Цели:
1. Образовательные:
- познакомить со звуком [у] и буквой у;
- учить писать строчную букву у.
2. Развивающие:
- развивать фонематический слух посредством выделения звука из слова;
- развивать умение слышать себя и других;
- развивать внимание и мышление через умение анализировать, выделять главное, наблюдать;
- развивать речь и культуру речи учащихся через содержание урока, эталон речи (Речь учителя).
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать доверие друг к другу;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, организация рабочего места.
- Улыбнемся друг другу, дети, и с хорошим настроением начнем урок.
(Если дети не могут собраться, обратить внимание на то, на каком ряду дети красивее сидят).
Актуализация знаний.
На доске следующая надпись: ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ
- Что напечатано на доске? (Буквы).
- Что знаете о буквах? (Бывают печатные и письменные, могут обозначать звуки - гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие).
- Для чего нужны буквы? (Чтобы обозначать звуки на письме, научиться читать и писать).
- Поднимите руки те, кто уже знает буквы или умеет читать.
- Молодцы, уже все дети знают буквы и многие умеют читать!
- Прочитайте, что напечатано на доске.
- Получилось? (Нет).
Учитель предлагает детям самостоятельно найти выход.
- Найдите способ прочитать эту надпись. (Дети предлагают свои варианты).
Если дети не могут справиться, учитель предлагает свою помощь.
- А хотите я вам помогу?
Сначала прочитайте буквы, которые написаны красным цветом, а потом буквы, которые напечатаны, синим цветом. (Обучение грамоте)
- Молодцы!
Постановка проблемы.
- А зачем нужен урок обучения грамоте? (Чтобы выучить буквы, научиться читать, писать, составлять тексты, быть грамотными).
- Чему будете учиться сегодня? (Познакомимся с новой буквой, научимся ее писать, будем читать с этой буквой слова)
- А вот с какой буквой сегодня будем знакомиться, вы попробуете догадаться сами. А для этого я предлагаю вам отгадать загадки.
Решение проблемы.
- Слушайте внимательно.
Загадка первая:
Это кто там на тропинке
Домик свой несёт на спинке? (Улитка)
- Молодцы, отгадали загадку!
Загадка вторая:
Плавать - это вам не шутка,
Это знает даже ........... (Утка)
- И эту загадку отгадали!
Загадка третья:
В теплой сумке детвору
Носит мама............ (Кенгуру)
После каждой отгадки учитель на доску вывешивает картинку, на которой изображен предмет - отгадка.
Молодцы, вы отгадали все загадки!
На доске ряд картинок - улитка, утка, кенгуру.
- Как можно назвать группу этих предметов? (живая природа)
- давайте вспомним еще раз слова-отгадки. (Дети произносят слова хором вместе с учителем)
- Что заметили? (Во всех этих словах есть звук [у], а первое и второе слово начинается со звука [у])
Если дети не могут ответить на этот вопрос, то учитель уточняет.
- Какой одинаковый звук есть в этих словах?
- Произнесите этот звук (Дети произносят хором звук [у] вместе с учителем).
Ну, что, догадались с какой новой букой познакомимся? (С буквой у)
Учитель дает установку на правильную артикуляцию звука.
Чтобы правильно произнести этот звук, нужно сложить губы трубочкой и вытягивая их вперед произнести его (Учитель показывает и просит произнести звук детей).
-Покажите друг другу как правильно нужно произносить звук [у]- работа в парах.
Давайте вернемся к словам - отгадкам (На доске под каждой картинкой напечатано слово)
- Произнесите первую отгадку (Улитка).
- Какую позицию занимает звук [у] в слове улитка? (В слове улитка звук [у] занимает позицию в начале слова).
Далее так же определяется позиция звука в каждом слове-отгадке.
- Какое слово может быть лишним и почему? (Утка - потому что в этом слове 2 слога, а в других 3 слога, улитка - потому что это слово не начинается со звука [у], два других начинаются и в этом слове два звука [у].)
Данная работа сопровождается работой над схемой слова- дети самостоятельно выполняют схему каждого слова, показывают количество слогов, ударный слог и позицию буквы в слове. Затем сравнивают с образцом на доске.
-Приведите свои примеры, где звук у занимает позицию в начале слова, в конце слова, середине слова.
Открытие нового знания.
Введение буквы.
- Какой буквой можно обозначить звук [у]? (Буквой у)
Учитель вывешивает на доску картинку с буквой у печатной.
- Какая это буква? (печатная)
- На что похожа буква у печатная? (Ответы детей)
- Послушайте стихи о букве у.
У - сучок в любом лесу
Ты увидишь букву у.
-А на что еще похожа буква у печатная? (На сучок)
Учитель показывает картинку, где нарисована ветка дерева и сучок в форме буквы у.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
- Что это?
