Кружковая деятельность – как средство развития восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью представляет особый интерес. На основе сложившегося опыта можно сказать, что содержание обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в специальных детских домах совпадает с содержанием обучения дошкольников с нормальным интеллектом. Но при этом, у таких детей все психические и физические процессы формируются значительно медленнее, чем у детей с нормальным интеллектом. Поэтому необходимо создавать условия для развития этих процессов. Как показывает практика, только с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему развития ребёнка с наличием интеллектуального дефекта.

В муниципальном образовательном учреждении “Специальный (коррекционный) детский дом №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии дошкольного возраста VIII вида” развитие и коррекция восприятия, предметно – пространственной ориентации, моторики проводится через работу кружков: “Волшебная иголочка”, где дети учатся работать с иголкой – пришивать, зашивать, вышивать; “Фантазия и природа”, изготавливают поделки, панно из природного материала; “Бумажное царство” – здесь дети учатся работать с бумагой методом обрывания; “Разноцветные лоскутки” – изготавливают поделки из ткани и т.д. Почти каждый воспитатель занимается кружковой деятельностью, т.к. считают её одной из эффективных форм работы с такими детьми.

В данной статье представлены авторские занятия кружка “Скорлупа +фантазия”. Задачи данного кружка – формировать и развивать у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью восприятие, мелкую моторику рук, обучить практическим умениям и навыкам по работе со скорлупой, а также научить их фантазировать, творчески мыслить, хотя бы на относительно элементарном уровне. Программа кружка составлена с учётом индивидуально – типологических и возрастных особенностей детей. В структуру данной программы входят следующие блоки: диагностический и информационно – практический.

Диагностический блок состоит из входящей и выходящей диагностики. Информационно – практический включает 4 года обучения. Первый год обучения и первое полугодие второго года обучения направлены на развитие и формирование познавательных процессов, а так же подготавливает детей непосредственно к работе со скорлупой с использованием нетрадиционных технологий. Он носит пропедевтический характер и представлен в виде игровой системы, которая направлена на формирование восприятия дошкольника с интеллектуальной недостаточностью. Далее – во втором полугодии второго года обучения, на третьем и четвёртом году обучения дети учатся работать с необычным хрупким материалом – яичной скорлупой. Изготавливают различные поделки, выкладывают мозаику из скорлупы. Занятия проводятся один раз в неделю в свободное время.

Конспект открытого занятия по сенсорному восприятию (дидактическая игра)

I год обучения

Тема: “В гости к нам пришли матрешки”.

Цели:

  1. Обучение детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы.
  2. Обогащение сенсорного опыта малышей при знакомстве с величиной. Упражнение в употреблении в речи слов – понятий “большой” и “маленький”.
  3. Воспитание интереса к занятию.

Материал: матрешки (большая и маленькая неразъемная) – всего 10 шт., соответственно 10 коробочек, печенье для матрешек, 5 красных платочков.

Словарная работа: матрешка большая, матрешка маленькая.

Ход игры

Направление коррекционной работы Название и содержание этапов
Эмоциональный настрой

Развитие зрительно-двигательной координации

Формирование пространственных представлений

Вызвать интерес

Развитие речи, памяти

Развитие мышечного тонуса, речи

Развитие зрительного восприятия

Развитие операций мышления

Развитие общей моторики

Формирование операций сравнения и анализа

I. Мотивационно-подготовительная часть.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они посмотрят, какие вы красивые, послушные и как вы умеете играть.

2. Психогимнастика.

Воспитатель: Сначала мы поиграем с вами глазками:

  • вверх посмотрим,
  • вниз посмотрим,
  • в сторону, в другую,
  • сейчас глазки мы закроем,
  • а затем опять откроем,
  • улыбнемся дружно.

3. Сюрпризный момент.

(стук в дверь).

Воспитатель: Пойду, посмотрю, кто же к нам стучится (включает грамзапись “Мы матрешки”).

– Ребята, посмотрите, кто же к нам пришел? (матрешки).

Дети берут матрешек в руки.

