Цель: познакомить с особенностями культуры народов, населяющих Пермский край.
Задачи:
- Воспитать чувство гражданственности, как основного показателя успешной социализации подростков; воспитать чувство патриотизма у учащихся;
- Обобщить знания о традициях, обычаях народов Прикамья;
- Толерантное отношение к людям других национальностей через вовлечение в творческую деятельность (выступление фольклорных коллективов, чтение стихотворений, песен).
Оборудование: мультимедийная презентация, оформление центральной стены, магнитофон, кулинарные изделия для русского чаепития.
Ход мероприятия
Демонстрация мультимедийной презентации "Пермский край - единый край".( 1,5мин.)
Ведущая: Сегодня особенный день! Я очень рада видеть всех присутствующих здоровыми, положительно настроенными на урок.
Вы у меня самые лучшие, дорогие ребята!
Поприветствуйте друг друга и присутствующих гостей! (Приветствие учащихся). Общаться с вами - одно удовольствие!!!
Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
(о Пермском крае, о природе, о Кунгуре и т.д.)
(ответы учащихся).
Целеполагание: безусловно, всё то, что вы сейчас сказали - это правильно.
Я лишь добавлю, что сегодня мы постараемся лучше узнать друг друга, стать ближе друг другу. Мы познакомимся с традициями, народным творчеством, кухней тех, кто населяет наш край. Совершим заочную экскурсию по Кунгуру, моей малой родине. А результатом нашего мероприятия должна стать рукописная книга, которую мы подарим училищу.
В течение мероприятия вы сможете заработать жетоны (картинки с изображением Пермского края), которые вам пригодятся для оформления страниц рукописной книги (показать).
А почему мы обратились к этой теме? Надо любить свою малую родину.
Вот об этом и поговорим.
Пусть сегодня эпиграфом нам служат слова: "Мы любим свой край и свою малую Родину!". (Повесить эпиграф).
Итак, друзья, в добрый путь!
План и ход мероприятия:
Что вы знаете о Пермском крае? Когда он был образован?
(Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года, в ходе которого более 83% населения обеих территорий высказались за объединение).
Край образован на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года №1 - ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа".
Пермский край занимает площадь 160236,5 кв.км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии.
Территория региона почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги.
Пермский край граничит с двумя областями и тремя республиками РФ: на севере с республикой Коми, на западе - с Кировской областью и Удмуртией, на юге - с Башкирией, на востоке - со Свердловской областью. (показать границы).
Слайд № 3 . Перед вами карта, герб и флаг нашего края.
В начале нашего занятия вы видели на слайдах замечательные картины природы. Случайно ли это?
(Жители нашего края любят свою малу родину, бережно относятся к природе, своим вокальным ансамблям они дают названия, связанные с природой. Часто героями песен становятся птицы, звери, да и сама природа).
Вот и стихотворение о Пермском крае не стало исключением. Послушаем?
(Гимн Пермскому краю, читают учащиеся).
Какие чувства переданы в стихах?(Любовь и гордость за свою родину, за её густые леса, полноводные реки, могучие сосны и ели, украшающие берега. Автор вспомнил и Кунгур, и Бажова, Ленина и Татищева).
Согласны ли вы с мнением, что наш край - богатый? А чем он богат?
А ещё, друзья, он богат народами, населяющими его.
Слайд № 4. (народы, населяющие край)
- Люди - главное богатство нашего края.
Слайды № 5, 6, 7, 8.
Данные 2001 года, данные переписи населения, графическое изображение.
По некоторым данным на территории нашего края насчитывается более 150 народов, по другим - у нас проживают люди более 80 национальностей.
Несколько групп существенно выделяются, это вы увидели на представленных слайдах.
Самая многочисленная группа - это русские. Познакомимся поближе?
Что вы знаете о русских? (ответы учащихся)
Русские; их происхождение; хлеб-соль - символ всех торжеств русских. Так встречают дорогих гостей, жениха с невестой. Существует поверье, что кто больше откусит от каравая, то и будет в доме верховодить.
Традиционными являются русские плясовые, хороводы.
Народные промыслы русских - ткачество, гончарное производство.
Ребята, а известны ли вам традиции русских?
(1 сентября - старинная встреча Нового года. Обряды жизненного цикла : рождение, имя, крещение, Пасха, Троица и др.)
По старинным русским традициям преподносим вам , дорогие гости, хлеб-соль.
Откушайте, да нашу песню послушайте! (Звучит песня о берёзе).
Представьте себе, что мы с вами - в другой стране, на спортивном мероприятии (футбол), как поприветствуем русских, Россию? (Российскими флагами).
Следующими по численности идут татары.
И у нас в гостях сегодя - замечательные артисты татаро-башкирского центра! Встречайте!!! (Выступление гостей).
Что вы знаете об этом народе?
Слайды № 15 , 16 , 17 , 18 .
