Цель:
- Познакомить учащихся со строением русской избы, с её внутренним убранством.
- Уточнить понятия детей о предметах быта русских крестьян.
- Продолжить формирование навыка – работы с текстом.
- Содействовать трудовому воспитанию.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Перед вами ребус, отгадайте какое слово здесь зашифровано. (Изба.)
II. Целепологание
– Тема нашего урока – “Русская изба”. Перед нами цель – познакомиться с русской избой, с её строением, внутренним убранством.
III. Изучение нового материала
– Сегодня я предлагаю вам стать мастеровыми. Раньше избу ставили всем миром, вот и мы с вами должны дружно поработать на уроке и построить избу. Только строительный материал у нас необычный – из бумаги. Части избы будем собирать поэтапно. Согласны? А что такое изба? (Жилище, жилое строение.)
1. Перед вами рисунок русской избы. Я буду показывать части строения – а вы должны их назвать. А что такое фасад? (Передняя сторона здания.)
– Молодцы! С заданием справились, можно заложить фундамент.
2. Перед тем, как продолжить строительство, давайте послушаем рассказ о том, какие жилища были у древних славян?
Слушаем рассказ, чтобы ответить на вопрос: есть ли сходство древнего жилища с русской избой? (была печь, стол, лавки, жилище укрывало от непогоды и диких зверей)
3. Открыли тетради на стр.31. Изображены дома в древне русском городе. Выберите один дом и превратите его в чудо-избу.
Возьмите цветные карандаши и займитесь творческой работой.
А у кого дом будет самый красивый, тот получит карточку с заданием?
Молодцы! Как вы думаете, а что у вас у избы не хватает? (окна)
4. Предлагаю игру “Найди слова”. Которые спрятались, читать слова модно сверху – вниз, слева – направо.
Украсим избу – поместим конёк на крышу.
5. У кого есть дополнение по строительству русской избы?
Что дальше поставить – сруб.
IV. Работа с учебником
Что вы видите на иллюстрации?
– Чтение текста по частям и ответы на вопросы:
– Почему говорили “срубить избу”?
Думаю сейчас уместно вспомнить деревенский дом.
Кто был в деревне, жил в деревянном доме?
Объясните, что означают слова:
– сени (тёмная часть дома, соединяющая жилую
часть и хозяйственную)
– чулан (тёмное помещение, для хранения старых
вещей)
– что располагалось во дворе? (хлев, сарай,
конюшня)
V. Физкультминутка
(Звучит мелодия русской народной песни.)
VI. Коллективная работа
На урок из школьного музея я принесла несколько предметов.
Кто сумеет объяснить их назначение? Найди эти предметы на рисунке в учебнике.
- Кочерга – ей выгребали золу из печи.
- Чугун – посуда, “щи да каша – пища наша”.
- Ухват – стряпуха ловко цепляла пузатые горшки и отправляла их в жар.
- Крынка – топили молоко.
- Доска – для стирки белья.
- Лопата – для выпечки хлеба.
Всё верно. Про всё рассказали, значит можно и крышу украсить – примечены это резная доска для украшения фасада дома.
VII. Работа над развитием речи
Не обходится русский народ без пословиц, на все случаи жизни они составлены.
Прочитайте и объясните смысл пословиц.
– Догадлив крестьянин, на печи избу поставил. (Печь – душа крестьянского дома, ведь слово изба – произошло от слов истба, истопка.)
– Не красна изба углами, а красна пирогами. (О щедрости русского народа.)
– В одиночку не оденешь и кочку, артелью и через гору в пору. (Артель – объединение крестьян для ведения коллективного хозяйства. Объединение лиц, объединенных совместной работой.)