– Дети, а вы знаете стихи про матрешек? (дети рассказывают стихи)

  • 10 кукол деревянных, круглощеких и румяных.
  • В разноцветных сарафанах, в домиках своих живут.
  • Всех матрешками зовут.
  • У матрешки, у матрешки косыночка красная, желтая, атласная.

4. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Ребята, а мне пальчики сказали, что тоже хотят поиграть. Давайте поиграем с ними!

Сорока-белобока кашу варила,
Всю семью кормила: дедушке – дала,
Бабушке – дала, папе – дала, маме – дала.
И меня угостила.

II. Практическая часть.

5. Обследование.

– Вы так хорошо умеете играть. Давайте с нашими матрешками поиграем. Для этого мы сядем за столы поудобнее и рассмотрим этих расписных кукол.

– Что у них на голове? (платочки)

– Во что они одеты? (в сарафаны)

– А какие платочки и сарафаны? (яркие, красивые, разноцветные, на них нарисованы цветы).

6. Показ и упражнение.

Воспитатель: Дети, послушайте – что-то гремит внутри матрешки (воспитатель показывает детям, что матрешка разъемная).

– Посмотрите, здесь еще одна матрешка такая же красивая, яркая, но только по размеру маленькая, если сравнивать с 1-й матрешкой.

– Значит, 1-я матрешка большая (то же самое проделывают и проговаривают дети).

Воспитатель каждого ребенка спрашивает – где большая матрешка, маленькая. Затем, перефразировав, спрашивает:

– Это какая матрешка? (большая)

– А это какая? (маленькая)

Затем дети снова вкладывают и вынимают матрешек. Также у каждого на столе лежат заранее приготовленные коробочки (большие и маленькие).

– Ребята, наши матрешки устали. Давайте их уложим спать (дети раскладывают методом проб: больших матрешек в большие коробки, маленьких – в маленькие коробки).

7. Физкультминутка.

– Пока наши матрешки отдыхают, мы с вами споем и станцуем для наших гостей (песня с движениями “Мы матрешки”).

Мы – матрешки –
Вот такие крошки.
А у нас (2 раза)
Розовые щечки.

8. Упражнение.

– А сейчас, всем на удивленье, угощаю вас печеньем! Ребята, помогите мне раздать печенье матрешкам (дети раздают большие печенья – большим матрешкам, маленькие – маленьким).

– А самые большие печенья вам, ребятишки.

III. Заключительная часть

– Кто к нам в гости пришел? (матрешки)

– По размеру какие они? (большие и маленькие)

– Ребята, какая матрешка пряталась? (маленькая)

– Молодцы! А теперь идем пить чай!

Конспект открытого занятия “объёмная аппликация”

III год обучения

Тема: “Подснежники”

Цели:

  1. Обучение детей умению делать из целой яичной скорлупы две половинки, приёмом отламывания краёв скорлупы пинцетом.
  2. Коррекция восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений, развитие мелкой моторики рук, а так же умения давать словесный отчёт о выполненных действиях.
  3. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности.

Материал: Целая скорлупа (по 1 штуке), пинцет, цветная бумага, клей пва, ножницы, стержни от ручек, пробки от бутылок, проволока, пластилин, салфетки, схема-карта, дидактические игры: “Собери из палочек предмет”, “Распредели по форме и цвету”.

Словарная работа: “Ветреница”, “Сон трава”, “Пострел”.

Предварительная работа: дети сами заготавливают скорлупу: выдувают содержимое из яйца, промывают водой, сушат.

Ход занятия

Направление коррекционной работы Название и содержание этапов
Эмоциональный настрой

Вызвать интерес

Формирование пространственных представлений

Развитие речи, памяти

Развитие операций мышления

Развитие сенсомоторики, мышления.

Развитие операций сравнения и анализа

I. Мотивационно-подготовительная часть

1. Организационный момент.

Воспитатель, переодетый в кота Леопольда входит в группу:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Правильно, я кот Леопольд. А вы знаете, где я живу? Правильно, в мультфильме.

