Урок обучения грамоте, 1-й класс по программе "Школа–2100", к учебнику Азбука Р.Н. Бунеева и др.

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

1. Образовательные:

  • познакомить со звуком [у] и буквой у;
  • учить писать строчную букву у.

2. Развивающие:

  • развивать фонематический слух посредством выделения звука из слова;
  • развивать умение слышать себя и других;
  • развивать внимание и мышление через умение анализировать, выделять главное, наблюдать;
  • развивать речь и культуру речи учащихся через содержание урока, эталон речи (Речь учителя).

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать доверие друг к другу;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие, организация рабочего места.

- Улыбнемся друг другу, дети, и с хорошим настроением начнем урок.

(Если дети не могут собраться, обратить внимание на то, на каком ряду дети красивее сидят).

Актуализация знаний.

На доске следующая надпись: ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ

- Что напечатано на доске? (Буквы).

- Что знаете о буквах? (Бывают печатные и письменные, могут обозначать звуки - гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие).

- Для чего нужны буквы? (Чтобы обозначать звуки на письме, научиться читать и писать).

- Поднимите руки те, кто уже знает буквы или умеет читать.

- Молодцы, уже все дети знают буквы и многие умеют читать!

- Прочитайте, что напечатано на доске.

- Получилось? (Нет).

Учитель предлагает детям самостоятельно найти выход.

- Найдите способ прочитать эту надпись. (Дети предлагают свои варианты).

Если дети не могут справиться, учитель предлагает свою помощь.

- А хотите я вам помогу?

Сначала прочитайте буквы, которые написаны красным цветом, а потом буквы, которые напечатаны, синим цветом. (Обучение грамоте)

- Молодцы!

Постановка проблемы.

- А зачем нужен урок обучения грамоте? (Чтобы выучить буквы, научиться читать, писать, составлять тексты, быть грамотными).

- Чему будете учиться сегодня? (Познакомимся с новой буквой, научимся ее писать, будем читать с этой буквой слова)

- А вот с какой буквой сегодня будем знакомиться, вы попробуете догадаться сами. А для этого я предлагаю вам отгадать загадки.

Решение проблемы.

- Слушайте внимательно.

Загадка первая:

Это кто там на тропинке
Домик свой несёт на спинке? (Улитка)

- Молодцы, отгадали загадку!

Загадка вторая:

Плавать - это вам не шутка,
Это знает даже ........... (Утка)

- И эту загадку отгадали!

Загадка третья:

В теплой сумке детвору
Носит мама............ (Кенгуру)

После каждой отгадки учитель на доску вывешивает картинку, на которой изображен предмет - отгадка.

Молодцы, вы отгадали все загадки!

На доске ряд картинок - улитка, утка, кенгуру.

- Как можно назвать группу этих предметов? (живая природа)

- давайте вспомним еще раз слова-отгадки. (Дети произносят слова хором вместе с учителем)

- Что заметили? (Во всех этих словах есть звук [у], а первое и второе слово начинается со звука [у])

Если дети не могут ответить на этот вопрос, то учитель уточняет.

- Какой одинаковый звук есть в этих словах?

- Произнесите этот звук (Дети произносят хором звук [у] вместе с учителем).

Ну, что, догадались с какой новой букой познакомимся? (С буквой у)

Учитель дает установку на правильную артикуляцию звука.

Чтобы правильно произнести этот звук, нужно сложить губы трубочкой и вытягивая их вперед произнести его (Учитель показывает и просит произнести звук детей).

-Покажите друг другу как правильно нужно произносить звук [у]- работа в парах.

Давайте вернемся к словам - отгадкам (На доске под каждой картинкой напечатано слово)

- Произнесите первую отгадку (Улитка).

- Какую позицию занимает звук [у] в слове улитка? (В слове улитка звук [у] занимает позицию в начале слова).

Далее так же определяется позиция звука в каждом слове-отгадке.

- Какое слово может быть лишним и почему? (Утка - потому что в этом слове 2 слога, а в других 3 слога, улитка - потому что это слово не начинается со звука [у], два других начинаются и в этом слове два звука [у].)

Данная работа сопровождается работой над схемой слова- дети самостоятельно выполняют схему каждого слова, показывают количество слогов, ударный слог и позицию буквы в слове. Затем сравнивают с образцом на доске.

-Приведите свои примеры, где звук у занимает позицию в начале слова, в конце слова, середине слова.

Открытие нового знания.

Введение буквы.

- Какой буквой можно обозначить звук [у]? (Буквой у)

Учитель вывешивает на доску картинку с буквой у печатной.

- Какая это буква? (печатная)

- На что похожа буква у печатная? (Ответы детей)

- Послушайте стихи о букве у.

У - сучок в любом лесу

Ты увидишь букву у.

-А на что еще похожа буква у печатная? (На сучок)

Учитель показывает картинку, где нарисована ветка дерева и сучок в форме буквы у.

Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!

- Что это?

- С каким звуком познакомились? (Со звуком [у]).

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой у)

- Вы, наверное, догадались какая тема урока? (Ответы детей и после ответов учитель чётко произносит тему урока и открывает ее на доске)

- Тема урока: Звук [у] - буква у.

Физминутка.

- Как воет ветер? (у-у-у-..)

- Как воет сильный ветер? (Дети усиливают силу звука)

- Сейчас будем выполнять физминутку "Ветер".

Я буду произносить слова, а вы будете их выполнять и сопровождать новым звуком.

Первичное закрепление - самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Корректурная проба - упражнение на внимание "Найди букву".

Каждому ученику дается листок, на котором можно увидеть ряд печатных букв (16). Найди и обведи букву у.

Взаимопроверка.

- Посчитай, сколько их? (5)

- Поднимите руку те, кто нашел 5 букв, 4 буквы и т. д. Учитель хвалит тех детей, которые справились с заданием и тех, кто нашел не все буквы.

- Какой звук обозначает буква у?

- Дайте характеристику звуку у. (С доказательством)

  1. Гласный (Поется, тянется, нет преграды при произношении);
  2. Может быть ударным/безударным (утка, улитка);
  3. Может образовать слог (ут-ка, у-жи).

7. Работа по учебнику Азбука (с. 58)

- Давайте откроем учебник и посмотрим, что там говорится о нашей букве.

- Почему буквы-человечки взялись за руки? (Они обозначают гласные звуки)

- Посмотрите, буква у стоит рядом с другими буквами, она тоже протянула им руку. Почему?

(Ответы детей)

Произносим звуки нараспев. Сколько гласных звуков уже знаем?

Гласные могут образовывать слоги. Проверим.

Чтение слогов.

1 столбик слогов - хоровое чтение, тянем гласный.

- Что общего во всех слогах? (Буква о)

Чтение 2, 3 и 4 столбиков слогов. Что общего в каждом из столбиков?

- Найдите среди этих слогов слово, что оно обозначает? (ты, указывает на кого-нибудь)

- Какой столбик слогов будет лишним и почему?

Чтение 5 столбика слогов.

-Что заметили? Встретили новую букву. (Букву у)

- На твердость или мягкость указывает звук у?

- произнесите новый звук, соблюдая правило произношения.

Физминутка.

-Дети, сядьте удобно, закройте глаза и произнесите звук у:

  • покажите голосом, как воет ветер;
  • как воет сильный ветер;
  • как воет волк;
  • как гудит паровоз.

Введение письменной строчной буквы у.

- С какой новой букой познакомились? (Буквой у)

- Какая это буква? (Печатная) На доске картинка с печатной буквой у.

- Какой звук она обозначает?

- А с какой ещё буквой нужно познакомиться? Зачем? (Ответы детей)

Учитель вывешивает на доску образец строчной буквы у.

Сравнительный анализ буквы у печатной и буквы у письменной строчной.

- Похожи ли эти буквы или различаются и чем?

- Где можно увидеть письменную строчную букву у? (В прописи)

Работа в прописи. (С.26)

-Рассмотрите строчную букву у.

- Из каких элементов она состоит? (крючок и прямая наклонная линия, переходящая в петлю)

На доске образцы элементов.

- Знакомы ли вам эти элементы? В каких буквах встречаются?

- Эти элементы вы уже писать умеете! Трудно ли будет написать букву у строчную? (Нет)

- Откуда буду начинать письмо буквы у? (Сверху)

Учитель обращает внимание на то, что буква строчная - основная часть буквы заключена в строке, особенность буквы - выходит вниз за рабочую строку.

Письмо строчной буквы у.

  • письмо в воздухе с комментарием учителя;
  • письмо пальцем на парте с комментарием одного из учеников.

- Чтобы правильно и красиво написать новую букву, надо вспомнить элементы, из которых она состоит.

- Сначала попробуем написать один элемент - наклонная прямая с переходом в петлю.

- Где пересекается петля? (На нижней рабочей строке)

  • обведение буквы у по контуру в прописи, с.26 - с комментированием учителя и показом на доске.
  • самостоятельное письмо.

- Обведите самую красивую свою букву.

- У кого получилось написать букву у красиво? Молодцы!

- У кого не получилось, не огорчайтесь. Ведь вы пришли учиться.

Закрепление зрительного образа (Вылепливание изученной буквы из пластилина).

- Ребята, перед вами лежит кусочек яркого пластилина, салфетка. Сейчас попробуйте вылепить свою букву.

- Сравните свои буквы с образцом.

- А теперь покажите друг другу свои красивые буквы. Вам понравилось?

Итог.

- С какой буквой познакомились?

- Какой звук она обозначает?

- Дайте ему характеристику (С примерами).

- Чему научились?

- Что больше понравилось?

- С каким настроением уходите с урока?