Правописание имен собственных – конспект урока русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ввести понятие “имя собственное”.
  • Формирование умений писать с заглавной буквы ФИО, клички животных, названия рек, городов, улиц, имён сказочных персонажей.
  • Совершенствование знаний алфавита и умений писать слова в алфавитном порядке.
  • Развитие навыков чтения, письма.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие речи учащихся.
  • Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную подачу материала.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация к уроку
  • Мультимедийный проектор
  • Иллюстрации сказочных персонажей ( Карлсон, Золушка, Айболит, Буратино)
  • Карточки для дифференцированной, самостоятельной работы.
  • Карточки для творческого домашнего задания
Этап урока Ход урока Примечания
1. Организационный момент Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы с вами должны совершить путешествие, в ходе которого мы узнаем, какие слова пишутся с заглавной буквы. Приложение 1

Слайд 2

2. Знакомство с темой урока Ну что ж пришла пора узнать, куда мы направляемся.

За горами, за лесами
За широкими морями,
Не на небе на земле
Есть одна страна
В великом русском языке.

Прочитайте, пожалуйста, её название.

(БОЛЬШЕБУКОВКА)

 
3. Цели урока Совершая путешествие, мы с вами постараемся узнать, почему эту страну назвали Большебуковка. В ходе путешествия, мы будем выполнять различные задания, и получать слова подсказки.

Да, дорога предстоит трудная. Нам необходимо будет пройти через густой лес, в котором живёт страшный “Буквоед”, перебраться через речку “Буковку”, пройти по улицам города “Буквинска” и заглянуть в замок королевы “Буквины”, которая поможет нам вернуться назад. В ходе нашего путешествия, мы будем вести дневник, в котором будем записывать всё самое интересное. А дневником будет служить ваша тетрадь.

Итак, сделаем первую запись.

Работа в тетради: записать слова в тетрадь в алфавитном порядке. (число и кл. работа)

Слайд 3
4. Проверка домашнего задания Ну что ж, пора в путь дорогу. И я хочу вам сказать, что в течение всего нашего путешествия нам будет помогать наш друг “Пишичитай”. Но для того, чтобы он появился необходимо правильно прочитать буквы русского алфавита. Приложение1

Слайд4

5. Работа со словами из словаря Запишите слово алфавит в тетради – это словарное слово и его написание нужно запомнить.(граф. обозн. орфограмм)

Что такое алфавит?

Работа с толковым словарём.

Приложение1

Слайд5

6. Работа над изучением нового материала. Итак, наш путь лежит через густой лес, в котором живёт страшный “Буквоед” и чтобы мы спокойно прошли через лес, нам нужно правильно выполнить его задания, и не угодить в ловушки, которые он расставил.

Сложи имена из слогов.

Что вы помните из первого класса, о том, как пишутся имена людей?

Слайд 6, 7
7. Открытие знаний Имена людей – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.

Работа в тетради: записать слова в тетрадь в алфавитном порядке.

А впереди завал. Недавно по стране “Большебуковка” пронёсся ураган, и тропинку завалило камнями. Чтобы пройти дальше нужно его разобрать.

Нам необходимо расшифровать слово, и выполнить задание.

(зашифровано слово фамилия)

Слайд 8
8. Работа со словами из словаря Запишите слово фамилия в тетради – это словарное слово и его написание нужно запомнить.(граф. обозн. орфограмм)

Как вы понимаете, что такое фамилия?

Слайд 9
9. Работа над изучением нового материала. Ну а теперь предстоит разобрать завал. На каждом камешке написана фамилия. Нам нужно расположить их в алфавитном порядке. ( Иванов, Зайцев, Яблочкин, Сапожников, Москвин)

Какая из фамилий возникла от названия:

  • животного;
  • имени;
  • растения;
  • профессии;
  • города.

С какой буквы вы записали фамилии?

 
Открытие 2 Фамилии – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.

Кроме имени и фамилии у человека есть ещё и отчество.

Как вы думаете, как оно образуется?

 
Открытие 3 Запишите своё отчество.

Отчества – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.

Слайд10, 11
(Работа – устно) Таким образом, мы миновали в лесу ловушки “Буквоеда” и благополучно добрались до реки.

И теперь нам предстоит переправиться на другой берег. Мы с вами будем строить плот.

Для этого нам необходимо собрать брёвна.

На одних половинках написаны животные, нам нужно отыскать вторые половинки брёвен. Для этого прочитаем стихотворение.

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали коровенку.
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка.

Что заставило вас улыбаться? Что в стихотворении не так? Давайте наведем порядок и построим плот. А пока мы плывём по речке “Буковке” подумаем почему клички животных мы тоже будем писать с большой буквы?

Слайд 12
Открытие 4 Клички животных – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.  
10. Физкультминутка    
11. Работа над изучением нового материала. Наконец, мы добрались до города “Буквинска”. А вам интересно кто живёт в этом городе?

Тогда отгадайте загадки.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит.)

Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон.)

Она красива и мила,
А имя её от слова “зола”. (Золушка.)

Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой  (Буратино.).

Запишите в тетрадь. Сверху над словом поставьте номер того дома, где они живут. Вам поможет алфавит.

Как вы записали имена сказочных героев?

Слайд 13
Открытие 5 Имена сказочных героев – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.

(Устно.)

Прочтите названия улиц города “Буквинска”.

С какой буквы написаны названия улиц? Почему?

 
Открытие 6 Названия улиц, городов – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.  
12. Первичное закрепление изученного материала. Ну вот мы и добрались до замка , и вы теперь сможете ответить на вопрос

Почему страна называется “Большебуковка”?

Какие слова мы называем именами собственными?

Дифференцированная самостоятельная работа.

Ну а нам пора возвращаться домой. И королева “Буквина” любезно предоставила нам транспорт. Но, чтобы благополучно вернуться домой нужно выполнить последнее задание.

  • Домой на самолёте полетят……
  • Поедут на поезде ….
  • На машине ……..
  • На кораблике……..
Слайд 14

Слайд 15

13. Итог урока (рефлексия)
  • Что нового вы узнали в ходе нашего путешествия?
  • Что вам запомнилось больше всего?
  • Что понравилось ?
  • Что не понравилось?
Слайд 16
14. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
  1. Записать названия улиц нашего города.
  2. Записать ФИО учителей.
  3. Обозначить и подписать на карте названия морей и рек.
  4. Записать клички животных и составить предложения.
  5. Нарисовать генеалогическое древо своей семьи.
Слайд 17