- С каким звуком познакомились? (Со звуком [у]).
- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой у)
- Вы, наверное, догадались какая тема урока? (Ответы детей и после ответов учитель чётко произносит тему урока и открывает ее на доске)
- Тема урока: Звук [у] - буква у.
Физминутка.
- Как воет ветер? (у-у-у-..)
- Как воет сильный ветер? (Дети усиливают силу звука)
- Сейчас будем выполнять физминутку "Ветер".
Я буду произносить слова, а вы будете их выполнять и сопровождать новым звуком.
Первичное закрепление - самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Корректурная проба - упражнение на внимание "Найди букву".
Каждому ученику дается листок, на котором можно увидеть ряд печатных букв (16). Найди и обведи букву у.
Взаимопроверка.
- Посчитай, сколько их? (5)
- Поднимите руку те, кто нашел 5 букв, 4 буквы и т. д. Учитель хвалит тех детей, которые справились с заданием и тех, кто нашел не все буквы.
- Какой звук обозначает буква у?
- Дайте характеристику звуку у. (С доказательством)
- Гласный (Поется, тянется, нет преграды при произношении);
- Может быть ударным/безударным (утка, улитка);
- Может образовать слог (ут-ка, у-жи).
7. Работа по учебнику Азбука (с. 58)
- Давайте откроем учебник и посмотрим, что там говорится о нашей букве.
- Почему буквы-человечки взялись за руки? (Они обозначают гласные звуки)
- Посмотрите, буква у стоит рядом с другими буквами, она тоже протянула им руку. Почему?
(Ответы детей)
Произносим звуки нараспев. Сколько гласных звуков уже знаем?
Гласные могут образовывать слоги. Проверим.
Чтение слогов.
1 столбик слогов - хоровое чтение, тянем гласный.
- Что общего во всех слогах? (Буква о)
Чтение 2, 3 и 4 столбиков слогов. Что общего в каждом из столбиков?
- Найдите среди этих слогов слово, что оно обозначает? (ты, указывает на кого-нибудь)
- Какой столбик слогов будет лишним и почему?
Чтение 5 столбика слогов.
-Что заметили? Встретили новую букву. (Букву у)
- На твердость или мягкость указывает звук у?
- произнесите новый звук, соблюдая правило произношения.
Физминутка.
-Дети, сядьте удобно, закройте глаза и произнесите звук у:
- покажите голосом, как воет ветер;
- как воет сильный ветер;
- как воет волк;
- как гудит паровоз.
Введение письменной строчной буквы у.
- С какой новой букой познакомились? (Буквой у)
- Какая это буква? (Печатная) На доске картинка с печатной буквой у.
- Какой звук она обозначает?
- А с какой ещё буквой нужно познакомиться? Зачем? (Ответы детей)
Учитель вывешивает на доску образец строчной буквы у.
Сравнительный анализ буквы у печатной и буквы у письменной строчной.
- Похожи ли эти буквы или различаются и чем?
- Где можно увидеть письменную строчную букву у? (В прописи)
Работа в прописи. (С.26)
-Рассмотрите строчную букву у.
- Из каких элементов она состоит? (крючок и прямая наклонная линия, переходящая в петлю)
На доске образцы элементов.
- Знакомы ли вам эти элементы? В каких буквах встречаются?
- Эти элементы вы уже писать умеете! Трудно ли будет написать букву у строчную? (Нет)
- Откуда буду начинать письмо буквы у? (Сверху)
Учитель обращает внимание на то, что буква строчная - основная часть буквы заключена в строке, особенность буквы - выходит вниз за рабочую строку.
Письмо строчной буквы у.
- письмо в воздухе с комментарием учителя;
- письмо пальцем на парте с комментарием одного из учеников.
- Чтобы правильно и красиво написать новую букву, надо вспомнить элементы, из которых она состоит.
- Сначала попробуем написать один элемент - наклонная прямая с переходом в петлю.
- Где пересекается петля? (На нижней рабочей строке)
- обведение буквы у по контуру в прописи, с.26 - с комментированием учителя и показом на доске.
- самостоятельное письмо.
- Обведите самую красивую свою букву.
- У кого получилось написать букву у красиво? Молодцы!
- У кого не получилось, не огорчайтесь. Ведь вы пришли учиться.
Закрепление зрительного образа (Вылепливание изученной буквы из пластилина).
- Ребята, перед вами лежит кусочек яркого пластилина, салфетка. Сейчас попробуйте вылепить свою букву.
- Сравните свои буквы с образцом.
- А теперь покажите друг другу свои красивые буквы. Вам понравилось?
Итог.
- С какой буквой познакомились?
- Какой звук она обозначает?
- Дайте ему характеристику (С примерами).
- Чему научились?
- Что больше понравилось?
- С каким настроением уходите с урока?