Урок алгебры в 8-м классе (с ипользованием позиционного обучения"

Разделы: Математика


Учащиеся с гуманитарным складом мышления, как правило, не претендуют на высокий уровень развития математических способностей. Обучение же в школе базируется на формальной логике. Получается противоречие между нежеланием учащихся заниматься на уроках математического цикла и необходимостью в процессе обучения применять логическое мышление, позволяющее обобщать, систематизировать и анализировать материал. Обычно решение указанного противоречия сводиться к простому запоминанию, при этом у детей формируется умение применять готовые чертежи, шаблоны, алгоритмы решения и т.д. Оказавшись в нестандартной ситуации, требующей новых приемов решения, учащиеся теряются. Механизм познавательной деятельности человека расположен как бы в трех слоях: нормативном, который предполагает, что у человека сформированы адекватные средства познавательной деятельности; преобразующем, который связан с диалектическим мышлением; символическом, связанным со способностями к выражению своего отношения к миру. Если у учащихся есть трудности с применением формально-логического мышления, то две другие структуры могут обеспечить более успешное протекание познавательной деятельности.

Идея активизации всех структур с их последующей интеграцией в единый механизм познавательной деятельности и легла в основу разработки модели позиционного обучения. Автором модели позиционного обучения является доктор психологических наук Н.Е.Веракса.

В процессе ее применения рассматриваются и отрабатываются три обобщенные позиции:

1. Нормативная, связанная с усвоением норм и правил соответствующей деятельности. Учащийся должен ответить для себя на вопрос, каковы нормы и правила, которые нужно усвоить, чтобы стать компетентным в данной области.

2. Вторая обобщенная позиция – диалектическая. Она связана с ответом на вопрос, как можно изменить существующие правила и нормы, какие имеются способы их систематического изменения.

3. Третья обобщенная позиция- символическая. Обучаемый должен ответить на вопрос, какое отношение существующие нормы и правила изучаемого предмета имеют лично к нему, в чем он видит смысл изучения данного предмета.

Изучение материала происходит в три этапа:

  1. Первый этап- информационный, где обучающийся знакомится с предметным содержанием темы (лекция или самостоятельное чтение текстов по теме);
  2. Второй этап - смысловой, где проводят анализ всего материала с одной из перечисленных выше позиций и выполняются соответствующие выбранной позиции задания;
  3. Третий этап – демонстрационно-дискуссионный, где обучающиеся представляют свои наработки всему классу. В процессе такой деятельности осуществляется осмысление материала с разных позиций.

Такая организация деятельности снимает отчуждение между предметом и учащимся, складываются определенные, более тесные, отношения с преподавателем.

Следующий урок разработан на основе модели позиционного обучения. Он проводится в конце изучения темы “Квадратное неравенство”.

Цели урока:

  1. Повторение теоретического материала по теме “Квадратное неравенство”;
  2. Повторение основных приемов решения квадратных неравенств;
  3. Развитие мышления, логики, речи, воображения обучающихся, умения анализировать и оценивать работу;
  4. Развивать умения групповой работы;
  5. Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.

Оборудование:

  • карточки с названиями групп,
  • карточки с заданиями для каждой группы,
  • бумага формата А-4 для записи результатов работы групп,
  • эпиграф, записанный на доске

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Определение целей и темы урока.

-Какую тему мы закончили изучать?

-Что мы знаем и умеем выполнять по теме “Квадратное неравенство”? (учитель кратко записывает на доске перечисленные знания и умения)

- Думаю, что в конце урока вы сможете сказать немного больше о квадратных неравенствах.

- Тема нашего урока: “Еще один взгляд на квадратное неравенство”. Эпиграфом к уроку могут служить слова К. Вейерштрасса: “Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике”.(записаны на доске)

- Посмотрите на формулировку темы урока, на эпиграф и попробуйте определить цели вашей работы на уроке и запишите их. В конце урока мы проверим, насколько вы их выполнили.

3. Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка к самостоятельной работе

- Для работы на уроке вы должны разделиться на 6 групп: “Теоретики”, “Логики-конструкторы”, “Практики”, “Оппозиция”, “Творчество”, “Эксперты”. Выберите, в какой группе вы бы хотели работать. (Рассаживаются по группам).

Инструктаж

Каждая группа получает карточки с заданиями. Если задания непонятно, учитель дополнительно объясняет его.

“Теоретики”

Задание: дайте определение основным понятиям, встречающимся при придумать изучении темы “Квадратное неравенство”; напишите основные понятия на листе бумаги.

“Логики-конструкторы”

Задание: проанализируйте изученную тему “Квадратное неравенство” и придумайте схему, отражающую изученный материал, поясните ее, нарисуйте на листе бумаги.

“Практики”

Задание: придумать тест (5 заданий для устного решения) по изучаемой теме и провести его в классе; задания можно записать на доске; проверить и оце нить его.

“Оппозиция”

Задание: сформулируйте все “недостатки”, которые вы встретили при изучении данной темы; укажите, что показалось особенно сложным; предложить пути исправления этих сложностей (Четко сформулировать свое выступление

  1. ____
  2. ____ и т.д.)

“Творчество”

Задание: придумать синквэйн по теме “Квадратное неравенство”

Правило написания синквэйна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).
  4. Четвертая строчка – это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

“Эксперты”

Задание: составьте таблицу, в которой вы оцените работу каждой группы (выберите параметры, по которым вы будите оценивать работу групп, например, участие каждого обучающегося в работе своей группы и т.д.);

В своем выступлении вы должны отметить позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы.

Выполнение самостоятельной работы.

4. Выступление групп. (по 3 минуты)

Результаты работы вывешиваются на доске

5. Подведение итогов урока.

- Посмотрите на цели, сформулированные вами в начале урока. Все ли удалось вам выполнить?

- Какими эпитетами можно охарактеризовать квадратное неравенствИо? (записать на доске )

- Сравните ваши высказывания в начале урока и в конце. Согласны ли вы с эпитетом, который был выбран к сегодняшнему уроку?.

Литература:

1. Е.В.Лопанова, Т.Б. Рабочих “Компетентностный подход в обучении: технологии реализации”,Омский ИПКРО, 2007