Урок литературного чтения "Театрализованное представление басен И.А. Крылова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать условия, побуждающие к выразительному чтению, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова;
  • стимулировать индивидуальное творчество и групповую организованную работу,
  • расширять круг басен И. А. Крылова, ограниченный учебником.

Основные виды деятельности в плане урока:

  1. Организация.
  2. Театрализованное представление.
  3. Антракт. Знакомство с иллюстрированными работами учащихся.
  4. Театрализованное представление.
  5. Обобщающая беседа по вопросам.
  6. Выставление оценок.

Оборудование:

  • Афиша.
  • Рисунки детей к басням
  • Программки на каждом столе.
  • "Пригласительные" на урок.
  • Маски героев басен.

Атрибуты: деревья, ель, 2 пня, трибуна, музыкальные инструменты, ноты, копна сена, домик.

I. Организация.

Ведущий: Добрый день уважаемые гости.

Ведущий: Здравствуйте дорогие зрители. Мы рады приветствовать

Вас в нашем прекрасном зале.

Ведущий: Мы начинаем театрализованное представление басен Ивана Андреевича Крылова.

Ведущий: Басни Крылова тесно связаны с народным творчеством. Такие выражения: "Да воз и ныне там", "А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь", "А Васька слушает, да ест"и многие другие, приобрели самостоятельную жизнь - стали пословицами и поговорками.

Ведущий: Из сказок перешли в басни и жадный Волк, и глупый медведь.

Ведущий: Героиню первой басни вы прекрасно знаете.

Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый краса
А зовут её ....
(лиса).

II. Театрализованное представление.

Ведущий: В басне "Ворона и лисица" роль лисы сыграет Настя Парфенова.

Интересно сумеет ли она показать её во всей красе? Ведущий: Встречайте. (Басня "Ворона и лисица".)

(Ведущая выходит с зеркалом). Ведущая: Свет мой, зеркальце!

Скажи, да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее.
Всех румяней и белее:

Да зеркало, в тебе отражается даже то, чего не хотелось бы видеть. Ведущий: Героиня следующей басни никогда не расстается с этим предметом. Ведущий: "Зеркало и обезьяна". (Чтение басни.)

Ведущий: В народе говорят "Делу время, потехе час".

Ведущий: А еще говорят:  "Сделал дело, гуляй смело".

Ведущий: Или: "Труд кормит, а лень портит".

Ведущий: А я еще одну знаю: "Работа не волк, в лес не убежит".

Я, наверно не то сказал.

Ведущий: Нет, Вася, ты прав, "Лентяю, что ни день, то праздник". Именно так вела себя героиня басни.

Ведущий: "Стрекоза и Муравей".

(чтение басни.)

Ведущий:

Что такое перед нами
Две оглобли за ушами
На глазах по колесу
И сиделка на носу (Очки)

Ведущий: Что это, ребята?

Ведущий: Да, если не узнать, для чего нужны очки, то можно стать "слепым котёнком".

Ведущий: Нет, Вася, не котёнком, а незрячей мартышкой.

Ведущий: "Мартышка и очки".

III. Антракт. Знакомство с иллюстрациями детей.

Ведущий: А сейчас - Антракт.

Ведущий: Во время небольшого перерыва Вы можете посмотреть рисунки наших художников. (Музыкальная пауза.)

IV. Театрализованное представление. (продолжение чтения басен И.А.Крылова)

Ведущий: Уважаемые зрители, гости! Мы просим Вас занять свои места.

Ведущий:

Собрались музыканты
На зеленый лужок.
Приносили музыканты,
Кто сопелку, кто рожок.

Ведущий: Я и ты - это дуэт. А мы сейчас послушаем квартет.

Интересно, знает ли кто-нибудь из зрителей, сколько музыкантов занято в квартете. (4) (Басня "Квартет".)

Ведущий: Знаете, Вы все сегодня нарядные, а ты, Вася, красивее всех.

Какой интересный у тебя пиджак, пуговицы самые яркие.

Он тебе идет.

Ведущий: А Вы, Ирина Анатольевна, просто восхитительны, прическа супермодная. ...

Ведущий: Спасибо, Вася, но не кажется ли тебе, что мы сейчас очень похожи на героев басни "Кукушка и петух". О нас сейчас можно сказать следующими словами: " Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку". (Басня " кукушка и петух".)

Ведущий: У меня зазвонил телефон.

Кто говорит? (Слон)

Ирина Анатольевна, а Вы видели когда-нибудь слона?

Ведущий: Ну, вообще-то да, в зоопарке.

Ведущий: Ну и как он вам?

Ведущий: Зрелище, конечно, ещё то. Огромный! Впечатляет!

Ведущий: Вот и в басне " Слон и Моська" он видимо произвел большое впечатление на одну из героинь.

Ведущий: И что?

Ведущий: А вот что, давайте посмотрим:

Ведущий: Басня "Слон и Моська".(Сценка.)

Ведущий: Если взять кота и льва, как ты думаешь, кто из них сильнее.

Ведущий: Я думаю лев.

Ведущий: А вот крыса из басни "Крыса и мышь" считает, что от когтей кота. Лев никуда ни денется.

Ведущий: И верно говорят: "У страха глаза велики".

V. Обобщающая беседа.

Учитель: Итак, Вы просмотрели и прослушали басни Крылова.

Он умел писать интересно и смешно. Понравились ли Вам басни? (Ответы детей.)

Учитель: А что такое басни?

Дети: короткий рассказ в стихотворной форме и обязательно с какой-то моралью.

Учитель: Какова цель басни?

Дети: высмеивание человеческих пороков, недостатков.

Учитель: Кто чаще всего герои басен Крылова?

Дети: животные вещи.

Учитель: А знаете ли Вы еще каких-нибудь баснописцев?

Дети: Эзоп, Лафонтен, Толстой, Михалков.

Учитель: Вспомните несколько "крылатых" фраз Крылова?

(Ответы детей.)

VI. Подведение итогов.

Учитель: Правильно. Басня - это краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.

VII. Выставление оценок.

Учитель: Урок окончен. Всем спасибо.