Цели:
- Ввести понятие “имя собственное”.
- Формирование умений писать с заглавной буквы ФИО, клички животных, названия рек, городов, улиц, имён сказочных персонажей.
- Совершенствование знаний алфавита и умений писать слова в алфавитном порядке.
- Развитие навыков чтения, письма.
- Развитие логического мышления.
- Развитие речи учащихся.
- Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную подачу материала.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация к уроку
- Мультимедийный проектор
- Иллюстрации сказочных персонажей ( Карлсон, Золушка, Айболит, Буратино)
- Карточки для дифференцированной, самостоятельной работы.
- Карточки для творческого домашнего задания
Этап урока | Ход урока | Примечания |
1. Организационный момент | Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы с вами должны совершить путешествие, в ходе которого мы узнаем, какие слова пишутся с заглавной буквы. | Приложение 1 Слайд 2 |
2. Знакомство с темой урока | Ну что ж пришла пора узнать, куда мы
направляемся.
Прочитайте, пожалуйста, её название. (БОЛЬШЕБУКОВКА) |
|
3. Цели урока | Совершая путешествие, мы с вами
постараемся узнать, почему эту страну назвали
Большебуковка. В ходе путешествия, мы будем
выполнять различные задания, и получать слова
подсказки. Да, дорога предстоит трудная. Нам необходимо будет пройти через густой лес, в котором живёт страшный “Буквоед”, перебраться через речку “Буковку”, пройти по улицам города “Буквинска” и заглянуть в замок королевы “Буквины”, которая поможет нам вернуться назад. В ходе нашего путешествия, мы будем вести дневник, в котором будем записывать всё самое интересное. А дневником будет служить ваша тетрадь. Итак, сделаем первую запись. Работа в тетради: записать слова в тетрадь в алфавитном порядке. (число и кл. работа) |
Слайд 3 |
4. Проверка домашнего задания | Ну что ж, пора в путь дорогу. И я хочу вам сказать, что в течение всего нашего путешествия нам будет помогать наш друг “Пишичитай”. Но для того, чтобы он появился необходимо правильно прочитать буквы русского алфавита. | Приложение1 Слайд4 |
5. Работа со словами из словаря | Запишите слово алфавит в тетради – это
словарное слово и его написание нужно
запомнить.(граф. обозн. орфограмм) Что такое алфавит? Работа с толковым словарём. |
Приложение1 Слайд5 |
6. Работа над изучением нового материала. | Итак, наш путь лежит через густой лес, в
котором живёт страшный “Буквоед” и чтобы мы
спокойно прошли через лес, нам нужно правильно
выполнить его задания, и не угодить в ловушки,
которые он расставил. Сложи имена из слогов. Что вы помните из первого класса, о том, как пишутся имена людей? |
Слайд 6, 7 |
7. Открытие знаний | Имена людей – это имена собственные,
поэтому пишутся с большой буквы. Работа в тетради: записать слова в тетрадь в алфавитном порядке. А впереди завал. Недавно по стране “Большебуковка” пронёсся ураган, и тропинку завалило камнями. Чтобы пройти дальше нужно его разобрать. Нам необходимо расшифровать слово, и выполнить задание. (зашифровано слово фамилия) |
Слайд 8 |
8. Работа со словами из словаря | Запишите слово фамилия в тетради – это
словарное слово и его написание нужно
запомнить.(граф. обозн. орфограмм) Как вы понимаете, что такое фамилия? |
Слайд 9 |
9. Работа над изучением нового материала. | Ну а теперь предстоит разобрать завал.
На каждом камешке написана фамилия. Нам нужно
расположить их в алфавитном порядке. ( Иванов,
Зайцев, Яблочкин, Сапожников, Москвин) Какая из фамилий возникла от названия:
С какой буквы вы записали фамилии? |
|
Открытие 2 | Фамилии – это имена собственные,
поэтому пишутся с большой буквы. Кроме имени и фамилии у человека есть ещё и отчество. Как вы думаете, как оно образуется? |
|
Открытие 3 | Запишите своё отчество. Отчества – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы. |
Слайд10, 11 |
(Работа – устно) | Таким образом, мы миновали в лесу
ловушки “Буквоеда” и благополучно добрались до
реки. И теперь нам предстоит переправиться на другой берег. Мы с вами будем строить плот. Для этого нам необходимо собрать брёвна. На одних половинках написаны животные, нам нужно отыскать вторые половинки брёвен. Для этого прочитаем стихотворение.
Что заставило вас улыбаться? Что в стихотворении не так? Давайте наведем порядок и построим плот. А пока мы плывём по речке “Буковке” подумаем почему клички животных мы тоже будем писать с большой буквы? |
Слайд 12 |
Открытие 4 | Клички животных – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы. | |
10. Физкультминутка | ||
11. Работа над изучением нового материала. | Наконец, мы добрались до города
“Буквинска”. А вам интересно кто живёт в этом
городе?
Запишите в тетрадь. Сверху над словом поставьте номер того дома, где они живут. Вам поможет алфавит. Как вы записали имена сказочных героев? |
Слайд 13 |
Открытие 5 | Имена сказочных героев – это имена
собственные, поэтому пишутся с большой буквы. (Устно.) Прочтите названия улиц города “Буквинска”. С какой буквы написаны названия улиц? Почему? |
|
Открытие 6 | Названия улиц, городов – это имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы. | |
12. Первичное закрепление изученного материала. | Ну вот мы и добрались до замка , и вы
теперь сможете ответить на вопрос Почему страна называется “Большебуковка”? Какие слова мы называем именами собственными? Дифференцированная самостоятельная работа. Ну а нам пора возвращаться домой. И королева “Буквина” любезно предоставила нам транспорт. Но, чтобы благополучно вернуться домой нужно выполнить последнее задание.
|
Слайд 14 Слайд 15 |
13. Итог урока (рефлексия) |
|
Слайд 16 |
14. Домашнее задание (творческое, дифференцированное) |
|
Слайд 17 |