевчонок помнят его стихи наизусть. На­пример, книга о верном и неутомимом пись­моносце, который в любую погоду и по любо­му адресу вовремя доставит почту:

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
-Это он,
-Это он,
Ленинградский почтальон.

А кто не помнит ловких храбрых артистов 13 стихотворения "Цирк".

Жонглеры-медвежата,
Собаки-акробаты,
Канатоходец - слон,
Всемирный чемпион.
Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.

Познавательна история о том, как живут "Детки в клетке" - зверята в зоологическом саду.

Эй, не стойте слишком близко!
Я тигренок, а не киска!
Я страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь - я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь - я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не умею.

Ученик 5: Для того чтобы рас­сказать обо всем этом, потребовались и ог­ромный писательский талант, и самые разно­образные знания, и постоянный труд, запол­нявший всю жизнь писателя до самого последнего ее дня.

Другой известный писатель, Корней Ива­нович Чуковский, однажды весело рассказы­вал, что знал не одного, а пятерых Маршаков: Маршака - детского поэта, Маршака, пишу­щего стихи для взрослых, Маршака - автора пьес для театра, Маршака - переводчика, ко­торый сделал понятными русским читателям многих поэтов, писавших на английском, ла­тышском, казахском, армянском, украин­ском, чешском, литовском, еврейском, венгерском,

Презентация: слайд №3

Ведущий: Следующая страничка нашего журнала называется «Известный неизвестный Маршак».

Сейчас ребята прочитают вам стихотворения, которые малоизвестны широкому кругу читателей.

Ученики читают стихи:

  • «Если бы да кабы…»,
  •  «Помощница»,
  •  «Не так»,
  •  «Про одного ученика и шесть единиц».

Ведущий: Сейчас, ребята, мы попросим вас прочитать стихи С.Я.Маршака, которые знаете (дети из зала выходят на сцену и читают наизусть стихи и получают закладки).

Ведущий С.Я. Маршак особенно плодотворно работал после Великой Отечественной войны. В стране наступил мир. Началось мирное строительство. Ей нужны были строители, рабочие, врачи, Стране нужны были граждане, верящие в своё дело, трудолюбивые, готовые преодолеть любые препятствия. Поэтому в детской литературе того времени важное место занимает тема воспитания таких граждан. А как сделать, чтобы воспитание не было нудным и скучным? Самуил Яковлевич поставил задачу: сделать стихи умными, весёлыми, поучительными.

- Посмотрим, как это получилось у учеников 3 класса. Итак, инсценировка стихотворения «Кот и лодыри».

Страница нашего журнала, которую мы представляем вашему вниманию, называется «Театральная»

- Учащиеся показывают инсценировки стихотворения «Кот и лодыри».

Ведущий: Самым весёлым из сказочных персонажей всегда был Петрушка. Озорной, непосредственный, всегда найдёт выход из трудной ситуации. Внимание! Встречайте – Петрушка!

- Учащиеся показывают пьесу «Петрушка».

Ведущий: Завершает наш Устный журнал страничка «Загадочная» Сейчас, ребята, мы посмотрим как вы знаете произведения С.Я.Маршака.

Викторина. (Дети проверяют правильность ответов на слайде. За правильные ответы получают закладки)

Презентация: слайд №4

I. Слово заблудилось.

1.

Эй, не стойте слишком близко
Я рысёнок, а не киска. (тигрёнок)

2.

Дали тапочки слону.
Взял он тапочку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре! (туфельку)

3.

Бедный маленький верблюд:
Есть малышке не дают,
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра. (ребёнку)

II. Доскажи словечко.

  1. Жил человек рассеянный на улице Бассеянной.
    Сел он утром на кровать,
    /Стал рубашку надевать./ («Вот какой рассеянный».)
  1. Пела ночью мышка в норке:
    Спи, мышонок, замолчи:
    /Дам тебе я хлебной крошки
    И огарочек свечи./ («Сказка о глупом мышонке»).
  1. Дама сдавала в багаж:
    Дива, чемодан, саквояж
    /Картину, корзину, коробку
    И маленькую собачонку./ («Багаж»).
  1. Кто стучится в дверь ко мне
    С толстой сумкой на ремне?
    /С цифрой 5 на медной бляшке
    В синей форменной фуражке?/ («Почта»).

Презентация: слайд №5

III. Портреты героев (Кто это и из какого произведения).

1.

Кто это у вас?
Это моя дочка.
А почему у вашей дочки серые щёчки?
Она давно не мылась.
А почему у неё мохнатые лапы и усы как у папы?
Она давно не брилась. («Усатый – полосатый»)

2.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей формной фуражке?
Это он, это он Ленинградский почтальон. («Почта»)

3.

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказались это брюки.
Надевать он стал пальто – говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: Не ваши.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки. («Вот какой рассеянный»)

4.

Ищут пожарные,
Ищут милиция.
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то лет 20.
«Рассказ о неизвестном герое»

Ведущий: Вот мы и перелестнули последнюю страничку нашего журнала.

IV. Награждение участников за лучшие рисунки.

(Грамотами и закладками с названиями произведений С.Я.Маршака награждаются ученики, принявшие участие в конкурсе рисунков по произведениям Маршака.)

Ведущий: До свидания, ребята. Читайте произведения С.Я.Маршака.