С каждым годом количество детей рождающихся абсолютно здоровыми неуклонно сокращается. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. В связи с этим, в настоящее время особенно остро стоит проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих различные отклонения в развитии. Особую категорию детей составляют дети, имеющие различные нарушением речи. Детям с проблемами развития речи необходимо своевременно, как можно быстрее, оказать помощь, т.е. исправить или приблизить к норме речевого развития все имеющиеся у них речевые нарушения до момента поступления ребенка в школу. Степень и выраженность нарушений речи (дизартрия, алалия, дислалия и т.д.) влияет на продолжительность и интенсивность коррекционной работы с ребенком.
Наибольшая эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения достигается взаимодействием специалистов, работающих в ДОУ. Одним из звеньев такого взаимодействия является совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя.
У детей, имеющих нарушения речи чаше всего страдают: речеслуховое внимание, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, познавательные процессы и т.д. В связи с этим наибольшая эффективность в устранении, имеющихся нарушений речи достигается работой проводимой учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем. Так как только музыкальный руководитель обладает теми профессиональными качествами, которые необходимы при развитии и формировании темпо-ритмо-мелодических компонентов речи.
Развитие темпо-ритмо-мелодических компонентов речи на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях можно достичь использованием различных методов и приемов, но наибольшая эффективность проявляется если использовать с данной категорией детей «орфовские инструменты».
Основу «орфовских инструментов» составляют – ксилофоны, металлофоны и глокеншпили-колокольчики.
Суть идеи К.Орфа – познание музыки через акитивное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, движение и речь. Таким образом, основополагающий принцип проведения занятий, с использование «орфовских инструментов» — взаимосвязь речи, музыки, воспроизводимой «орфовскими инструментами» и координацией движения рук. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия ударных иеструментов.
Использование шумовых колористических инструментов, используемых на Орт-занятиях позволяет решать следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие чувства ритма;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- увеличение объема памяти;
- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
- развитие двигательных кинестезий и динамической организации двигательного акта с последующим формированием двигательных навыков;
- формирование пространственной ориентации и зрительно-моторных координации.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи с применением «орфовских инструментов» целесообразно осуществлять по трем основным этапам:
1. Учебное музыцирование.
Упражнения данного этапа направлены на воспитание у детей звуковысотного слуха и пения, развитие ритма и тембра музыки с применением «орфовских инструментов». Для этого я использую разработанные мной фонематические игры («Эхо»), песенки – ритмы («Веселое однозвучье»), фольклорные напевы («Соловушка»).
2. Творческое музыцирование.
Работа этого этапа включает в себя упражнения направленные на воспитание самостоятельных действий детей в импровизации с использованием «орфовских инструментов». Для достижения максимального результата данного этапа я ставила серию игр - импровизаций («Чехарда»), музыкальных загадок («В гостях у деда Муззагада»), импровизированных диалогов («Разговорчики»), инструментальных озвучиваний стихов и сказок («Суфлер»).
3. Концертное музыцирование.
Данный этап итоговый и является показателем эффективности проделанной работы. На этом этапе осуществляется работа по подготовке к самостоятельным выступлениям детей в концертных программах утренников, детских праздниках и участия детей в фестивалях детского музыкального творчества с применением «орфовских инструментов».
«Орфовские инструменты» обладают особым качеством ансамблевого звучания, но ни один из инструментов в орфовском ансамбле не рассматривается как солирующий, хотя каждый может им на время стать. Эта особенность позволяет детям, имеющим речевые нарушения, взаимодействовать в коллективе, проявляя индивидуальность и развивая способности, одновременно исправляя свои недостатки. Завораживающая, чарующая красота звучания «орфовских инструментов» притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Высокое качество звучания и разнообразие «орфовских инструментов» позволяют блестяще справиться с этой немаловажной задачей. Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха, что очень важно в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Растормаживающий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ни с чем иным не сравнишь. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки.
Многократное повторение звуковых композиций (созданных самостоятельно и под руководством педагога) способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание звуковых композиций изменяется в сторону усложнения по мере развития у ребенка двигательного праксиса, музыкального слуха, желания ребенка активного участвовать в построении новой музыкальной композиции.
Используемая литература:
- Анищенко Е.С. Логопедическая ритмика,М., 2007г.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмическиз занятий с детьми 6-7 лет, М., 2007г.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалисто, Ростов-на-Дону, 202г.
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа., М., 2001г.