Окружающий мир. Тема "Русская изба"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить учащихся со строением русской избы, с её внутренним убранством.
  2. Уточнить понятия детей о предметах быта русских крестьян.
  3. Продолжить формирование навыка – работы с текстом.
  4. Содействовать трудовому воспитанию.
  5. Воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Перед вами ребус, отгадайте какое слово здесь зашифровано. (Изба.)

II. Целепологание

– Тема нашего урока – “Русская изба”. Перед нами цель – познакомиться с русской избой, с её строением, внутренним убранством.

III. Изучение нового материала

– Сегодня я предлагаю вам стать мастеровыми. Раньше избу ставили всем миром, вот и мы с вами должны дружно поработать на уроке и построить избу. Только строительный материал у нас необычный – из бумаги. Части избы будем собирать поэтапно. Согласны? А что такое изба? (Жилище, жилое строение.)

1. Перед вами рисунок русской избы. Я буду показывать части строения – а вы должны их назвать. А что такое фасад? (Передняя сторона здания.)

– Молодцы! С заданием справились, можно заложить фундамент.

2. Перед тем, как продолжить строительство, давайте послушаем рассказ о том, какие жилища были у древних славян?

Слушаем рассказ, чтобы ответить на вопрос: есть ли сходство древнего жилища с русской избой? (была печь, стол, лавки, жилище укрывало от непогоды и диких зверей)

3. Открыли тетради на стр.31. Изображены дома в древне русском городе. Выберите один дом и превратите его в чудо-избу.

Возьмите цветные карандаши и займитесь творческой работой.

А у кого дом будет самый красивый, тот получит карточку с заданием?

Молодцы! Как вы думаете, а что у вас у избы не хватает? (окна)

4. Предлагаю игру “Найди слова”. Которые спрятались, читать слова модно сверху – вниз, слева – направо.

Украсим избу – поместим конёк на крышу.

5. У кого есть дополнение по строительству русской избы?

Что дальше поставить – сруб.

IV. Работа с учебником

Что вы видите на иллюстрации?

– Чтение текста по частям и ответы на вопросы:

– Почему говорили “срубить избу”?

Думаю сейчас уместно вспомнить деревенский дом.

Кто был в деревне, жил в деревянном доме?

Объясните, что означают слова:

– сени (тёмная часть дома, соединяющая жилую часть и хозяйственную)
– чулан (тёмное помещение, для хранения старых вещей)
– что располагалось во дворе? (хлев, сарай, конюшня)

V. Физкультминутка

(Звучит мелодия русской народной песни.)

VI. Коллективная работа

На урок из школьного музея я принесла несколько предметов.

Кто сумеет объяснить их назначение? Найди эти предметы на рисунке в учебнике.

  1. Кочерга – ей выгребали золу из печи.
  2. Чугун – посуда, “щи да каша – пища наша”.
  3. Ухват – стряпуха ловко цепляла пузатые горшки и отправляла их в жар.
  4. Крынка – топили молоко.
  5. Доска – для стирки белья.
  6. Лопата – для выпечки хлеба.

Всё верно. Про всё рассказали, значит можно и крышу украсить – примечены это резная доска для украшения фасада дома.

VII. Работа над развитием речи

Не обходится русский народ без пословиц, на все случаи жизни они составлены.

Прочитайте и объясните смысл пословиц.

– Догадлив крестьянин, на печи избу поставил. (Печь – душа крестьянского дома, ведь слово изба – произошло от слов истба, истопка.)

– Не красна изба углами, а красна пирогами. (О щедрости русского народа.)

– В одиночку не оденешь и кочку, артелью и через гору в пору. (Артель – объединение крестьян для ведения коллективного хозяйства. Объединение лиц, объединенных совместной работой.)

VIII. Итог урока