2. Психогимнастика. “Подари улыбку”

– Ребята, я так люблю дарить улыбки. Давайте подарим их друг другу.

3. Сюрпризный момент.

– А кто ещё в моём мультфильме живёт? Правильно мышата. Да, эти хитрые и неугомонные мышата опять мне мешают. Я приготовил для вас сюрприз, а они вместо него подсунули мне какую-то карту (дети узнают на ней схему своей группы). Здесь какие-то стрелочки, давайте пойдём по стрелочкам. (Дети вместе с воспитателем ищут цифры по схеме и выполняют задания):

  • Вот один иль единица, очень тонкая как спица. Под цифрой “1” задание составить из разноцветных палочек цветы – дид. игра: “Собери из палочек предмет”
  • А вот цифра “2”, полюбуйся какова! Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею. Под цифрой “2” задание распределить по цвету и форме геометрические фигуры – дид. игра: “Распредели по форме и цвету”
  • А за двойкой – посмотри: выступает цифра “3”
    Тройка третий из значков –
    состоит из двух крючков.

Под цифрой “3” спрятаны заготовки из яичной скорлупы.

-А вот и моя потеря нашлась, ох уж эти мышата, куда запрятали мой сюрприз! Ребята это яичная скорлупа, вы уже с ней знакомы. Я хотел бы вас научить делать из неё цветы. Эта работа не лёгкая, наши пальчики должны потрудиться. Давайте их разомнём.

4. Пальчиковая гимнастика.

Наши алые цветки (сжали кулачки)
Распустили лепестки, (разжимают пальцы)
Ветерок чуть дышит, (шевелят пальчиками)
Ветками колышет наши алые цветки (сжимают кулачки)
Закрывают лепестки тихо засыпают, (вращают кулачками)
Головой качают. (вправо-влево)

II. Практическая часть.

5. Обследование

Ребята, какое время года? Правильно, весна (дети называют признаки весны). Я хочу вам рассказать о самом первом весеннем цветке – подснежнике. В народе его ещё называют “Ветреница” или “Сон трава”, “Пострел”. (Воспитатель раздаёт искусственные Подснежники, дети их рассматривают). Подснежник – вестник весны, он появляется на тропинках и даже возле ещё не стаявшего снега. Эти цветы по цвету белые, как снег. У него есть стебель, листочки, цветок, состоящий из лепестков и жёлтой серединки. Под цветком находится каёмка в виде юбочки.

6. Показ и самостоятельная работа детей.(во время самостоятельной работы можно включить, негромко, музыку)

а) продеть проволоку в пустую полость стержня, закрепив с одного конца;
б) обмотать стержень зелёной бумагой, закрепить концы клеем;
в) обвести по шаблону листочки, вырезать и приклеить их к стеблю;
г) обвести по шаблону лепестки для цветков и вырезать их;

7. Физкультминутка.

Вырос высокий цветок на поляне – руки поднять вверх
утром весенним раскрыл лепестки – руки в стороны
всем лепесткам красоту и питанье – опустить руки вниз и присесть
дружно дают под землёй лепестки – постучать пальцами поочерёдно по полу.

д) разделить скорлупу на две части (с помощью пинцета);
е) приклеить лепестки к половинкам скорлупы;
ж) вдеть конец проволоки, продетый в стержень сквозь основания цветка (скорлупы) и изнутри закрепить пластилином.

– Ребята, давайте наши цветочки поставим в вазу.

III. Заключительная часть.

Входят 2 мышонка (переодетые воспитатели)

Серый мышонок: Слушай, Белый, смотри какие красивые цветы, как они называются? (дети отвечают – подснежники)

Белый мышонок: А из чего они сделаны? (дети рассказывают, говорят, чей им цветок больше понравился и почему)

Леопольд (обращаясь к мышам): Ах вы, проказники, вы, почему всегда мне мешаете?

Мышки: Прости нас Леопольд, прости Леопольдушка!

Леопольд: Ребята, давайте жить дружно! (предлагает спеть песню “Если добрый ты!”