История расселения, национальные особенности, праздник САБАНТУЙ, современные представители, жители села Карьёво.
Ребята, а есть ли среди вас те, кто знает татарский язык?
Для вас музыкальная пауза. Юная жительница села Верхний Сып подготовила для вас подарок. Послушайте и переведите.
Слайд № 19 - (звучит песня и слайд-шоу).
О чём эта песня? (О родине, о цветах, природе, о жителях села.)
В родную сторону держу дорогу,
В родную сторону, в родную сторону.
На самую красивую землю-маленькую родину,
Когда поспевают ягоды.
Родная сторона, родная сторона!
Тороплюсь я к берёзкам, что в моей родной стороне.
Волнуется моя душа и трепещет.
Успокойся, душа, потерпи!
В березняке созрели ягоды,
Поскорее их сорви!
Следующая группа - коми-пермяки.
Слайд № 20.
Коми - общее название двух народов европейской части России. Один из них коми-зыряне - живёт в республике Коми, другой - в Коми-Пермяцком автономном округе Пермской области. Численность всех коми - около 500 тыс. человек.
Коми-пермяцкая культура основана на собственных традициях. Богатейшие традиции обрядов и праздников связаны с земледельческим народным календарём, передаются из поколения в поколение.
Россия родная и Парма родная
Меня вы две матери добрых взрастили,
И боль в моём сердце,
И радость двойная,
Судьба по плечу мне и ноша по силе.
Встретились ли вам непонятные слова? Что такое Парма?
(Парма на языке коми - это природа).
Какие чувства переданы в стихах? (Любовь к русской природе, гордость за свою родину, её густые леса, полноводные реки, могучие сосны и ели, украшающие берега:. Народ ценит красоту своего края и называет зелёным золотом).
Есть ли сходство между татарской песней и коми-пермяцким стихотворением? (все любят природу и родину).
Какое животное встречается и на каких символах Пермского края? (медведь у коми - пермяков был священным животным, считался хозяином тайги и лесного богатства. А называли его на языке коми - Ош. Миша - Оша являлся героем многих коми - пермяцких народных сказок. Например, "Медвежья нянюшка", "Оша - Миша и его стряпухи").
Башкиры (слайд №20) насчитывают историю в несколько столетий.
Народный духовой инструмент - курай.
В Прикамье ежегодно организуются праздники и фестивали башкирской культуры.
Выступление фольклорного коллектива.
Удмурты (слайды №21,22).
Марийцы (слайд №23).
Рукоделие - главное достоинство марийских женщин.
Скажите, а в нашей группе есть люди разных национальностей? (Да).
Слайды №25, 26.
Как нужно относиться друг к другу (любить, уважать, помогать, помнить добро).
Слайд №27. Кунгур - мой город. Здесь я родилась. У русских есть пословица: "Где родился - там и пригодился".
Я призываю всех вас любить свою малую родину, украшать её, стройте заграницу у себя дома.
Благодаря новым технологиям мы с вами имеем возможность, оставаясь в классе, совершить заочную экскурсию по любому городу нашего края. Кунгур - моя родина. Пожалуйста, внимательно просмотрите фильм и ответьте на вопросы. (Просмотр фильма). (7минут).
Вопросы:
- В каком году образован Кунгур? (1663)
- Кто первый в крае начал заниматься добычей соли? (Строгановы)
- Назовите 3 реки, на слиянии которых образован Кунгур? (Сылва, Ирень, Шаква).
- Купцы-магнаты? (Губкин, Грибушин, Кузнецов).
- Кунгурские храмы?
- Название Кунгур-татарское, переведите (тёмный, смуглый, город куниц).
А сейчас - творческое задание: рукописная книга в память о нашей сегодняшней встрече. (Коллаж). (5минут).
Друзья, наш народ всегда считался очень хлебосольным.
Готовясь к этому мероприятию, мы пришли к выводу, что даже в наших кухнях есть много общего. Вы на пороге большой жизни. Как знать, может быть когда-нибудь вам придётся готовить блюда национальной кухни других народов. Будем считать наше мероприятие маленькой репетицией.
Продемонстрируйте, что у вас получилось.
(каравай, хворост, чек-чек.)
Рефлексия: друзья, узнали ли вы что-то новое о Пермском крае?
Вам понравилось?
Поднимите, пожалуйста, красные карточки те, кто ещё не всё узнал о Пермском крае, остались неоткрытые страницы?
А о чём вам хотелось бы узнать?
Пермский край является маленькой частью нашей огромной Родины.
Российский гимн прославляет все народы, живущие в стране, их мудрость является общим достоянием. (Гимн России).
По старинному обычаю мы приглашаем вас на чай, отведайте наши сладости.
Каждому из вас мы приготовили маленькие подарки - рецепты разных народов. Когда-нибудь вам это обязательно пригодится.